Женские народные обряды

Обряд посвящения в женщину

Ко времени Светлых Русалий мог быть также приурочен обряд посвящения в женщину. Для этого девушки изолировались от общины. Как правило, такие обряды проводились в уединенных местах, в лесу. Девушкам завязывали глаза, запрещали им говорить и отправляли, куда глаза глядят. На время девушки становились нелюдьми. Это были образы свиных чехлов, которые и не люди и не звери. В течение всего посвятительного обряда старшие женщины, которые и посвящали их в свой сан, заставляли выполнять девушек всю поденную работу, т.е. ту работу, которую выполняет любая хозяйка.
Самым важным в этот период было научиться пребыванию в молитвенном состоянии при выполнении любой работы с завязанными глазами и невозможностью вымолвить ни слова. Также они должны были переносить любую погоду. Благополучное прохождение всех испытания заканчивалось заключительным обрядом — прохождением через лабиринт. Собственноручно девушки должны были сплести для себя венок из крапивы, да сплести так, чтобы руки не ошпарить крапивой. А чтобы не обжечь крапивой руки, ее нужно было правильно сорвать, т.е. срывать за самый низ стебелька, но чтобы это сделать, нужно было находиться в разуме, т.е. думать в тот момент, когда срываешь крапиву и видеть, несмотря на то, что глаза закрыты. Цель – открыть внутреннее видение и творить работу в радостном состоянии. Прежде чем пройти лабиринт, девушка должна была пролезть через крапивий венок, что символизировало обряд рождения в новом статусе, а потом пойти по прочерченному лабиринту, по всем кругам которого были воткнуты в землю колышки и натянуты ниточки, что символизировало собой вехи жизненного пути. На каждом из кругов лабиринта находился предмет (лента, кукла, прялка), что обозначало переходный момент в жизни женщины и переход ее из одного половозрастного и социального статуса в другой. Красная лента обозначала вступление в хоровод, кукла – рождение ребенка и т.д. После того, как девушка вслух произносила все названия предметов, которые находила на своем пути по лабиринту, ее принимали в самом конце лабиринта старшие женщины, развязывали глаза и вели в баню. На этом обряд посвящения и очищения заканчивался и начинался пир. Перераспределение доли в связи с появлением в общине нового ее члена. Заключительная часть обряда – проход по лабиринту – обязательно сопровождалась пением.

Молитвенное состояние
Песня «Фонаречки»
Перелетный да, перелетный да,
Перелетный сиз соколик
Перелетал да, перелетал да,
Перелетал сине море.
Сине море да, сине море да,
Сине море, чисто поле,
Чисто поле да, чисто поле да.
В чистом поле да, в чистом поле да,
В чистом поле две девицы,
Две девицы да, две девицы да,
Две девицы, две сестрицы.
Они несли да, они несли да,
Они несли фонаречки.
В фонаречках да, в фонаречках да,
В фонаречках фитилечки.
Развевался да, развевался да,
Развевался ветерочек,
Раздувался да, раздувался да,
Раздувался огонечек,
Разгорался да, разгорался да.
Разгорался сыр-борочек.
Ко мне милый да, ко мне милый да,
Ко мне милый не приходит,
На едину да, на едину да,
На едину темну ночку
Перелетный да, да перелетный да,
Перелетный сиз соколик…

Существовала на Руси такая пословица: «Пению время, молитве час», по смыслу соотносящаяся с пословицей «Делу время, потехе час», о которой речь шла в подглаве под названием: «Игра – деятельность детей».
Основное значение слов молить, молитва в современном языке – просить и прошение, отсюда: моленное дитя или вымоленное дитя, т.е. выпрошенное у Бога. Моленнея скотина – та, которую били в молитвеном состоянии. Молины – гостинец, съестное, печенье, лакомства, особенно свадебные. Мольбы – церковные празднества. В дохристианские времена были праздники с тем же названием – моляк. Пищу молитвили прежде, чем приступали к ней. И как же тогда понимать пословицу «С молитвой на устах, с работой в руках»? Получается абсурд: если постоянно просить и в то же самое время работать, или трапезничать или забивать скотину, то голова занята совершенно другим. Значит моление – это не только прошение, а может быть, и вовсе не прошение.
Молитва – внутренняя речь, говорение внутри себя. Это состояние нерастождествленности человека с Богом, это слияние. Находиться в молитвенном состоянии – это находиться в себе, находиться в середке, которая находится чуть выше солнечного сплетения. Это место, где происходит единение человека с Богом и где теплится Божья искра, которую человек может раздуть до целого пламени. В таком молитвенном состоянии человек может совершать любую работу, даже самую нудную, и не сердиться, не обижаться, не огорчаться. Вспомните про Василису Прекрасную, которая проходит посвящение у Бабы-Яги.

