Женские народные обряды

4. Рождение женщины. Половозрелость девушки. Включение молодухи в деревенскую общину / Масленица. 7 апреля – Благовещенье. Открытие земли, выпускание живности. Окончание беременности земли. Пасха. Воскрешение. Возрождение. Пробуждение природы.

Состояние природы
Априлисот лат. открывать, раскрывать свои дары, рас­цветать. Наши предки называли этот месяц березозол, то есть злой для берез, так как в это время у березок забирали сок, соковницу, а также жгли старые деревья и пни для того, чтобы удобрить золой почву. На Руси апрель так­же называли капельник, снегогон, солнечник, парник, водолей, цветень, заиграй овражки. Апрель всех напоит: «Апрельские ручьи землю будят», «Апрельские дожди урожай приносят». «Мокрый апрель хорошая пашня». «Апрель с водою, октябрь с пивом». Апрель месяц большой воды и ледолома на реке.
Но в то же время остерегались апреля, потому что апрель зиму с ле­том сплетает: «Не ломай печи, еще апрель на дворе», «Не бойся зимы — бойся отзимка в апреле», «В апреле ясные ночи кончаются заморозками», «В апреле в землю не положишьи с земли не возьмешь».
За непостоянство погоды, её изменчивый характер апрель на Руси имеет немало прозвищ: обманщик, капризник, плут, лукавец.
По народным присказкам: «Апрель ленивого не любит, проворного голубит». «Ап­рельская забота сгонит с печи». «С апреля земля пре­ет, ветром и теплом веет, апрель-батюшка в поле зовет».
Весна входит в полную силу. Погода — бог теплого ветра и ясных дней, провозвестник Весны — светлолицый, ясноокий, весе­лый нравом. Его жена, Заря — богиня рассвета, с открытым взором вселяет людям спокойствие и уверенность в предстоящем дне. Когда Погода ссорится со своею женой и ходит хмурый, дни становятся пасмурные, дождливые. А когда ссора серьезная наступает непогода. Но мирятся супруги, и снова дни становятся ясные да пригожие.
Несмотря на то, что солнечные лучи согревают землю, крестьяне, со своей стороны, всячески приближали тепло. Для этого 1 марта приносисли из леса сучья, которыми топили избы, чтобы весна была те­плая. Также грели весну, разжигая для этого специальные костры в день Сорока мучеников (22 марта) или на Благовещение (7 апреля).

Земля-матушка
Начинается пробуждение земли. Годовой цикл жизни земли заключается в том, что с Воздвиженья (27 сентября) и до весны земля закрыта, она спит, покрытая льдом и снегом. До момента ее пробуждения ее саму нельзя тро­гать и беспокоить: нельзя рыть, копать, городить заборы, вбивать клинья, пахать и сеять. Зима – это ночь года, а лето – день года, на ночь, на зиму, земля засыпает. И состояние сна земли соотносилось в сознании крестьян с ее беременностью, когда в ней скрыто пребывает то, что при ее пробуждении выходит наружу. Свет и тепло все прибывают, пар от земли струится теплый и животворный. Бог разогревает своим дыханием землю, вдыхает в нее свою душу, после чего земля начинает дышать, и из нее выходят живые существа, до того момента находившиеся в состоянии сна.
Время весны — время Солнечных Богов и Богинь. Святые праведники — это ипостаси языческих Богов. И поэтому в народном сознании святые наделялись функциями этих Богов. Отмыкали землю не только солнечные лучи, но также ее открыванию и согреванию способствовали святые угодники. Василий Парийский землю парит.

Вода-матушка
Начало ледохода связано с пробуждением водяного. Трескание льда крестьяне объясняли именно тем, что водяной дедушка просыпается. К началу апреля было приурочено жертвоприноше­ние водяному: в реку бросали муку, говоря: «Храни, спасай нашу семью». Также ледоход вызывали громким уличным пением.

Мир растений
Пробуждение растений, согласно поверьям, начиналось достаточно рано. В день св. Трифона (14 февраля) в оживающих деревьях начинают двигаться соки, знаком чего является подтаивание снега вокруг них. Появление растительности (трав, цветов, листвы) связывалось с более поздним временем, Во множестве поверий и примет появление первой растительности связывается с благотворным воздействием на землю первого грома.

