Женские народные обряды

5.Свадьба (приобретение статуса женщины) / 5 мая – Ляльник. Семик. Русалии. Кумовство. / Готовность земли и женщины к родам.

Состояние природы
В начале мая расцветает природа, а народ подме­тил: «Убери пень в вешний день, и пень будет пригож».
Название месяца мая пришло к нам из Византии. По-гречески Майямать, кормилица. Римляне счи­тали Майю покровительницей женщин, богиней оболь­щения, плодородия, вешнего обновления. Поэтому май — месяц цветов и любви. Наши предки называли его травень, травный. Май величали светодень, птичий пересвист, соловьиный ме­сяц.
На Руси май также прозывали листопук, так как пучком появлялись молодые листочки; мур, что свя­зано с появлением травы-муравы; росеник — обиль­ные майские росы; пролетень — конец весны, пред­дверие лета; ранопашец — пора сева, — цветение алых маков.
Но ненадежно майское тепло, май сманит, в мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается, в рубахах пахать — в шубах сеять.

Трудовая деятельность
9 мая. Начинается время ранней весенней пахоты. День, на который приходилась пахота, считался праздничным днем. Строго установленного дня для запашки не существовало. Главным условием для начало пахоты было окончательное сошествие снега с полей. Зачастую обрядовый зачин пахоты приурочивался к какому-то конкретному дню, а настоящая запашка происходила в зависимости от погодных условий. В некоторых местах символическую запашку начинали в Чистый четверг (четверг перед Пасхой), Пасху. Также первая пахота могла быть приурочена и к Юрьеву дню (6 мая) Юрий начинает полевые работы, Юрий их и кончает.
Существовал особый обычай выбора пахаря, который осуществлял первый почин. До него никто не осмеливался выйти в поле с сохой. В некоторых местах пахаря выбирал на Пасхальной неделе священник, наделяя его пасхальным яйцом и просфорой, с которыми он потом отправлялся на пашню. Зачастую пахарь являлся и засевальщиком.
Для первой запашки выбиралось раннее утреннее время. Как правило приурочивали это действие к полнолунию и счастливому дню (вторнику, четвергу или субботе). Неблагоприятным являлась встреча с женщиной, в таком случае приходилось возвращаться домой и запахивать в другой раз.
В условленный день он отправлялся на пашню и проводил сохой единую борозду через полосы всех хозяев. Это и считалось зачином пахоты.

10 мая. День священномученика Симеона. Семен-ранопашец. Во многих районах начало ранней пахоты, говорили: «Рано пар паши уро­жаи хороши», «Не ленись с плужком будешь с пирожком», «На пашне огрехи, в кармане прорехи», «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится».
В тех местах, где первый день запашки считался праздником, работать запрещалось. Когда на­чинали засевать поле, произносили молитву: «Батюшка Илья, благо­слови семена в землю бросать. Ты напои мать сыру землю студеной росой, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила его мне большим колосом».
Пока мужчина находился в поле, женщины готовили разнообразные кушания, учитывая постное или скоромное время. Если этот день выпадал не на пост, то обязательным блюдом была яичница.Это отразилось в приговорке: «Мужики за пахоту, а бабы за стрепню». То же слышали и в щебетании ласточек, которые пролетали над мужиком, едущим на поле: «Мужики у поля. Мужики у поля, а бабы яешню пречь», т.е. жарить. Свежую землю с первой борозды крестьянин привозил в дом и посыпал ею пол, чтобы в доме не водились клопы и блохи.

18 мая. День великомученицы Ирины. Рассажива­ют рассаду капусты по грядкам, приговаривая: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь ту­гая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!»
По традиции сажанием овощей занимались исключительно женщины, если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не да­дут плода. Женщина рожает – женщина и сажает. Мужик не рожает, а зачинает, так ему сажать не досуг, а в самый раз сев зачинать. Хотя мужчины порой очень даже приветствовался при посадке огородных культур как символ оплодотворяющего начала.

Женские обряды

Вознесение – весна возносится на небо, а лето красное опускается на землю.
Народ в память Вознесения Господня на небо пек большие продолговатые пироги, верхняя корка которых выкладывалась поперек перекладинами. Зачастую пироги пеклись с луком. Эти пироги назывались лесенками, лестовками, лествицами. Часто лестнички делались с семью перекладинами, что ука­зывало на семь небес. По народному объяснению, ле­сенки пекли для того, чтобы Христу легче было под­няться, вознестись на небо. Кое-где пекли также блины: Христу на онучи (подвертки, портянки).
На Вознесение женщины шли в поле и, поев там яичницу, подкидывали как можно выше ложки и яйца, печенье, пироги, чтобы рожь или лен были такими же высокими. Также поднимали за уши маленьких детей и спрашивали их: «Видишь ли Москву?», — после чего добавляли: «Расти, рожь, большая, вот этакая», — и тянули ребенка за уши.
Крестьяне приметили: «Птицы стихают на сороковой день после Пас­хи», «Вознесение отцветают сады», «На Вознесение завивают березку: если она не завянет до дня Пяти­десятницы, то тот, на кого она завита, проживет еще год, а девка выйдет замуж». На Вознесение в поле не работают, а пашут землю. Приближается праздник Вознесения. Нередко к этому празднику приурочивали обряд Вождение стрелы, также приурочивали этот обряд к (Пасхе, Пасхальной неделе, Егорьеву дню), связан он с ритуальным обходом полей, проведыванием всходов. Свое название обряд получил по зачину хороводной песни. Как правило, обряд проводился во вторую половину дня. Участницы обряда, собравшись в группы, выстраивались в одну линию и, взявшись за руки, с пением песни-«стрелы» двигались к центру деревни. Каж­дая группа исполняла один и тот же напев, но со свои­ми словами, поэтому в воздухе разливалась пестрая разноголосица. Соединив­шись в хоровод в центре деревни, женщины вели стрелу в поле. Проходивших по другим деревням женщин, каждая хозяйка обязательно приглашала к себе и угощала, за это хороводницы поднимала хозяйку на руки как можно выше. Это делалось для того, чтобы урожай был высок и хорош.
Заканчивалось шествие, когда стрела приходила в поле с житом, где самая уважаемая из женщин отделялась ото всех и закапывала в землю хлеб и денежку. Таким образом, закармливая и задабривая землю-матушку на благополучный урожай.
Вождение хороводов на ниве, и закапывание на ней мелких предметов способствовало увеличению урожайности. Также женщины перекатывались по полю, набираясь сил для предстоящей работы, чем часто и завершался обряд.

