Женские народные обряды

Масленица (праздновалась в течение одной недели за 7 недель до Пасхи. В более ранние времена Масленица праздновалась 2 недели) с приходом которой начинается пробуждение При­роды и пробуждение женской природы. Пробуждение же женской приро­ды у девочек соответствует приходу первых месячных, с на­ступлением которых в ее косу вплеталась красная лента в знак того, что она перешла в другой возраст, стала половозрелой, девушкой. А также девушку принимают в хоровод, что означает переход в статус невесты.
«Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное!» — это слова из масленичной заклички. Сопливыми называют детей, а красными девицами девушек, которые стали краситься. Слово краситься раньше имело два смысла: 1. Приход месячных и 2. Использовать косметику (румяна да белила).
Большинство названий месячных связано с красным цветом, красотой и цветением: цвет, цветет, краски. Иногда месяч­ные называются праздника­ми (хотя в современном мире это выражение имеет саркастический оттенок). Хотя для девушки это и самом деле был праздник, т.к. она допускалась в хоровод.
По преданию месячные произошли так: Богороди­ца, родив Христа, положила свою окровавленную рубашку в горшок и велела служанке, не открывая его и не разглядывая рубашки, бросить горшок в реку; служанка не послушалась и тотчас же заболела сама; с тех пор все женщины раз в месяц болеют тем же.
Отмечание наступления половой зрелости у девушки происходило так: мать девушки мазала ей кровью щеки или брови или слегка била ее по лицу, чтобы девушка бы­ла счастлива, красива, румяна, что­бы ее любили парни. При наступлении пер­вых месячных в гости к девушке собирались все женщины села, пиро­вали и, расстелив на полу рубашку девушки, плясали на ней или устра­ивали девушке символическую сва­дьбу из старших девушек выбирали для нее жениха и оставляли их на ночь вдвоем моло­диться. За наступлением месячных, которые знаменовали собой, половую зрелость девушки, начинались и изменения в ее одежде (появление нижних юбок, фартуков и др.), появлялись украшения, менялась манера поведения, походка. Оконча­тельное прекращение месячных (когда жен­щина теряла свой цвет, переставала цвести, отмылась) также переводило ее в иную воз­растную категорию — она могла стать повитухой.

Масленичная кукла – символ Масленицы
Основным символом масленицы была соломенная кукла. Солома символизировала собой смерть, т.к. солома – это мёртвая часть, оставшаяся от обмолоченного колоса, а зерно – вечно живущая часть, дающая жизнь!
Делание куклы — женский обряд. В этот момент старшие обучали младших. Происходит творение ритуального символа, который в течение от 3 дней до недели проживает жизненный цикл от рождения до смерти.
Масленичная кукла делалась в складчину. Это символизировало общее начало, т.е. всю крестьянскую общину. Материал всегда собирали из всех домов, и, как правило, это делали дети. Обряд изготовления куклы соотносился с обрядом родин. Чаще всего куклу делали девушки под предводительством рожавших женщин. В обряде творения куклы происходит рождение ее в самом расцвете сил и с подчеркнуто выраженными женскими формами. То есть можно соотнести образ куклы с образом девушки, готовой к вступлению в брак. Наряжали же ее в тех домах, где девушки уже повыходили замуж. Одевали во все старое, негодное, что являлось символом уходящего и старого времени. Также костер сооружали из старых вещей, но огонь вытирали6 новый. Сжигая масленицу, крестьяне уничтожали и прогоняли зиму и смерть, чтобы обезопасить себя они намеренно громко смеялись, бранились, переодевались, т. е. меняли облик и манеру поведения. Таким образом оберегали себя от каких бы то ни было неприятностей.

Обряды-включения молодоженов в деревенскую общину
Масленичная и Пасхальная недели были посвящены окончательному принятию молодых супружеских пар в деревенскую общину на правах полноправных хозяев.
Это время очищений и испытаний.

