Женские народные обряды

Современному человеку мир крестьянина кажется скучным и нудным! Но как все мы любим сказки. А что такое чтение дамских романов или фантастики? Все тот же сказочный мир, в который современный человек сбегает от реалий сегодняшнего дня.

Неделя раньше называлась седьмицей, а последний день носил название неделя! Неделе, времени неделания, отдыха, радости и веселья, предшествовал шесток (суббота), в который полагалась баня: телесное и духовное очищение! А после недели шел понедельник — день после недели – трудный день, не тяжелый, как принято его воспринимать сейчас, а именно трудный, соотносящийся с понятием труда, т.к. в этот день приступали к работе. Теперь период времени, состоящий из семи дней называется неделей. Неделя – то есть это постоянное время неделания. Вот и посудите, какое отношение может быть к этому времени.

А чтобы был праздник, нужно работать. Праздник – это время, когда человек находится в состоянии праздности. Через быт и будни каждого дня человек переходил в праздник. Например, для современной крестьянки жатва – это тяжелая работа и близко не соотносящаяся с праздничным состоянием, а для женщины традиционной культуры время жатвы – это время праздника, потому что матушка земля уродила урожай, который обеспечит сытую жизнь на всю зиму! В первый день жатвы женщины надевали самые свои лучшие наряды и шли в поле. Они наряжали себя и обряжали окружающий их мир!

Крестьяне жили сообразно законам природы: природные циклы женщины идут параллельно с циклами земли. Земля обновляется с нарождающимся солнышком в январе. В апреле земля-матушка открывается, вместе с ней открывается и обновляется женщина. Земля на Покров покрывается белым снегом, так и женщина покрывается: старая женщина покрывается платком, т.е. готовится к уходу, молодая покрывается своим мужем, т.е. готовится к рождению ребенка. Вот и происходит круговорот в природе и в жизни женщины. Не было противостояния и противопоставления, был естественный переход и перетекание. Было видение мира того, в котором они жили! Было желание жить и умение решать проблемы, которые всегда возникают среди людей.

Думать – это умение решать проблему здесь и сейчас, находясь в этом мире, а не витая мыслями в отдаленном прошлом, в мирах своего детства и юношества. Проблема современного человека заключается в том, что он не хочет думать. А если получает не то, что хочет, то смиряется с этим и не борется. И что еще очень важно, постоянно происходит скидка на случайность. Слово луч, с одной стороны, имеет образ святящегося луча, а с другой, заключает в себе образ лукавого. То есть того, чертика, который может вывезти не в ту сторону. «Так вышло! Так случилось! Так получилось!» — приходится зачастую слышать от человека. Но ведь можно посмотреть, почему так вышло и исправить то, что получилось. Нежелание и страх думать заставляют бежать от проблем или наоборот уходить в эти проблемы настолько, что происходит забывание про себя! Постоянно работающий телевизор и обсуждение того, что происходит где-то и с кем-то, не позволяют человеку обратиться к себе. Сосредоточьтесь в себе. Полюбите тишину. Пусть ваша душа вновь запоет. Окунитесь в мир природы, крестьянского быта и тех обрядов, которые женщины творили в течение всей своей жизни.

«Бог послал меня в этот мир гуслями, то ли свирелью, чтобы я пел, — говорил дедушка-скоморох. — А я так испугался этого доверия, что думал, не как петь, а как сберечь эти гусли – нарастил вокруг них кучу плоти, одежды, стен, собак завел, личность завел, чтобы лучше защищать вверенное мне достояние. У меня теперь душа поет, как цепной пес».

Что же такое обряд?

Понятия обычай и обряд зачастую уже не разделяются в сознании современного человека. Но каждое из этих понятий несет свою четко определённую смысловую нагрузку, закреплённую в образе, заключающем в себе суть явления.

В толковом словаре живого Великорусского языка, составленным В. Далем, даны следующие объяснения этих слов:

«Обычай — обык // принавыкнуть, наповадиться, приноровиться, приучиться; // обыкновение // навык, умение // обычай – привычка, принятое, усвоенное дело, обиходное // принятый порядок обряд; общий образ действий. Против обыка не спор. Обычай крепче (старше) закона. Обычный порядок, обыкновенный, заведённый». Образный ряд этого слова: обучение, учение, научение, указание, наказание, умение.

«Обряжать, убирать, изобихаживать, оправлять, приводить в должный вид. Хозяин дом обряжает, отделывает, снабжает; хозяйка дом обряжает, управляется по хозяйству, стряпает.<…> Обрядить невесту, убрать, одеть, нарядить к венцу. <…> Окрутники обрядились, переодетые маски. <…> Обряд – хозяйство, порядок, устройство, обиход // Введённый законом или обычаем порядок в чём-либо; внешняя обстановка какого-либо действия условными околичностями; // церемония, обык, законный порядок, чин». Выстраивается следующий образный ряд слова обряд: обряжение, наряжение, наряд, одевание, совершение действия. «В наших обычаях обряды творить», — говорится в пословице.

