Женские народные обряды

Свадьба

Первая часть свадьбы во всех славянских традициях представляет собой добычу, захват, пленение, охоту на девушку-невесту. Невеста соотносилась с образом чего-то недвижимого, т.к. она никуда из дома не двигалась, а жених, наоборот, постоянно находился в движении.
Свадьба сопровождается сначала плачем, потом смехом.
Тема знания проходит через весь свадебный обряд. Невеста-неведомая, незнакомая, непознанная. Цель жениха — узнать неведомое, ознакомиться. Девичье целомудрие имело еще одно название знато.
Белила и румяна, использующиеся девушкой – символ того, что к ней могли свататься. С другой стороны белила и румяны – это обезличивание, скрытие лица, надевание маски цель жениха распознать свою суженую.
Между сватовством и венчанием происходит обряд смотрин, на котором жених должен был узнать свою невесту.
После сватовства невеста утрачивает свой привычный облик. Она обезличивается. Она бесформенна, обезличена и безымянна.
Свадьба – переход из одного статуса в другой. Окончательное закрепление в новом статусе знаменовалось рождением ребенка.
Древнеславянский брак имел две формы: 1. брак-умыкание (похищение) и 2. брак купля-продажа, брак за выкуп – «вено». Недаром в игровой форме подружки невесты до сих пор требуют у жениха выкуп за нее.
В двух детских играх «Горелки» и «Горю на камушке» сохранили в себе основные элементы двух типов брака.

Горелки
Обычно в такую игру играли поздно вечером и чаще всего за околицей. Сначала выбирают горящего — воду (также он имел название: разлучник, одинокий, холостой, огарыш, горел­ка). Вода становится впереди всех, на расстоянии 80-160 см от остальных участников игры горящих. Ему строго запре­щается оглядываться назад или смотреть в сторону. Позади него выстраиваются вереницей, попарно, одна пара за другой, осталь­ные игроки, причем пара преимущественно составляется из мальчика и девочки. Затем кто-нибудь один из горящих или все хором распевают:

«Гори, гори масло!
Гори, гори ясно!
Чтобы не по­гасло!
Взглянь на небо,
Там птички летают!»

В это время вода должен взглянуть на небо, а задняя пара отделяется от других, разъединяется, один направо, другой налево, сначала идут шагом, обходя стоящих попарно, а поравнявшись с водой бегут со всех ног вперед, стараясь соединиться и схватиться за руки, между тем вода не только мешает этому, но старается поймать кого-нибудь из них или даже просто ударить — прикоснуться ладонью, что признается равносильным изловлению. Смотря по тому, кто теперь составил новую пару опять старая пара или вода с кем-либо из бежавших, эта пара становится впереди всех и ловит следующую заднюю пару.
Основной момент заключался во взаимоотношениях между горящим и тем, кто стоит в паре с девушкой. Если горящий, опередив своего соперника, настигал бегущую от него девушку, то тот, кто оставался без пары, сам становился горящим-холостым и должен был в свою очередь разлучить какую-либо пару, чаще всего ту, с которой он был ранее, между тем как бывший горящий защищал свое право остаться в паре. В этой игре принимали участие не только дети, но и взрослые.
Горящий – это тот, кто любит, горит страстью.

«Горю на камушке»
Игра велась большей частью между девочками.
Одна из играющих садится на камень, пень или колоду, остальные размещаются на некотором расстоянии от нее. Та, которая сидит на камне, говорит:
«Горю, горю на камушке,
то меня любит, то и выручит».
Кто успеет прежде других добежать и поцеловать горящую, тот и выиграл.

Между играющими и тем, кто горит, происходили диалоги. Например:
Горящий (вода): Горю, горю жарко, Горю, горю ясно!

Кто-либо из играющих (обычно те, кому предстоит бежать): О ком горишь? (или: Чего горишь?)
Горящий: Хочу красну девицу!
Кто-либо из играющих: Какую?
Горящий: Тебя молодую!

Как в старину свадьбы назывались…
В старину праздновали 21 свадьбу, и каждая имела своё наименование, вот некоторые из них:
1 день – зелёная; 1 год – ситцевая; 5 лет – деревянная; 7 лет – медная; 15 лет – стеклянная; 20 лет – фарфоровая; 25 лет – серебрянная; 30 лет – жемчужная; 35 лет – полотняная; 40 лет – рубиновая; 50 лет – золотая; 60 лет – бриллиантовая; 70 лет — благодатная; 75 лет – коронная.

