Женские народные обряды

Итак, возвращаемся к сказке:

В некотором царстве жил купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет.
7-8 лет – обряды, когда совершался обряд посвящения в пол, обряд на проверку знания свойства. (Кстати к этому же возрасту относится обретение ребенком понятия о стыде). Но вероятнее всего, этот обряд относится к более позднему периоду, именно к тому, когда девочка становится девушкой и переходит в статус невесты, ведь Василиса в доме у Бабы-Яги проходит весь тот круг домашних обязанностей, которые выполняет женщина в своем хозяйстве. А этому необходимо учиться перед вступлением в брак.
С того момента, как мать поцеловала дочку и померла, для Василисы начался переход. Но умерла ли мать, если сначала девочка оказывается у мачехи, а потом попадает в лес к Бабе-Яге, живущей на границе миров? Они просто разошлись по мирам. Они умерли друг для друга, так как находятся в разных мирах.
Отец женился на вдовушке, которая девушку всяческими работами загружала. Василиса безропотно все переносит и с того только полнеет да хорошеет. Прошлонесколько лет. Василиса выросла и стала невестой. Через некоторое время пришлось отцу по делам отлучиться, а жена его тем временем перешла на житье в другой дом.
Василиса все переносила безропотно и с каждым днём все хорошела и полнела! Ведь от таких трудов она бы чахнуть должна была начать. Но Василиса только хорошела, значит состояние, в котором она находилась, исполняя порученную ей работу, было отличным от нашего. И что интересно, умерла добрая, любящая и ласковая мать, а появилась мачеха. Появилась куча всяких разных испытаний, а девушка только расцветает.

Если вспомнить восстановленные обряды по посвящению в пол мальчиков, которых специально уводили в лес и устраивали им очень серьезные испытания на грани между жизнью и смертью, то вероятнее всего речь идет о том, что девочку отдали в один из женских половозрастных союзов. И ведь основное действие начинается с того момента, когда она стала невестой. И опять происходит расставание с родителем. Если первый раз девочка рассталась с матерью, когда ей было 8 лет, то когда она перешла в статус девушки-невесты, ее покидает отец. А мачеха ничего лучшего не находит, как переселиться в дом около дремучего леса. Даже если у нее было такое сильное желание извести Василису, должна же она была позаботиться о своих дочках. Скорее всего речь идет о том, что девочка попала в женский дом, где и будет проходить одна из стадий ее посвящения. Сначала она попадает к мачехе, а потом к бабе (бабке). И там Василиса живёт с другими такими же девочками, которые готовятся к принятию посвящения во взрослые женщины, то есть к замужеству, уменью содержать дом и рождать детей. При чем все девочки сидят и работают. И вот, первая, кто готова, отправляется в следующий дом — к Бабе-Яге. А задача старшей женщины в том и заключалась, чтобы отследить, кто готов пройти следующую стадию посвящения.
И о чем же беседуют девушки во время своей работы: они запугивают друг друга всякими разными историями. Помимо того, что девочки или девушки сами стращают друг друга, но существует еще очень много всевозможных поверий о Параскеве-Пятнице (Середе) – Богине, покровительствующей прядению, которая ходит по домам и смотрит, кто в какое время прядет. Как прядет, оставляет ли недоделанную работу. Параскева может пряжу спутать, а может наказать за то, что в неурочное время работали. И наказывает именно за прядение. И девушки все время это рассказывали друг другу, повторяли, как Параскева-Пятница наказать может. А Василиса именно пряла в то время, когда в доме свет исчез.

Итак, Василису отправляют к Бабе-Яге за огнем. Но как могло так случиться, что в доме погас огонь. Ведь отношение к огню было очень почтительное.
Вот некоторые приметы об огне для того, чтобы понять, какое к нему было отношение:

Легенда
Огонь недоволен был хозяйкой за то, что она заметает его грязным веником и ничего не подстилает, ничем не укроет его, не сгребет в плошку и не спрячет в печь. «Может быть, она исправится», — говорил другой огонь, у которого хозяйка была добрая, всегда его перекрестит и сбережет. Сошлись оба огня у плохой хозяйки и один другого спрашивает: «Ну что, поправилась?», — «Нет, сегодня же сожгу ее избу», — отвечает обиженный огонь. Услыхала женщина угрозу и тотчас же сгребла уголья в загнетку и стала потом всегда делать так, то есть загребать огонь особым веником, а не тем, которым метут пол, всеми способами стараясь избегать дотрагиваться до огня ножом, топором или говорить про огонь что-либо бранное или неприличное.