Светлая русалия. Русальи свадьбы.
Русалки — девы судьбы, хранительницы живой воды, они связаны с берегинями-рожаницами, девами, которые оберегают человека. Отсюда их связь с рожью – подательницей жизни. Именно поэтому к времени светлых русалий приурочивался обряд кумления. Несмотря на то, что кумиться могли как девушки, женщины, так и парни, мужчины, в основном этот обряд был связан с девичьими союзами. (Если из слов кума, кумление вычленить корень и прочитать его наоборот, то полчучится мук— , с прибавлением же окончания –а образуется слово мука. Возможно, кумовство между женщинами и девушками, приуроченное непосредственно к свадебному времени, было связано еще и с тем, что только им одним ведомо состояние во время родов ребенка и нередко приходилось испытывать муки, которые и объединяли всех женщин воедино. То же что и в случае с кумом и кумой).
Русалки имели светлые длинные русые волосы, отсюда и название праздника светлая русалия.
Светлая русалияне только праздник начала лета, но поминание праматери — русалки Роси, дочери Днепра, которая родила от Перуна Даждьбога. Одну из сестер русалок зовут Росяница. Она владеет росами – Даждьбоговой испарью. Чтобы роса была, вечером на росу брызгают водой, говоря: «Помогай, росяница, на большие росы, на пшеницу, на просо». На Русалью неделю бегают по утренней росе, получая заряд бодрости и здоровья (Русалья неделя – неделя перед Троицей или после Троицы).
Когда по ночам на воде раздается смех и плеск, знающие люди говорят — идут русалочьи свадьбы. Русалки — девы судьбы, хранительницы живой воды, они связаны с берегинями-рожаницами. Отсюда их связь с рожью – подательницей жизни.
Русалки очень любили бегать по ржаным полям и в это время крестьяне старались обходить поля стороной. Дети русалок любят бегать по ржи и хлопать в ладоши, приговаривая: «Бух! бух! соломенный дух! Меня мать породила, некрещену положила!» Если при звуках этой песни приговорить: «Крещаю тебя, Иван да Марья, во имя Отца и Сына и Святого Духа», — то дети русалок (до 7 лет) вознесутся на небо, и получат настоящее крещение.
Иногда к Русалии приурочивались посвящения девочек-семилеток, о которых говорилось выше.

Кумление

Обряд кумления подготовляет женщин к материнству.
Кумление означало признание девушек полноправными членами рода как достигших брачного возраста, а также обряд кумлений-посвящений скреплял половозрастной женский союз. Кумовство – это один из видов тай­ного половозрастного союза, особенностью которого была изоляция от других членов общины, в особенности от мужской части населения. Кумление происходило в один из праздников троицкого цикла и приурочивался к Русальим святкам.
Кумление – обряд-посвящение, в котором принимают участие девушки, достигшие брачного возраста. Кумиться могли девушки с парнями, женщины между собой, женщины с мужчинами и мужчины между собой, причем кумление между женщинами и мужчинами было известно значительно шире, чем кумление парней с девушками. Отношения кумовства были недолгими и завершались через не­делю или полторы. Раскумливание, которое состояло в совершении действий, обратных тем, которые имели место при заключении кумовства (девушки пере­шагивали через венок в обратную сторону, назад, «разменивались», т.е. возвращали обратно взятые в залог дружбы вещи, произносили приговоры или пели песни «раскумимся, кума, раскумимся…») происходило очень быстро. Вместе с тем бывало, что срок, на который заключался союз, оказывался более продолжи­тельным (6 недель, год, даже вся жизнь). Укреплению молодежных объединений, в которые в этот период принимали новых членов, немало способствовали также особые праздники девушек и парней.
В более общем смысле кумление состояло в таких действиях: сначала девушки выбирали в лесу деревце и завивали на нем веночки или подвешивали на него венки, после чего целовались через венок; обменивались вещами, среди которых были кольца, одежда платки, венки, бусы; яйца, лепешки; обряду кумления обязательно сопутствовала обрядовая совместная трапеза, приготовленная в складчину, с обязатель­ной яичницей (иногда через венок разбивали два яйца, которые тут же съедали); кумлению сопутствовало произнесение клятвы. При завершении кумления девушки обязательно устраивали пир, на которую почти всегда приглашались парни, после чего часто имело место совместное гуляние девушек и парней и опять возвращение девушек в общину. Другим возможным продолжением кумления бывали девичьи гадания с венками, как правило, о замужестве, что было также направлено на заключение брака.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42