Женские народные обряды

Обряд на проверку знания свойства
Помимо обряда-пострига или обряда развязывания ума проводился еще один обряд, который можно назвать обрядом на проверку знания свойства.

В загадках и песнях ему соответствует основной корпус вопросов об устрой­стве мира. Если обратиться к более древним загадкам, то можно увидеть, что ответить на них невозможно, потому что картина мира, в которой жил наш предок, очень изменилась по сравнению с картиной мира, в которой мы живем сейчас. Такие загадки может отгадать только тот, кто знает ответ. Это загадки об устройстве того мира, в котором жил человек, загадывающий эти загадки!

Зачастую загадки типа: Что растет без кореньев? или Что бежит без поводу? разгадать было нельзя, так как угадать подобные ответы невозможно, их можно только знать. А если ребенок знает ответы на подобные вопросы — значит он видит мир так же, как и тот, кто ему подобные загадки загадывает. То есть картина мира у того, кто спрашивает и у того, кто отвечает одинаковая. Это был своеобразный экзамен на свойство среди своих.

После вопросов девочка должна была, спрыгнув с лавки, попасть в подставленную ей открытую поневу, одежду типа юбки, которую раньше носили замужние женщины. Женщина, держащая поневу, говорила: «Вскочи, дитетко, вскочи, милое». А девка отвечала: «Хочу — вскочу, хочу — не вскочу!». Если она не попадала в поневу или отказывалась прыгать, посвящение откладывалось на год. (Это же действие делала и невеста-сговоренка перед свадьбой)

Вот текст песни, в которой старый дедка проверяет девочку-семилетку:

По улице, по улице по широкой.
Ладу, ладу по широкой.
Бежит девка, бежит девка — семилетка.
За ней бежит, за ней бежит старый дедка.
Постой, девка, постой девка-семилетка.
Сгадай, девка, сгада, девка семь загадок.
Не сгадаешь, не сгадаешь — дурой будешь.
А сгадаешь, а сгадаешь — умной будешь.
Изволь, девка, изволь, девка отгадати.
А что горит, а что горит без пожару?
А что светит, а что светит во всю землю?
А что бежит, а что бежит без уходу?
А что цветёт, а что цветёт без опаду?
А что растёт, а что растёт без кореньев?
А что плачет, а что плачет без рыданья?
А что вьётся, а что вьётся выше дубу?
Ох, ты хитрый, ох ты хитрый старый дедка!
Солнце горит, солнце горит без пожару.
Месяц светит, месяц светит во всю землю.
Вода бежит, вода бежит без уходу.
Укроп цветёт, укроп цветёт без опаду.
Камень растёт, камень растёт без кореньев.
Лошадь плачет, лошадь плачет без рыданья.
А хмель вьётся, а хмель вьётся выше дуба.

В строчке: «Не сгадаешь – дурой будешь!» — не хватает слова считаться, а именно это слово сюда и напрашивается. А считать дурой или умной будут свои. Таким образом старый дедка проверяет девочку-семилетку на знание очевидностей того мира, в котором они оба живут. После чего эта девочка станет признана своей, а свои это те, кто живут в одном мире и видят мир одинаково. Настоящий мир нельзя видеть оди­наково. Это каждый раз мир только для тебя, но живя в определенном сообществе его можно заменить миром из одинаковых очевидностей! Потому что у каждого сообщества свой набор очевидностей.

Но разве задача заключается в том, чтобы стать дурой или умной? Задача заключается в том, чтобы стать самой собой. Но так как человек живет в сообществе, ему необходимо знать законы устройства того мира, в котором он живет.

Обучение свойству и знанию очевидностей устройства мира после 3 лет происходит уже среди других людей, мир расширяется до границ двора, а потом и до границ деревни или села. Ребенок выходит за пределы дома и знакомится со своими сверстниками. Ребенок оказывается в игре, а с определенного возраста и в хороводе, где понятия видеть и узнавать как правильно и как неправильно закреплялось порой даже с жестокостью через насмешку и издевку.