Звери. Птицы. Гады. Насекомые.
Змеи выходят, вылезают, пробуждаются. Все начинается двигаться вверх, поближе к солнышку. Сорок пичуг (птиц) прилетает из Вырея (Рая) 22 марта. Воробьи гал­дят места для гнезд делят. Голуби воркуют пароч­ками. Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев, домов к холодному лету, и обрат­но. Синица запела теп­ло ворожит. На Федула (18 апреля) сверчки просыпаются. Свирчок-зяблик свирлит к ненастью, к холоду. На Похвальной неделе (5 неделе) Великого поста птица похваляется первым яйцом, ко дню Благовещения аист должен положить в гнездо первое яйцо. Мартынов день (14 апреля) вороний праздник, когда ворон купает своих детей и отпускает их в раздел. Около Федула (18 апреля) появляются бабочки-крапивницы, оживают божьи коровки. На Антипу медведь из берлоги выходит. На Василья медведь встает, вы­ходит из берлоги. Медведь – символ воскрешения жизни и символ матушки-Руси. Этот зверь засыпает очень надолго, сердце его бьется редко-редко. Часто самец оплодотворяет самку перед самой спячкой, но яйцеклетка и семя не соединяются сразу. Они сохраняются в маточной жидкости порознь. Под конец спячки яйцеклетка и семя сливаются, и начинается деление клетки, так что медвежата родятся весной, когда мать пробудится от спячки. Погружаясь в спячку, медведица обновляет свои силы. Медведь – это символ циклической жизни природы: вместе с природой он засыпает, вместе с природой он пробуждается. 12 апреля появляются и бегают днем зайцы 14 апреля лисы переселяются в новые норы.

Звучание природы
С наступлением весны мир наполняется новыми звуками и запахами. Природа начинает звучать и благоухать весенними ароматами. Появление звуков: пение птиц, стрекотания разных маленьких существ-насекомых – это еще один из знаков начала весны. Сурок, вылезший из норы 14 марта, в день св. Ев­докии, и свистнувший несколько раз, оглашает наступление весны. Возмож­но, с этой приметой связано и прозвище святой Евдокии: Евдокия-свистунья. С Проводами Пасхи (Фоминым воскресеньем) связывали начало гудения комаров. Первые весенние раскаты грома можно услышать на Сретение (15 февраля). Праздник получил название Громниц, т.к. в этот день святой Юрий пробует на чертях своё ружье и чистит его. Поэтому хоть и редко, но с этого дня можно слышать громовые раскаты. Если же птицы не пели, то это воспринималось как нарушение природных ритмов. На Иосифа-песнопевца (17 аперля) начинает звучать голосок сверчка и впервые подает голос журавль. Если сверчок поет, значит, Бога хвалит. В этот день дети встречают журавлей, приветствуют их, вторя их голосам:
Курли, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! по Руси!
За сколько дней до Благовещения начинают петь жабы, столько дней после Благовеще­ния они молчат, ибо в эти дни случаются сильные морозы. Если кукушка запоет до того, как лес покроется ли­ствой, т. е. на голый лес, то это предвещало голодный год, неурожай и падеж скота.

Картина мира
На Руси обычно говарива­ли: «Коль первого апреля не соврешь, когда еще времечко найдешь?» То, как празднуется этот день сейчас, имеет отношение к городским традициям. Обманывать знакомых – обычай, практикуемый среди городских жителей, где девушки стараются обмануть как можно больше людей в той уверенности, что в таком случае женихи не проведут их, а, наоборот, они будут водить молодых людей за нос. Начало же праздник берет в крестьянской традиции. 1 апреля просыпается домовой и водяной! А так как по новому стилю отмечание 1 апреля приходится теперь на 14 апреля, на день Никиты-водопола, то все же календарная приуроченность, связанная с шутками и весельем закреплена и за первым днем весны, как это было и прежде. Весенние капризы, непостоянство природы, люди старались задобрить шутками, розыгрышами, может тогда погода сменит свое настроение и разгонит тучи. Ведь недаром апрель в народе назывался обманщиком. По характеру месяца и его встреча. Также подобное восприятие этого дня связано с приходом весны, утверждающей свои права. Просыпается природа. Просыпаются домовые и водяные, просыпается леший.
Большинство ритуалов, выпадающих на весенний цикл повторяют обряды рождественско-новогоднего цикла, т.к. Новый год или Новое лето праздновали весной. Например в обрядах, посвященных чистому четвергу явно прослеживается его приуроченность к обрядам, имеющим отношение к началу Нового года.

Обряд «Сотворения мира»
К весеннему новолетию относится обряд, символизирующий собой, начало сотворения мира. К потолку привешивали плетеное соломенное украшение, которое называли пауком, т.к. по преданию паук свет сновал. Такое представление связано с тем, что мир ткут и снуют. Обычно паука вешали в доме к Рождеству, но также и ранней весной.
Страстная неделя называется Белой, именно к этому времени приурочивалась побелка домов, что символизировало собой творение белого света наново, ведь весеннее время – время рождения и обновления. Кстати появление дитя в этот мир ознаменовано фразой: «Родился на белый свет».