Итак, о чем же эта песня?
Фонаречек символизирует собой тело человека, а то что внутри фонаречка – огонечек – эта и есть Божья искра. Сизый соколик – это символ заходящего, закатного солнышка, это солнечный сокол Рарог, символ Бога Гора – Бога Солнца. Море – символ житейских невзгод, которые необходимо пройти. Чисто поле – приход на новую землю, которую необходимо освоить и обжить. Две девицы – судьбицы, судьбу прорекающие. Развевающийся ветерочек задает движение, он образуется от раздувающихся крыльев сиза сокола. Без ветерочка невозможно раздуть огонечек, ту самую искорку Божию, которая есть в каждом человеке. Разгорающийся сыр-борочек – это светящийся человек, в котором происходит выжигание заколодевшего дерева, не дающего человеку идти к своей мечте. (Соотнесение человека с образом дерева очень характерно. И до сих пор можно слышать, как человека дубиной обзывают, или видеть действие, когда сначала к виску кулачек прикладывают, а потом – к чему-нибудь деревянному, но почему?) Как дорожка в былинах заколодела, так и человек заколодел. И расколодеть самого себя помогает молитва, которая сжигает это дерево, благодаря чему происходит огненное очищение себя. Но чтобы прилетел сиз соколик, который развеет ветерочек, а ветерочек раздует огонечек, необходимо засветить в себе этот огонечек, иначе сокол не увидит маячка. И если ты не получаешь то, чего ждешь, если милый не приходит, то зажигай в себе огонечек, чтобы раздуть его до пламени. А если не разгорается огонечек, то помоли себя об этом.
О возжигании искры Божьей в себе самом поется в этой песне.

Семик – четверг на седьмой неделе после Пасхи — день поминовения заложных покойников (умерших не своей смертью). В этот день их разрешалось хоронить. Единственный день в году, когда их души радуются.
В начале семицкой не­дели девушки шли в лес выбирать березки для обряда, а в четверг шли их завивать, кумиться, целоваться.
В этот день девушки и даже женщины, боясь прогневить русалок, чтобы они не ис­портили скотины, не работают, называя этот четверг велик день для русалок. Взрослые девушки в этот день плетут венки и бросают их в лесу русалкам, чтобы они добыли им суженых-ряженых, после чего тотчас убегают. В этот день разрешалось заниматься плетением и вязанием. Сплетенные ветки деревьев предназначались для раскачивания русалок, что способствовало росту растительности. Под бе­резкой устраивали пир, на котором основным блюдом была яичница, символизирующая зарождение новой жизни, ее нескончаемый кругово­рот и бессмертие.
Завивание, закручивание берез означало зарождение, а развитие, распускание, раскручивание, что происходило на Троицу и совершалось обязательно – преумножение!
Время от Масленицы до Семика – время закрепления брачных пар. Как земля уже к этому времени готова к плодоношению, но еще не плодоносит, так и молодые пары готовы. К Семику созревала рожь. Крестьяне ее величали. На протяжении Зеленых святок постоянно происходит обращение ко всем умершим. Тема смерти напрямую связана с темой засевания и посадки семян. Кстати в самом названии праздника – Семик – спрятано слово семя. Также это отражено в загадке: Покойник, покойник умер во вторник, пришел поп кадить, а он в окошко глядить (Семя). Положенное в землю семя умирает, а через некоторое время дает всходы и приносит урожай.

Троица (Воскресенье на седьмой неделе после Пасхи). Когда-то понятие Троицы включало в себя и образ матери-Богини. Бог-отец, Бог-сын и Богиня-мать. И ведь недаром сразу же после Троицы следует праздник, посвященный Матушке-сырой земле, Духов день, когда земля именинница. И основные обряды Троицкого цикла соотносятся с женщинами.
В день праздника в домах и в церкви застилали пол травой, женщины и дети приходили к обедне с цветами. После окончания зеленых святок зелень обязательно из дома убирали, иначе в ней будет жить или русалка, или душа умершего.
Во время Троицы без венков старались не ходить, так как это был оберег от русалок. Также опасались хлопать в ладоши на берегу реки, так как это действие русалок.
Троица – граница между весной и летом. Оканчиваются сельскохозяйственные подготовительные работы. В этот день заключается один из основных договоров с водной стихией.
На Масленицу договор с Солнышком – солнечной стихией
На Пасху – договор с Матушкой-Землей – стихией земли
На Троицу – договор с водной стихией.
Для того, чтобы получить богатый урожай летом необходимо договориться со всеми стихиями, что и совершали крестьяне на протяжение 4 месяцев, начиная с февраля.
Заканчивается время женских кумлений, время перехода в другой мир, когда женщина принимает посвящение в том мире и только после раскумления она возвращается в этот мир. Мужчины в мир женщин не допускались. Недаром русалки защекатывали именно мужчин и молодых людей. Также существовало много запретов попадаться на глаза женщинам во время совершения некоторых обрядов.
На Троицу устраивали игрища: молодые люди и девушки органи­зовывали общий обед, качались на качелях, играли, а затем, под вечер, каждый парень свою подругу хватал и тащил к себе домой ночевать.

Духов день
В этот день Земля именинница, так как в этот день она сотворена и потому нужно дать ей отдых. Женщины совершали обрядовое кормление земли. Тот, кто в этот день работал в поле, тот мешал русалкам, которые могли за это наслать на посевы несчастье.
Все травы и цветы радуются. С Духова дня не только с неба, но и из-под земли тепло пошло.
На Духов день заклинали жни­вы, чтобы нечистая сила не поселилась на них. Нечистая сила, т.е принадлежащая миру природы, миру стихий. Многие божества славянского пантеона забыты, какие-то незаслуженно отправлены в разряд нечисти, но все они есть проявления единого бога-творца Рода. А ведь есть у этой нечисти и другой название: божата (боги лесов, озер, рек, полей)! Домовые, русалки, лешие – это не противопоставление миру людей мира природы, а это возможность сосуществования, если договориться с этими силами. Например, пастух, чтобы в течение всего лета успешно пасти свое стадо, всегда договаривался с лешим. Мельник — с водяным. Таким образом, в каждой деревне существовали знающие люди, которые уравновешивали мир природы и мир людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42