Зажигали огонь с молитвой и гасили с молитвой. Гасили огонь на ночь со словами: «Спи, батюшка огонек!» В печи на ночь оставляли огню горшок с водой и полено, чтобы огню было, что есть и что пить.

Женщина, не сберегшая огня, не могла быть хранительницей домашнего очага. Задача женщины в том и состояла, чтобы сохранять огонь в доме.
Погасить огонь – это преступление, грех. Живой огонь разжигали мужчины. Вытирали живой огонь также только мужчины. Женщины даже не подпускались к этому. Считалось, что они оскверняли огонь: они могли только взять и разнести огонь, хранить его. И в сказке показан дом, где женщины допустили затухание огня.
И отправляется Василиса, перепуганная до сметри, к Бабе-Яге, но при себе всегда держит свою куколку – матушкино благословение. Это куколка-берегинюшка, которых крутили в дервнях для себя как сами девочки, так и старшие женщины делали для своих детей таких куколок.

Вариантов этой сказки существует очень много. И вот в одном из ее вариантов есть такой эпизод, когда девочка приходит к Бабе-Яге и просит у нее огонь, а Баба-Яга спрашивает Василису, почему она, Баба-Яга, должна давать ей огонь, на что девочка, посоветовавшись с куколкой, отвечает, что она попросила об этом. Баба-Яга согласилась с тем, что Василиса правильно ответила.. Таким образом, Баба-Яга проверяла Василису, в разуме ли она находится или нет. А вот после того, как Василиса попросила, Баба-Яга выставляет свои условия на основе которых она согласна удовлетворить просьбу.

Какие же испытания проходит Василиса? Она разбирает зерна, мак, варит еду, стирает. Девушке дается указание делать всевозможные домашние работы. Она у этой страшной Бабы-Яги не делает никаких работ, которые невыполнимы. Она должна двор вымести, избу вымести, обед состряпать, бельё приготовить, да пойти в закром очисть пшеницу от чернушки. Она делает самые обычные домашние работы, но делает их поначалу в состоянии предельно запуганном. То же самое, что делала до этого у мачехи, но очень запуганная. Но прежде, чем что-то сделать, она молится перед куколкой и просит помощи. И на первый взгляд кажется, что всю работу за Василису выполняет ее куколка. И благодаря вот этим молитвам, она переходит в молитвенное состояние, она из запуганности переходит в себя, она начинает слышать себя. И ведь как Василиса на вопрос Бабы-Яги: «Все ли сделано?» отвечает: «Изволь посмотреть сама, бабушка», а перед этим она уже и по дому походила, и все оглядела, страху е девушки уже поубавилось.
Все те задания, которые девушке задает Баба-Яга для Василисы не новы. Поэтому задача Бабы-Яги заключается не в том, чтобы научить ее стряпать, стирать (это она показала еще в доме у мачехи), а проверить, в каком состоянии она может выполнять эту работу. При чем Баба-Яга назначает очень короткие сроки, в которые невозможно уложиться. В чем же состоит суть подобных заданий? Пройти страх смерти и перейти в молебное состояние. И вот здесь совершается переход. Именно в такие моменты страх смерти пропадает. Василиса ощущает себя и в то же время она готова слиться с целым. Она выходит на уровень божественности. Она перестает пугаться. Потому что мак от земли иначе не разберёшь! Это работа не трудная, но уж очень нудная и кропотливая: поди-ка ты справься с такой работой! И задача была — убедиться в том, что эта девушка готова стать хозяйкой дома, то есть она сдает экзамен на хозяйку дома.

Василисе помогала её куколка. Без этого — где бы девочке сладить со всею работаю. Зато Василиса сама, бывало, не съест, а куколке — оставит самый лакомый кусочек и вечером, когда все улягутся, она запрётся в чуланчике потчует её, приговаривая: «На куколка, покушай, моего горя послушай. Живу я в доме у Батюшки, не вижу себе никакой радости, злая мачеха гонит меня с бела света. Научи ты меня: как мне быть и жить, и что делать?»