Именно этот экзамен-посвящение и описывает песня о девочкеемилетке, в которой старик загадывает ей загадки.

Итак, происходит признание пола девочки и признание ее своей в крестьянской общине. После обряда посвящения в пол ее встречают в общине уже как работницу. Таким образом происходит ее официальное признание, ее официальная встреча.

Игра – деятельность детей.

Игра – то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи для того служащие // играть – шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой. В народе существуют такие выражения: охотник до игр, уж больно охоч до игр. В настоящее время понятие игры связано с понятием желания, а понятие работы с понятием долга. Глаголы, выражающие долженствование сопрягаются в сознании человека с образом работы, а глаголы, отражающие потребность, желание — с образом игр, потех, увеселений. Игра – это радость. Играя, ребёнок находится в состоянии радости. В игре не осознанное им обучение проходит радостно.

В игре ребёнок учится узнавать мир, т.к. в игре обучаться легче. Играя, ребёнок не думает, что он обучается, а, тем более, работает. И с каждым разом, с каждой последующей игрой ребёнок только совершенствует свои навыки. В каждой игре существуют свои законы, о которых дети договариваются в самом начале игры.

С одной стороны, игровые законы – неписаные законы. Они могут передаваться детьми из уст в уста. Ребёнок является хранителем древних обычаев, законов, обрядов. С другой стороны, и в ходе игры дети продолжают создавать свои законы и свои обряды. С течением времени может изменяться словесный ряд, но суть и форма остаются неизменными. Таким образом, у детей появляются свои обычаи, выраженные в игровых законах. Нарушение обычая влечёт за собой разрушение сложившегося уклада уже устроенного мира, а, следовательно, за нарушением должно последовать наказание в кругу своих же, детей. Также неумение, неловкость подлежит наказанию. Зачастую результатом игры может являться наказание за проигрыш. Не всегда для ребёнка достаточно одного наказания. Будучи наказанным один, два, три раза ребёнок начинает осознавать свою ответственность. Он учится отвечать за тот поступок, который совершил. Именно по этой причине в игре должно быть всё предусмотрено. Установление законов предусматривает возможность нарушения их. Закон обуславливает наказание для нарушителя закона. Нарушение не может быть не замечено, следовательно, должен быть противовес, который приведёт сложившуюся ситуацию в состояние первоначального равновесия. В каждой игре ребёнок обучается какому-то определённому действию. Итогом игровой деятельности ребёнка становится умение управлять окружающим его миром. Управление – одно из условий человеческого общежития. Игра даёт возможность научиться управлению в кругу своих сверстников в защищённых условиях.

Игра для ребёнка – это жизнь «понарошку», проживание какой-либо ситуации «понарошку». Проживание – это процесс. Получение каких-либо определённых навыков – это результат. Однокоренные слова слова понарошку: нарочно, наречно, нарок, нарекать. Здесь явно просматривается корень -рек / -реч. Синонимом этого слова является слово говорить. Таким образом, зная то, что в игре всё понарошку, дети могут заключать любые договора. «То – не игра, что взаправду пошла», — гласит пословица. Договариваясь между собой, дети устанавливают свои законы, свои правила и порядки. Игра для ребёнка – заранее оговоренная, а значит ожидаемая ситуация. Создание своих законов и правил в ходе игры, заключение договоров перед игрой – это предостережение от несправедливой игры. Договора являются залогом успешного хода и окончания игры. Добиться игры по справедливости (с-праве-дливость – длящейся, идущей по правилам; справедливо – с правом) можно благодаря установлению законов. Следовательно, законы должны быть такими, чтобы никому не было обидно. Ведь если ребёнок обидится, то он не будет играть с обидчиками, и, находясь в обиде, может разрушить всю игру. Считалка является первым или одним из первых договоров на игру. Ей может предшествовать непосредственный договор.

