Женские народные обряды

Масленица
Начиная печь заранее блины, хозяйка посылала мальчика лет 8-10 встречать масленицу: давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал:

Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону
И пахать пойду.

Когда начинали праздновать малую Масленицу и ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом: «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», — того били лаптями. В этот же день ребята здесь с особым азартом катались с гор: суще­ствовала приметакто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.
В первый день праздника дети обходили избы деревни, поздравляли с наступлением масленицы и выпрашивали блины:

«Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!»

«Ах ты Домнушка,
Красно солнышко!
Вставай с печи,
Гляди в печь,
Не пора ли блины печь!»
пропев под окнами такую песенку, ребятишки входили в дом и просили: «Подайте широкой Масленице!», — если хозяйка подавала мало, ребята убегали со словами:

Паршивые блины
По аршину длины!

После обеда дети собирались на горе и, скатываясь, вы­крикивали:
«Широкорожая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!»

В воскресенье Прощеный день устраивали проводы Mасленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу:

«Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли не дрова –
Осиновы дрова,
Березовы дрова!
Подавайте их сюда
На Масленицу,
На горельщицу!»

Или:

«Масленка миленька,
Дай нам дровенки.
Мы поедем к Богу в горенки,
Там погуляем, попов поругеам».

У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:

«Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!»
Молодежь вела себя более бурно и выкрикивала:
«Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!»

Средокрестие (среда на четвертой неделе Великого Поста)
В среду ребятишки ходили по деревне поздравлять всех с окончанием первой половины поста, пели (выкрикивали) специальные песни и получали за это угощение, печенье в виде крестов, специально выпекаемое в этот день, пироги:

Кресты-пророки,
Побежали по дороге,
Увидали Христа,
Заиграли в три листа!
Хрен да редька обломились,
Под гору покатились!
Хозяин с хозяйкой выходите,
По крестику выносите!

Вербное воскресенье
Ветками принесенной из церкви вербы хлестали друг друга, и в первую очередь детей, или дети хлестали друг друга, приговаривая:

Верба, верба.
Верба хлёст.
Верба хлёст
Бьет до слез.
Верба синя
Бьет несильно,
Не я бьюверба бьет!

Били детей, чтобы они лучше росли.

Чистый четверг
В этот день дети закликали зверей. Они носили в овин кисель и звали зверей: «Волки, медведи, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть!», — этот обряд проделывался детьми для того, чтобы звери насытились и летом не тронули домашнюю скотину, пасущуюся на лугах, в полях, лесах.
В этот день дети бегали в лес в поисках мутовок для взбивания масла. Найдя соответствующую палочку с четырьмя или пятью отростками на конце, они гадали, произнося: «Мутовка-плутовка, мутовка-плутовка». По одной примете, если выпадало на слово мутовка, то мутовка будет хорошо сбивать масло, по другой, если выпадало на слово плутовка.
Родители отправляли детей пошевелить камешки на дороге, чтобы курицы неслись не в чужих дворах, а в собственных.

Пасха
На Пасху многие старались подкараулить мгновение, как солнышко играет, не спали всю ночь в ожидании солнечного благолепия. Дети даже обращались к солнцу с пе­сенкой, забираясь на какой-нибудь высокий пригорок:

«Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!»

Или же дети смотрели на солнышко через листву деревьев, как скачет солнышко, как оно играет. Отсюда и возникает ассоциация скачущего солнышка и скачущего зайчика, последний в данном случае является символом огня и света, то есть солнышка или луны, месяца5. Само солнышко среди детей называется Божьим яйцом, а звездное небо – решетом, полным яиц. Но когда-то заяц был Богом и принимал участи в сотворении небесных светил и самого человека.

По одному из славянских поверий, заяц снес пасхальные яички специально для детей. И в Пасху дети заранее готовят гнездышки, а родители кладут им туда яички.
В Пасхальную неделю детям разрешалось звонить в колокола на колокольне. У того, чей звон будет громче всех и кто успеет прозвонить раньше всех лен будет самым высоким, урожай ржи или гречихи будет лучше всех.
Также в Светлую неделю устанавливали качели. Дети старались качаться как можно выше, чтобы и лен уродился высоким.

Приметы и поверья девочек
Надо есть хлебные горбушки, чтобы грудь росла. Или: Нельзя есть хлебные горбушки, иначе выйдешь замуж за горбатого.
По заду бить, нельзя женихов отобьешь.
Шпильки подбирать нельзя, женихов теряешь, бери сама.

Чтобы научиться плясать, нужно плясать одной или в черной бане или в хлеве. Когда в хлеве пляшешь, то нужно припевать:

«Дедушка, сарай,
Научи меня плясать!
Здесь никто меня не видит,
Одни овцы глядят».

Вдвоем нельзя плясать, иначе толка не будет.

Это далеко не все обряды, в которых дети принимали участие. Но для того, чтобы увидеть, как ребенка с младенческих лет включали в жизнь общины, эти небольшие выдержки здесь и приводятся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42