День Святого Валентина. Три слоя образа праздника.

Первый слой:

14 февраля до пришествия Христианства в скандинавской традиции почитали Бога Вали – Бога растений, покровителя плодородия и перерождения. Почему перерождения? Потому что к ноябрю землю сковывали морозы, жизнь застывала, замораживалась, покрывалась настом. Бросишь семечко в холодную, промёрзлую почву – оно погибнет. Это время сна, время покоя, время Солнышка Мертвецов-Богини Луны. И вот наступает метельный февраль. Совсем чуть-чуть и запоёт капель, согреваемая лучами мартовского Солнца. Это время перерождения. Это праздник поздних морозов, посвящённый уходы Богини Морены, Богини Луны и её волчьей свиты. Это праздник прихода Солнца. Зимняя Тёмная Ночь уступает место Светлому Летнему Дню. А так как жизнь не прекратилась, не погибла, не зачахла в это сложное и трудное время, она неумолимо требует своего продолжения. Именно поэтому в это время празднуется день влюблённых. Это время любовных признаний, время радостного излияния своих чувств. Состояние влюблённости зачастую связывают с состоянием болезненным. Человек ощущает изменения на телесном уровне. Зачастую влюблённый человек скидывает лишний вес, становится стройнее, появляется блеск в глазах. Потребность в еде уменьшается. Словно что-то пробуждается в теле, появляется тяга, желание. Недаром в состоянии влюблённости очень многое получается, словно крылья вырастают. Но куда же девается всё потом? И почему праздник влюблённых нужно отмечать каждый год? Для чего поддерживать этот обычай?

15 февраля по новому стилю или 2 февраля по старому стилю на Руси отмечалось Сретенье. Сретенье=Среча=Стреча=Встреча Зимы и Весны. Это время первых громниц. Именно в этот день можно было услыхать первые раскаты грома. Это появление первых звуков, которые ознаменовывали приход на землю Жизни. В этот день случались и сретенские морозы, и сретенские оттепели. В этот день бабоньки да мужики досаду избывали, устраивая зимоборы. Сшибали бабоньки рог у зимы в следующем обычае: ходили мужние женщины в головных уборах, так называемых киках. Кики могли быть однорогими и двурогими. Рожки – символ Богини Луны, так называемые месяцевы рожки, когда Луна находится в одной из своих фаз. Так вот, сшибить рог у Зимы означало скинуть Луну и очистить путь для Солнца-Батюшки. Умели наши предки со стихиями обращаться.

Второй слой:

История современного праздника дня Святого Валентина берёт своё начало с луперкалий древнего Рима. Каждый год 15 февраля здесь проводился праздник, называемый «Lupercalia» (от лат. lupo волчица), во время которого в жертву приносились животные.

Луперкалии — фестиваль эротизма в честь Богини «лихорадочной» любви Juno Februata и Бога Фавна (Луперк – волк — одно из его прозвищ), покровителя стад, который отмечался ежегодно 14 февраля. Значит, волк не задирал ни коровок, ни овец, ни каких-либо других бяшек, если был их покровителем? А в русских народных сказках волк или дурак, которого всё время обманывает лиса, или же волк является проводником в другом пространстве и помогает обрести Душу. Волк на Луну воет. В испанской сказке «Волчья ресница» сказано, что в вое волка таится вопрос: «Где Душа?»

В античное время детская смертность была очень высока. В 276 году до Р. Х. Рим чуть было не вымер в результате «эпидемии» мертворождений и выкидышей. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания (порки) женщин с помощью жертвенной кожи. Люди, которые по каким-либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к магическим обрядам, чтобы обрести способность к деторождению.

Из шкур жертвенных животных изготавливались бичи и после пира, молодые люди брали бичи и выходили в город пороть женщин. Бичи изготавливались из кожи козла – символа плодородия и изобилия. Для чего это делалось? С целью активизации работы всего женского организма, в особенности матки и придатков. Прилив крови, вызываемый действиями кнутов, заставлял все женские органы работать более активно. А если учесть, что это время ознаменовывалась началом подготовки земли к полевым работам, то жизненная активность в это время значительно повышалась. Необходимо было активизировать жизненные силы организма к приходу весны после долгой длинной зимы.