Гостевание молодоженов на Масленицу
Обрядовое посещение молодоженами на Масленичной неделе родителей невесты и жениха, родственников, повивальных бабок, сватов и всех тех, кто принимал участие в свадьбе.
Молодые ехали к теще и оставались у нее сутки или же до конца праздничный недели. Именно для зятя теща специально пекла блины, творожники, пироги с разнообразными начинками. (Яйца, мука, масло, сметана, творог – основные составляющие масленичных блюд. Все они символизируют собой творение мира, берущего начало из молочной реки. А что вскоре предстоит делать молодоженам? Творить будущую жизнь – зачинать и рожать дитя. И вкушение блюд из молока, масла сметаны способствовало благополучному исходу дела).
Молодые могли гостить в доме у жены до Чистого понедельника. Этот обряд носил название от­вязываться от родителей, после чего молодая окончательно отвязывалась от своего родительского дома, в знак чего им вручали чашку (или чашки) и две ложки. После того, как молодожены погостили у тещи с тестем, они направлялись в дом свекра и свекрови. После этого ходили в гости ко всем свадебникам и одаривали их пряниками, платками, полотенцами, мылом.
В это время для молодоженов устраивали купание (соление или масление) в снегу, которое по сути своей является обрядом-переходом. Молодых попарно укладывали в специально вырытую яму и забрасывали снегом; вываливали в сугроб из саней, мазали, маслили снегом по лицу; вывалив из саней, волокли по снегу кидали молодоженов друг на друга и под друг дружку. Этот обряд символизировал собой временную смерть, то есть происходило умирание в одном статусе и воскрешение в другом. А временная смерть характерна для посвятительных обрядов. После чего молодая супружеская пара окончательно закреплялись в статусе полноправной семьи.
Также на Масленицу существовала традиция выставления молодоже­нов напоказ, предъявления их сообществу: для этого молодые съезжались в какое-нибудь одно место на гуляние, назы­ваемое кочки, горки, гора, где под пристальными взлядами множества собравшихся выстаивали на катальной горе часами. В любом случае молодожены не имели права избегать общественных гуляний, обязательно должны присутствовать на катальной горе или кататься по селу в санях сами добровольно выставляя себя в качестве объекта публичного обозрения, обсуждения и весьма откровенных шуток.
Если во время святочных гуляний происходил подбор брачных пар, после Крещения следовал сезон свадеб, на Масленицу молодая окончательно отвязывалась от родительского дома, то на Светлой Пасхальной неделе происходило окончательное включение молодой пары в деревенскую общину.
Масленич­ная неделя носила также название Зятьницы. Первое воскресенье Великого поста называлось Хоровинное воскресенье (от сл.: хоровинатеща), потому что зятья при­возили тещ к себе в гости.

Тёщины вечёрки (пятница на Масленичной неделе)
В этот день зятья угощали своих тещ блинами иногда со всею роднею. В некоторых местах за гостившей у своей матери молодухе приезжали девушки с санками, усаживали молодуху, обряженную в женский головной убор и везли кататься. За ее возвращение домой муж платил выкуп.

Золовкины посиделки (суббота на Масленичной неделе)
Молодая невестка приглашала своих родных к себе. Также в этот день строили снежный городок, после чего разделялись на две половины, одна из них должна была охранять городок, а другая взять его. Таким образом эта игра символизировала победу весны над зимой, которая не хотела уступать свои права и защищалась, насылая временами морозы в марте.
В этот день совершался обряд под названием целовальник, когда подгулявшая молодёжь ездила целовать молодушек. Каждая из молодушек подносила гостю ковш пива, а тот, выпив его, троекратно целовался с ней. Или же молодая пара должна была целоваться по первому требованию встречных. Обычай масленичного целования имел еще одно название: солить рыжики или грибы ломать.
Обряду целования мог предшествовать обряд обхода домов молодоженов. Компания молодых парней собиралась вместе и начинала обход домов с окликаниями молодой под окнами, после которого молодая пара должна была пригласить окликальщиков в дом, посадить за стол и угостить. Если все так и происходило, то окликальщики усаживали молодых на сани или салаз­ки и, впрягшись в них, тащили молодых на себе, катали по селу всем на обозрение; если же окликальщиков оставили без угощения и не оказали им должного почтения, то они насильно усаживали молодых на борону, положенную зубьями кверху, и катали в таком виде. Катание молодых на бороне, с одной стороны, связано с эротическим моментом, т.к. борона – символ плодородия и изобилия (образ бороны в сознании крестьянина соотносился с образом полового акта, т.к. конструкция бороны — это сочетание зубьев с ячейками), с другой стороны – это насмешка и порицание за то, что молодые не оказали должного почтения окликальщикам.
Такие ярко выраженные эротические игры и обряды на Масленицу позволяли пережить строгий Великий пост более умиротворенно. Как в Святки был дозволен всеобщий разгул после поста, так и перед Великим постом в Масленицу было позволено гулять и бесчинствовать. Подобные обряды способствовали снятию сексуальных запретов, т.к. в данном случае целоваться необходимо было при всем честном народе, да еще и не только со своим супругом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42