Обряд является некоей внешней оболочкой обычая. (Обычай в обряд «одевается»). Обряд является одним из проявлений обычая. Закрепление понятия обычай в том смысле, в котором мы понимаем его сейчас, является вторичным по отношению к понятию обряд. Понятие обычай включает в себя совокупность законов и правил человеческого общежития и мироустроения. Обряд – это определенная последовательность действий, в ходе которых человек творит свой мир, обряжая его в знакомые ему образы, исходя из конкретной ситуации. Для того, чтобы поддерживать жизнь земли необходимы были обряды, главным из которых являлся сам труд земледельца.

Все виды земледельческого труда были посвящены определенным Богам и воспринимались как обряды. Поскольку и дни года, и дни недели тоже посвящались Богам, то и каждый вид труда следовало начинать не просто с их благословления, как это стало приправославии, а посвящая соответствующему Богу определенный обряд в условленный день.

Неделя раньше называлась седьмицей, а последний день носил название неделя! Неделе, времени неделания, отдыха, радости и веселья, предшествовал шесток (суббота), в который полагалась баня: телесное и духовное очищение! А после недели шел понедельник — день после неделитрудный день, не тяжелый, как принято его воспринимать сейчас, а именно трудный, соотносящийся с понятием труда, т.к. в этот день приступали к работе.

Помимо названия шесток, день недели суббота, в скоморошьем языке, имел также название агнец и был днем огненных обрядов всех Богов. (Шесток, в быту крестьянина, — это припечник, припечек, площадка перед русскою печкой, между устьем и топкой, куда в левый заулок загребают жар, а посередине иногда разводится огонек). В седьмой день – день недеяния – Боги приходили в гости к людям и среди них проводили этот день. Праздник – радостное состояние, состояние божественности. С течением времени приходы стали сокращаться и основными стали два периода в году: Святки и дни празднования Ивана Купалы. Слово Гость мы слышим в имени Бога Радогост.

В древнюю эпоху люди умели видеть и слышать сквозь пленку обличий и обыденности, видеть то, что находится за очевидными вещами. Знаком этого являются повсеместно распространенные на Руси гадания или кобения. (Кобь, кобение — волхование по приметам и встречам, гадания по полету птиц. До сих пор в русском языке сохранилось выражение: «Ну что ты все кобенишься!». А кобенились раньше волхвы, т.е. совершали определенные телесные действия во время волхования). Ведь для того, чтобы прозреть речь Бога, а тем более по полету птицы, нужно было обладать внутренней тишиной, высокой созерцательностью. Требовалось время для осознания происходящего, для обдумывания, пересмотра прожитого и увиденного. Для этого необходимо было переходить в праздность, то есть впадать в Божественное недеяние, чтобы не просто слышать Богов, а и принимать их в себе, так как тело человека, это Храм Божий.

В земледельческом календаре около полутора сотен праздников. А если вспомнить, что год состоит из 365 (366) дней, то получается, что празднование занимало не менее, и даже более 1/3 годичного цикла. Обряд – это введение в праздность. Труд всегда завершался праздником и гуляньем. И в праздник не трудились! В праздник труд был понарошку!

Творя обряд, человек обряжает каждый раз мир в той последовательности, в которой это необходимо для того, чтобы жить в нем. Таким образом, в обряде все записано, т.е. обряд — правило или ряд правил, выполнение которых способствует получению того, что хочешь. Обряд описывает то, что происходит вокруг, в природе. И в нем записано то, что нужно сделать человеку. Обряд – это образ действия, выполнение которого дает возможность получить желаемое. Но чтобы получить то, что хочешь, нужно быть в разуме, т.е. думать и видеть мир в котором живешь, помнить о своей цели и не давать другому эту цель подменить.

Мир был объясним, понятен, стабилен. Исполнение обрядов способствовало упорядоченной, размеренной и стабильной жизни. Все обряды были строго установлены и не выходил за рамки ежедневной деятельности.

Жизнь проговаривалась и пропевалась. Каждое мгновение жизни проживалось осознанно.

Не было противопоставления, обособленности человека и природы, во всем была установлена взаимосвязь, гармония, и взаимопроникновение. Не было разорванности и разобщенности, солнышко, катящееся по небосклону, соединяло день с ночью, зиму с летом, в обрядах мир живых людей соединялся с миром предков, в праздники Боги спускались на землю потешиться и повеселиться вместе с людьми. Не было ощущения безысходности и безнадежности, вера была и утешением и усладой! Не было такого тягостного безверия!

Когда-то русскому человеку было присуще светлое радостное, незамутненное состояние сознания, ощущение легкости бытия, недаром нечситика время от времени называли нелегким! «Экой тебя нелегкий принес!» То есть нелегкий соотносился с понятием тяжелого бремени, путами, отягчающими жизнь! Праздники расцвечивали жизнь! В эти мгновения происходило творение мира!

Крестьянкий календарь регламентирует, устанавливает определенный порядок отмечаний, выполнений обрядовых действий, регулирующих уклад жизни крестьянина. Происходит установление порядка и закрепление за конкретным днем выполнения определенных действий и обрядов. В назначенный день следует исполнить какое-то действие, чтобы получить необходимые результаты через некоторое время, заведомо известное. Все по порядку, то есть все по установленному договору.

И суть заключлась в том, что это не было механическое повторение одного и того же изо дня в день, из года в год, из века в век! Это каждый раз было творение нового образа, заключение нового договора с миром. Это каждый раз было творение своего образа жизни на будущий год. В этом и заключалось единообразное многообразие крестьянской жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42