Женские народные обряды

Целовальный песенный обряд
Расстилали платок. Парни с девушками становились в круг, кто-то вставал на платок посередине. В этот момент парни с девушками, стоящие в кругу, пели, а тот, кто стоял на платке в центре круга, выбирал себе пару, совершая при этом поясной поклон. После чего выбранный человек переходил из круга в середину на платок к тому, кто его выбрал. Пара вдвоем опускались на колени и троекратно целовалась.

Песня:
Прилетели утушки,
Сели на долинушке,
Крылышки расставили,
Целовать заставили.

Целуй дружка
Посреди кружка,
Веди новенького,
Чернобровенького.

Лежит сахар на полу,
Не ленива – подниму.
Сахар съела, песню спела,
Целовать дружка хотела.

Молодую девушку
Во кружок поставили,
Во кружок поставили,
Целовать заставили.

Вот пришел мой дорогой,
Об палати головой,
Целовальщик молодой,
Целовальщик дорогой.

Благодаря таким плясовым, хороводным песням, как «Прилетели утушки», девушки и молодцы проходили обряд целования.
Целовать, целование от сл.: целый, целостной. Тот же корень и в слове исцеление. То есть обряд целование – это обряд единения и приобретения целостности. Гуси-лебеди – так в стародавние времена называли девушек и юношей, еще не создавших свою семью.

Игра целовальная
Парень с девушкой садятся друг к другу спиной. А другие в это время поют. Кто-то хлопает в ладоши и парень с девушкой должны по хлопку одновременно обернуться в одну и ту же сторону, чтобы поцеловаться! Но поцеловаться они смогут только в том случае, если одновременно повернут голову в одном и том же направлении.
А для чего была нужна эта игра? Угадать, в какую сторону будет поворачиваться партнер. Таким образом происходит зарождение чувства партнера. По движению плеча партнера, можно угадать, куда оно пойдет и повернуться в ту же сторону. Целовальные игры способствовали снятию запретов, страхов наказания, а также помогали чувствовать как тело своего партнера, так и свое собственное тело.

Обряд «Колодка»
Объектом обряда обычно становились молодые люди, упустившие время для вступления в брак. Чаще всего парню или девушке, вовремя не вступившим в брак, привязывают к ноге небольшое бревно, колодку, палку и др. Девушкам колодку привязывали лишь в тех случаях, когда они в течение года отказы­вали сватам или проявляли излишнюю разборчивость. Из­вестны и другие формы: прикрепление к одежде или телу более легких предметов или привязывание человека к бревну. Парни иногда привязывали колодки девушкам. Реже девушки цепляли колодку парням: это могла быть небольшая палочка, пере­вязанная лентой.

Колодка – это образ недостающей пары: или жены или мужа. Мужа или жену называют второй половинкой, т.е. полноценная семья, может состоять только из двух людей: мужа и жены. Вдвоем легче наверх подниматься. А колодка – это то, чего не достает и то, что тащит человека вниз, а задача любого человека – не вниз идти, а вверх подниматься. (Недаром все культовые сооружения находились на возвышенных местах). Колодка – это образ того, что в этом году осталось недоделанным и не дает человеку возможности идти дальше, дальше осуществлять задуманное.

Девичьи обряды Светлого Христова воскресенья — Пасхи
В Пасху — проспать пасхальную службу — обречь себя на неудачный год, особенно это касалось молодых девушек. Во время пасхальной службы девушки тихонько шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!»; «Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!» Все де­вичьи пасхальные приметы об одном: если девица ушибет ло­коть, значит, ее вспомнил милый; если во щи упадет таракан или муха к свиданию; бровь станет чесаться кланяться с милым.
Наступило время, когда границы между мирами размыты и стерты. Мир преображается, творится заново. Вся природа ликует! Солнышко радуется! Существовало такое поверье, что давным-давно с Пасхи до Фомина воскресенья солнышко денно и ношно светило и не заходило!
Жизнь вступает в свои права. Народ начинает веселиться, играть. С одной стороны игры связаны с родильной деятельностью, с другой, — с сельскохозяйственной, где первостепенную роль играют женщины и девушки. Сопряжение в этот период родовой и сельскохозяйственной деятельности связано с идеей воспроизведения жизни!

Суббота
па Светлой Пасхальной неделе. Время публичного оглашения и признания молодой семьи.
Обряд Ублажения гордых
В этот день родственники молодой посещали дом новобрачных. А родственники молодого ублажали молодуху, если она им нравилась, отсюда и название дня: ублажение гордых.

