Женские народные обряды

3. Переход в статус невесты. Готовность к восприятию и обучению / 22 марта — Встреча весны. Прилет птиц из Вырея.

Состояние природы

Название месяца март пришло из Византии. Март назван в честь бога Марса, который первоначально был покровителем полей, урожая, скотоводства, впоследствии стал богом войны. Большинство обрядов в марте посвящены изгнанию зимы и встрече весны. Март — время пробуждение земли от зимнего сна, приход весны. Мара, Мороз, смерть, сон – в данном случае это слова одного порядка, так как это время, когда жизнь и бодрствование только вступают в свои права. Даже в слове март мы слышим мар. Именно поэтому в марте месяце такое количество обрядов по изгнанию марыкикиморы, в образе которой одновременно воплотились и смерть, и зима, и сон!
Мара, марена – это кукла-чучело, олицетворяющее собой смерть, которая обязательно должна быть уничтожена. В календарных обрядах смерть – это персонаж ряжения. Земля просыпается, пробуждается ото сна, зима не хочет уходить. Отсюда насылает кумоху, марево, размаренность. Марит в раннюю весну, когда солнце знойно припекает груды рассыпчатого снега, топкую грязь, а волнистые пары производят то же, что знойные летние испарения. В это время клонит ко сну, развязывает все суставы, отуманивает, одуряет, тянет в дрему. Землю размаривает и человека размаривает.
До 1492 года Новый год на Руси начинался 1 марта. 1 марта – день святой Мариамны. В народном месяцеслове Праведница Мариамна превратилась в Маремьяну-Кикимору. Еще в XIX веке сохранялся обычай не работать в этот день. 1 марта по старому стилю почитали Святую Евдокию, в день которой происходило первое закликание весны, сжигание куклы Марены (Мары), олицетворяющей собой зиму и смерть. В связи с тем, что по новому стилю отмечание перешло на 14 марта и сроки встречи весны передвинулись на 13 дней, то все же календарная приуроченность изгнания зимы закрепленная за 1 марта, сохранилась в почитании в этот день Св. Маремьяны, которая по созвучию своего имени связана с богиней Марой-Мареной — богиней зимы и ночи, и с кикиморой.
Народ представлял Кикимору очень по-разно­му: женой домового или лешего, хозяйкой избыма­ленькой, сухой, уродливой, старой; или девкой с белым лицом, черными глазами и длинными черными волоса­ми. Иногда она помогает хозяевам, предупреждает их о беде, но иногда сама вредит по мелочам.

О погоде 1 марта говорили: Вздел Ярило зиму (Марену-смерть) на вилы.
14 марта в день преподобномученицы Евдокии по старому стилю (1 марта) праздновался Новый год. Евдокия весну снаряжает. Евдокия заведовала весной и хранила ключи от весенних вод. Она отмыкала весну и замыкала зиму. А вот открытие и отмыкание земли происходит 7 апреля в Благовещенье. Зиму проклинали, а весну заклинали и закликали! Зима-смерть должна уйти, а весна-жизнь должна прийти. Весна сменяет зиму. Проклятие направлено на смерть, а заклятие – на жизнь. Дети бегали по пригоркам с выпеченным в виде птичек печеньем и кликали весну: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко». Выпекание различных печений – это принесение жертвы стихиям, их угощение, задабривание, заключение с ними договора.

С этого дня женщины начинали белить холсты, так как в этот день все подземные холсты закипают и облегчают работу.

Картина мира
Богиня Лада-созидательница вступает в свои права. С богинюшками-берегинюшками соотносятся древние силы плодородия и самой жизни. Рожаницы, юные девы-се­стры, которые обитают на небе, на земле и под землей, в пещерах и в жилищах. Они распоряжаются судьбой человека. Среди рожаниц особое распространение получили Ла­да и Леля. Культ их предшествовал культу мужского божества Рода и значительно пережил его — вплоть до XIX века.
Ладодение — встреча весны. Приурочена к весеннему равноденствию как и праздник Сороки. Лада – женское проявленное начало Бога Рода, супруга бога Сварога, воплощение весны и летнего плодородия, богиня любви и красоты. Она ладит, налаживает, гармонизирует мир. Своими теплыми ладошками согревает его. (Недаром бабушки-знахарки своими руками ладили родившегося ребенка, правили его тело). Ее связь с брач­ными узами подтверждается сохранившимся до наших дней называнием супруги(га) и возлюбленной(го) ладой. Лады – помолвка.
Ладо так называли супруга богини Лады. Ла­до — бог свадебных пиршеств, веселья, любви и согласия. Юноши приносили ему жертву для обеспече­ния успеха в предстоящем брачном деле. К нему обраща­лись в надежде, что Ладо будет способствовать счастли­вой супружеской жизни. Где мир да лад, там божья благодать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42