Одной из причин сохранения игровых обычаев является условие их справедливости. Каждый ребёнок очень внимательно следит за тем, как другой выполняет установленные правила. Дети требуют друг от друга беспрекословного выполнения игровых законов, чтобы никому не было обидно. Где закон, там обида. Слову закон в русском языке предшествовало слово покон (покон – исконный обычай, порядок, заведенье, поверье // то, что ведётся искони // начало, раз //Поконом мир стоит. Из покону века такой обычай. Свет спокон веку неправдой стоит). Покон – то, что идёт от самого начала, то есть от сотворения мира. Закон, покон, конец, начало – однокоренные слова, имеющие в своей основе индоевропейский корень —kon //-ken. Понятие кон связано с такими понятиями как граница, край. В играх слова с таким корнем сохранились, например, в игровой приговорке: «Кто по городу не ходит, тот четыре кона водит». Слово кон в современных играх может заменяться на слова: раз, партия, очередь, черёд; тебе начинать. Тот образ, который не знаком ребёнку постепенно вытесняется узнаваемым образом. На место непонятного образа предмета, вещи или явления приходит тот образ, который ребёнок сам видел и может описать.
О работе и игре
В пословице: «Делу время – потехе час» скрыта одна из основополагающих мыслей об игре и работе. Рассматривая час как составную часть времени, а не как противопоставление ему, игру точно также можно рассматривать как часть дела, работы. Являясь частью, она в то же самое время включена в общее понятие дела. Дела детей – игры! Время состоит из часов, часы – это составные элементы времени, одновременно наполняющие его. Следовательно, работа может быть игрой, и игра может быть работой. Тогда отношение к работе, к делу может быть изменено. Работа может стать не долгом, а радостью, как для ребёнка, так и для взрослого. В святки Боги спускаются на землю, чтобы потешиться, порадоваться вместе с людьми! И недаром на Руси было так много праздников, которые сопровождались всевозможными играми, хороводами, песнями! А в самих словах игра и хоровод спрятано слово солнышко. (Ра— — солнце, хоро – солнце). То есть игры, хороводы – это солнечные божественные забавы! Солнышко играет, люди свадьбу играют, дети играют в игры! На праздниках игры устраивают! Все самые радостные моменты бытия ознаменованы играми. Так может игра – это не исключение, а естественное состояние человека, который забыл о сути этого явления?
Охота, потеха, забава, игра сближены в русском языке! И зачастую выступают синонимами. Забава – один из способов иссушения охоты через потеху и игры. Люди склонны к постоянному противопоставлению игры и серьезного отношения к жизни. Серьезное отношение к жизни характеризуется тем, что человек дееспособен в отличие от ребенка, который все делает играючи. И зачастую в человеке происходит надлом, ведь понятия игры и работы разъединены в сознании современного человека. Но на Руси и по сей день говорят: «Не выучит охота, выучит неволя» или «Охота пуще неволи». Охота – что-то очень сильное, но принятие решения быть ответственным за свою жизнь калечит душу человека, происходит надлом. Человек забывает про охоту, но где-то в глубине души что-то постоянно мучит его и не дает покоя. В охоте приходит человек в этот мир. Охота, хотение – слова одного порядка и близки таким понятиям как желание, влечение. Когда человек чего-то хочет, и его охота не иссушена, никакие запреты не смогут иссушить ее. И именно игра позволяет иссушению многих желаний. Недаром в обрядах календарного цикла существовали специальные дни, когда можно было в игровой форме делать то, что запрещалось в обычные дни! (Вспомните хотя бы Святки, Масленицу или праздник в честь Ивана Купалы).

Игра есть светлая и солнечная охота и верный путь реализации желаний!
«Не играла ворона вверх летучи, а на низ летучи, играть некогда!»
О человеке, спохватившемся слишком поздно!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42