Девочку гонят с белого света, а белый свет – это наш, людской мир.
Куколка покушает, да потом и дает ей советы. Но куколка ли дает ей советы или она уже в таком состоянии научилась находиться, что сама себяслушать научилась? И куколка ли все это делает? Нет, конечно! Делала все сама Василиса. Но вот в каком состоянии? В молитвенном, т.е. помолившись куколке, поднеся жертвоприношение и ещё в состоянии предельной ответственности за своё дело, за свою работу. Как в доме у мачехи, так и у Бабы-Яги, в противном случае Баба-Яга жизни лишит. Придет и съест. Но если в доме у мачехи было не так страшно, ведь это все же мир людей, то у Бабы-Яги было уже пострашнее. Вот это «пострашнее» и надо было пройти.
В сказке очень хорошо показано, сколько Баба-Яга съедает и сколько Василисе оставляет: только щец немножко, кусочек хлеба, да кусочек поросятины. А ведь поросятина – это ритуальное блюдо. А какое у Бабы-Яги в доме изобилие! Изобилие было характерно для языческой Руси, в отличие от Руси христианской. Ведь недаром в 1024 году волхвы в Суздальской земле подняли восстание на гобину (обилие). Наши далекие предки предпочитали жить богато. Богатый — это значит, что человек наделен Богом. Богатство заработал — значит Богом ты отмечен. И богатый, богатырь — это не только тот, кто силой наделён, но и тот, кто богатством наделён. Бог и богатство – слова одного корня.
Но вероятнее всего в этой сказке приведены не все задания. Здесь Баба-Яга дает Василисе только два задания. Но ведь было еще и третье ритуальное задание: в бане попарить.
Василиса все время находится в доме и все работы выполняет исключительно по дому, по храму, ведь на Руси дом или жилище называлось хоромами, храмом. А в храме служат жрецы. Значит Василиса сдаёт экзамен на жрицу домашнего храма. И она демонстрирует способность осуществлять любую домашнюю работу, как жреческое служение. А самое высшее служение на Руси – это акт творения жизни. И у Бабы-Яги девушка училась удерживать состояние. Отношение к работе по дому как к божественному акту. И проверялось это через ее отношение к труду, что она может отнестись к любой женской бытовой, обыденной, домашней работе как к акту божественного служения. А необходимо ей это было для того, чтобы после этого она прошла высший акт служения Богу — рождение новой жизни, т.е. ребенка. Домоводство, ведение дома, домострой — это и было высшее храмовое служение Руси. И девочку проверяют, в состоянии ли она в скором будущем родить ребёнка. И основных составляющих экзамена было три: на домашнюю работу, на вежество — на то, что она смогла понять, как с Бабй-Ягой себя вести и разговаривать, т.е. она показала ум и вежество, и третья состявляющая экзамена – это проверка на получение и хранение сакрального знания. Только после того, как Василиса со всеми заданиями справилась, Баба-Яга разрешила ей вопрос задать. И она про руки не спрашивает, она сор из избы не выносит. Она хранит тайну, а тайна — это один из высших принципов осознания материи. Василиса сдаёт все три экзамена и получает в награду — череп. Но череп – это только прообраз чего-то более важного. Она сама стала излучать свет. Она вернулась на белый свет со светом. При чем это такое сильное внутренне свечение в девушке разжигается, что в этом свете и мачеха, и ее дочери сгорают. Это означает, что Василиса постигла молитвенное состояние и научилась творить в этом состоянии домашнюю работу, поборов страх смерти.

И обучение её на этом заканчивается.
Из дома, где находится мачеха, Василиса идёт к Бабе-Яге, откуда снова возвращается к мачехе, образуя, таким образом, круг. Закончив, она получает освобождение. Василиса освобождается от мачехи и сестер. Она дальше идёт в город и выходит замуж за царя, т.е. становится царицей.

Василиса всегда зовется Премудрой. С греч. яз. имя Василиса переводится как царица, в итоге и получается – царящая (правящая) мудроть. Она вместе с силой приобретает ещё и правящую мудрость. Она ткет ткань, которая определяет ее судьбу и судьбу царя. Она ткет ткань своей судьбы! Она занимается жизнетакчеством.
Здесь мы видим задачи другого типа в отличие от задач, которые задает дедка девочке-семилетке. Девушка сдала экзамен на то, чтобы стать женой и матерью, она готова к этому.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42