Быт

С Дарьи (1 апреля) холсты белят. С Благовещения не зажигали огонь в избах в рабочее время, поскольку становилось уже достаточно светло. Весеннему солнцу приписывалась особая сила. В Страстной четверг к силе солнца приобщали дежу, в которой женщины замешивали тесто на хлеб: ее мыли, обряжали (в красивое полотенце), перепоясывали поя­сом и в таком виде выносили перед восходом солнца во двор, ставили на столб забора с солнечной стороны. Таким образом освящали ее. Нередко в это время под солнце или зарю выносили предметы домашнего обихода для того, чтобы они напитались природной силой и прослужили хорошо в течение всего года. (В Христианской традиции сходным обрядом является окропление предметов святой водой).
Потепление вело к разрушению санного пути и смене транспортных средств. Пришла пора вывернуть ог­лобли, закинуть сани на поветь. 8 апреля женщины оканчивали последнюю пряжу, а тем, кто продолжал прясть, говорили: «Не пойдет впрок». Все, что ни родится на день Гавриила, — уродливо, неспоро. Федул (18 апреля) на двор заглянул, пора серпы точить.

Трапеза
Идет в очередной раз перераспределении доли!

Сбор семьи за празд­ничным столом – характерный обряд конца старого и начала нового года. Если взглянуть с этой точки зрения на славянский календарь, то выяснится, что таких моментов, когда семья должна была обязатель­но собраться вместе, было три: это святки (обычно ужин в Сочельник), масленичное заговенье и Пасха. Но еще очень важно было засидеть Покров (14 октября), и связано это было именно с традицией сбора всей семьи, а также закармливания всей домашней скотинки.
На Масленку все обрядовые действия были связаны с пищей (особенно молочной), Масленичной кукле вручали блин и сковородник. Катали сыры: клали сыр на доску, положенную попе­рек бревна, и загадывали: куда сыр покатится, туда девушка выйдет замуж. Теща пекла для своего зя­тя специальные блины: если зять хорошо обращался с ее дочерью, то это были блины для любимого зятя, если плохо то припечники (т. е. подгоревшие блины). Даже ряд обрядовых действий носил название маслить, например, маслить молодоженов.

Движения в мире людей
Наступление весны вносило изменения и в бытовое поведение человека. С первых дней весны возобновлялось уличное пение, в преддверии весны запрещенное. Крестьяне, в особенности ребятишки и девушки с парнями кликали весну. Снимались ограничения с игры на музыкальных инструментах особенно в связи со скотоводческой обрядностью Юрьева дня. Пастухи только с 23 апреля начинали дуть в трубы и играть на рожке. Выгоняя коров до этого времени, они подавали друг другу сигналы лишь щелканьем бича. Эти специфические звуковые ритуалы способствовали наступлению нового календарного периода. Человеческий голос или звук-голос музыкального инструмен­та, прозвучавшие в моменты переходного времени, напоминают окружающему миру о необходимости перемен, побуждая природу сделать следующий шаг в своем развитии. В свою очередь, звуки природы побуждают человека пробудиться от зимнего сна.
С пробуждением природы происходит и пробуждение человеческой природы, возобновляется активная сексуальная жизнь (на что накладывался строгий запрет во время Великого поста).
Приход весны и отмыкание земли способствовало перемещению человека за пределы замкнутого пространства дома, сближению с природой и снятию ограничений на контакт с ней. Можно было открывать окна («На Федула раскрывай оконницу»), сушить во дворе одежду и пряжу при дневном свете; разрешалось разуваться на улице и ходить босиком по земле.
Особенно были заметны изменения, касающиеся места и времени сна человека.
После Юрьева дня можно спать на улице. С началом весны ограничивался дневной сон: считали опасным спать в день св. Тарасия, т.к. можно наспать лихорадку.
Время Поста – время глухое и бездвижное. Нет звучания, все закрыто и все спит. Человек не поет песни в это время на открытых уличных пространствах, он живет созвучно природе. Придет весна, откроется земля, запоют птицы, закликают дети, проснется человек от зимней спячки вместе с косолапым мишкой. На масленицу, как правило, заканчивались зимние посиделки и молодежь выходила на улицу: начинались уличные игры, хороводы. Заканчиваются посиделки в домах и движение – хороводы, танцы – переходит на улицу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42