Третий слой:

Эта история датируется примерно 269 годом, в то время Римской Империей правил император Клавдий II. Воюющая римская армия испытывала острый недостаток солдат для военных походов, и военачальник был убежден, что главный враг его проблем – это браки, ибо женатый легионер о славе империи думает гораздо меньше, чем о том, как семью прокормить. И дабы сохранить в своих солдатах воинский дух, император издал указ, запрещающий легионерам жениться.

Влюбляться-то солдаты меньше от этого не стали. Нашелся и человек, который, не страшась императорского гнева, стал тайно венчать легионеров с их возлюбленными. Им был священник по имени Валентин из римского города Терни. Он помогал мирить поссорившихся, помогал писать любовные письма и дарил по просьбе легионеров цветы их возлюбленным.

Как только об этом узнал император, он решил пресечь деятельность Валентина и приговорил его к казни. Трагедия ситуации была ещё и в том, что и сам Валентин был влюблён в дочку тюремщика. За день до казни священник написал девушке прощальное письмо, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Это письмо в последствии получило название «валентинка». Отсюда берёт свои корни обычай писать валентинки. Забавно получается: писать валентинку сейчас = дарить радость, признание в любви любимому человеку, написание письма священником Валентином означало написание прощального письма перед смертной казнью своей возлюбленной. И получается, что данный образ стал одним из символов дня влюблённых.

Так неужели в основе праздника всех влюблённых лежит прообраз казнённого священника Валентина, впоследствии канонизированного, образ мук, отчаяния и печали? И от святого Валентина исходит обычай писать валентинки и дарить цветы своим возлюбленным? Странно, что образ безрадостной любви становится символом любви. Или это не совсем так? Ведь в этот день мы почитаем отнюдь не Святого Валентина, а самих себя и своих любимых? Просто очень важно, что бы это было разрешено официально. Но тогда официально, по Святцам, мы почитаем именно католического святого Валентина. А так как это разрешено официально, значит, в этот день можно и нужно признаваться в любви, можно и нужно дарить валентинки, можно и нужно изливать свои чувства? А что же делать в другие дни? Ждать следующего дня святого Валентина, чтобы, почитая его память, заодно признаться в любви и своему любимому человеку? Мы сами уже не можем признаться в любви друг другу? Или можем, но не хотим? Или уже не хотим и не можем?

Но почему плотская любовь стала запретной? И почему русский праздник всех влюблённых, посвящённый святым Петру и Февронии1, отмечаемый 8 июля (25 июня по старому стилю) и канонизированный в христианской традиции, приурочен ко дню Ивана Купалы – Бога вожделеющей, искрящейся, плотской любви? А день святого Валентина приурочен к празднику Луперкалий?

Так что же мы все отмечаем 14 февраля? День памяти безрадостной любви Святого Валентина, который претерпев муки, теперь имеет право быть почитаемым? Или день влюблённых? Но тогда для полноты образа все влюблённые обязательно должны быть несчастными и безрадостными. (А может быть, так и есть в современном мире?) Или же с уходом всех древних, коренных обычаев стало так не хватать подобного праздника, что несмотря на то, что произошла смена религии, подобный праздник остался таким же необходимым, но менее значимым, нежели Рождество и Пасха? И мы как бы просто отмечаем очередной праздник, потратив на отмечание определённую сумму денег? Забавно и то, что день святой Анастасии, разрешающей от тюремных уз, отмечаемый 4 января, приурочен ко дню рождения Иисуса Христа, то есть приурочен к обряду разрешения женщины от бремени. Так от каких же уз разрешает Святая Анастасия? И в преддверии чего пишется валентинка?

Странно как-то всё это, как впрочем и наш образ жизни вот из-за таких вот перевёртышей очень странен, рванен, и ущербен. Или не странен, а закономерен?

Страницы: 1 2