Фомино воскресенье. Красная горка. Вьюнишник
Красная Горка — первое воскресенье после Пасхи. Она символизирует красное Солнышко, красную весну, которую в этот день закликают. Красная Горка — это праздник девушек, к которому они долго готовятся. И именно в этот день женихи выбирают себе невест. Дома оставаться никому нельзя — недобрый знак: девушка или вовсе замуж не выйдешь или выйдет за мужичонку-замухрышку, или вскоре после свадьбы умрет; парень же или не женится или женится на рябой.
Фомино воскресенье — первый день после Поста, когда разрешено венчаться. В этот день совершался обряд окликания молодых, публичного оглашения, признания молодой семейной пары в статусе женатых хозяев. Исполнялась специальная величальная песня. Делалось это на Пасхальной неделе, так как вся символика этого времени была посвящена именно молодым, готовым к зачатию и воспроизведению потомства.
В большинстве трапез принимали участие только те женщины, которые были в силе рожать детей. Старые женщины не принимали участия в ряде трапез этого периода, так как уже отличались теми признаками, что не имели половой принадлежности в связи с подготовлением к смерти, к переходу.
Вьюнишник – обряд, приуроченный к празднику Красной Горки. Этот обряд окончательно завершал переход новых молодых супружеских пар в новую социо-возрастную группу. Делалось это путем их окликания или публичного оглашения. Его участники (окликалы, вьюничники, обходники) чаще всего женатые мужчины, дети и женщиныходят окликать молодых в течение всего дня, часто отдельными группами. Окликание — т.е. называние новобрачных по имени-отче­ству или молодыми, вьюнцами.
Существовала примета: если в Фомино воскресенье женщину никто не придет окликать, она оглох­нет. Чаще же обходники исполняли молодым специальные вьюнишные песни (или оклички), в которой функцию окликания молодых выполнял припев «вьюнец-молодец», «вьюница-молодица».
Несмотря на то, что свадьба выступает основным одним из основополагающих обрядов-переходов, послебрачные обряды, приуроченные к каледарным праздникам, являлись закрепляющими, т.к. они способствовали именно включению новых членов в крестьянскую общину. Также вьюнишник являлся обрядом включения и принятия молодой в трудовые традиции новой семьи.

Женская неделя.Неделя Жен-Мироносец – третья неделя после Пасхи.
Обряды зимне-весеннего периода выступают в качестве предостерегающих средств. Крестьянин не ждал лета, чтобы узнать, какой будет урожай и при неблагоприятном исходе горевать о неудаче, он с зимы готовился к лету, предпринимая охранительные меры, которые выражались в обрядовой практике. Все делали заранее: договоры, угощение, кормление, закармливание. Большинство обрядов носит профилактический предупредительный характер.
Наступило время женской обрядности, когда мужчины не допускались до женских дел. Зачастую от мужчин скрывалось проведение некоторых обрядов. Также в некоторые дни не работали только женщины, так как им приходилось выполнять большое количество различных обрядов в течение всего весеннего периода. Женщина воплощала собой образ матушки сырой земли, которая готовится к рождению урожая, и именно женские обряды способствовали благотворному росту урожая. Но в то же самое время, активную роль в обрядах, посвященных плодородию, исполняли тольео те женщины, которые способные к родовой деятельности. Молодухи же перенимали у них опыт, так что в этот момент старшие женщины занимались и процессом обучения, передачей житейского опыта молодым женам. Происходило это, как правило, во время трапез, где для бесед отводилось специальное время.

Бабий праздник – Моргосье (Праздновался в воскресенье в неделю Жен-Мироносец)
Моргосье – от слова: моргосить, что означает кокетничать, подмигивать, строить глазки. Это праздник замужних женщин, который они отмечали в тайне от мужчин и незамужних девушек. В праздновании могли принимать участие только те женщины, которые имели детей и были в состоянии родить ещё. Если молодуху и приглашали поучаствовать, то делалось это специально. Как правило, отмечание проходило на берегах рек, озер, в лесу. Обычно этот праздник устраивался в складчину, поэтому он имеет еще одно название: ссыпки. То есть женщины ссыпали все собранные продукты и готовили из них еду. Обычно готовили кашу, яичницу, ели творог со сметаной. Перед тем, как начать пиршество, на божницу ставили миску с кашей. Такая ритуальная трапеза служила отправной точкой при начале основных работ на матушке-земле и была сопряжена с принесением жертвы божеству растительности. В этот день все женщины почитались именинницами.
Итак, девушки вступают в хороводы, в связи с произошедшими изменениями в их женской природе; молодухи приобретают статус полноправных хозяек. Это время празднования свадеб и время пробуждения матушки-природы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42