Что же означают слова невеста, жених и сваты?
Невеста – неведомая, незнакомая, непознанная. До венца невеста называется сговоренкой, после сватовства, в день свадьбы — княгиней, а после свадьбы в первый год – молодой.
Жених – человек знающий, познающий неведомое, то есть свою жену.
Жених с невестой князь да княгиня в день брака.
Сваты – посланники Божьи, так как то дело, которое они совершают подвластно только Богу. Зачастую сватами выступали крестные родители, так как при крещении они были посредниками между ребенком и Богом.
Раньше обвести вокруг дерева против солнца означало выйти замуж или жениться. «Венчали вокруг ели, а черти пели», — говорили в шутку. Также молодых обводили и вокруг озер.

Приметы

Предсвадебные приметы

Чтобы приворожить жениха, надо взять заслонку от печи, насыпать на нее зерен и накормить петуха и приговорить: «Как заслонка держится своего устья, так и петух, чтоб держался дома, а мой жених – меня».

Чтобы приворожить суженую, молодой мужчина должен тайно взять в церкви три сплава от трех различных свечей, тайком обнести их вокруг нравящейся ему девушки три раза и снова отнести сплавы в церковь. То же может делать и девушка с целью присушить к себе суженого.

На Пасху девушка перепрыгивала через сани, чтобы скорее выйти замуж.

Встреча с горшечником, гончаром – к свадьбе. Но если горшечник проезжал по деревне в неурочное время, например в Святки, то это означало, что свадеб в этом году не будет. Чтобы этого не допустить, девушки старались украсть с воза горшок и разбить его.

Если на Покров по селу проедет горшечник, то будет много свадеб, а если дегтяр, — то девушки не выйдут замуж еще год.

Если введенный в дом ручной медведь заревет посреди хаты, значит, в этом доме скоро будет свадьба.

Частая потеря мелких предметов от одежды, обуви, а также мелких украшений, несомненно предвещает близкое супружество.

Под Новый Год девка метет из-под стола хлебное зерно в сору (кучу) – к замужеству.

Нельзя угощать на непокрытом столе, в особенности девушку, иначе муж её будет лысый.

Если после обеда гости уходят до того, как хозяйка скатерть со стола снимет, — невесты в этом доме замуж не выйдут.

Если в поле забудут борону, то к девушкам в деревне не будут свататься женихи. Найдя такую борону, девушки тайком прятали ее в овине или в крапиве или рубили и раскидывали подальше.

На Новый год девушки топором секли украденную борону, чтобы после святок к ним приехали сваты, а зубья бороны разбрасывали по полю.

Под Петров день носили борону из деревни в деревню на голове – в какую принесешь, туда замуж и выйдешь.

Обмести кого-либо веником – навсегда остаться холостым или не выйти замуж.

Если девушка, подметая, оставляет мусор, то выйдет замуж за рябого.

Сколько морщин между бровями, столько раз человек будет жениться или выходить замуж.

Если девушка смотрится в зеркало во время расчесывания волос перед сном, то она выйдет замуж за бедняка, бездомного или бобыля.

Девушка, желающая побыстрее выйти замуж, должна обязательно поститься во все пятницы, особенно де строго она должна поститься в Великую пятницу (перед Пасхой).

Молодой мужчина лучше поступит, если не станет добиваться любви и сватать той девушки, которая понравилась ему с первого взгляда.

Та женщина будет иметь много поклонников, у которой первым крестником будет мальчик. В свою очередь мужчина должен иметь первую крестницу, если хочет, чтобы за ним гонялись девки.

Порча свадьбы

Чтобы испортить жениха и сделать его неспособным к супружеским обязанностям, нужно воткнуть булавку в то место, где он, выйдя на двор в первую брачную ночь, исполнит свою естественную надобность.

Чтобы испортить невесту, колдун ловил сороку, убивал ее, вынимал сердце, настаивал его на водке и давал выпить настой невесте, после чего девушка теряла способность говорить и начинала стрекотать сорокой.

Чтобы испортить жениха, чтобы он потерял свою силу в первую брачную ночь, читал заговор на гороховый стручок с девятью горошинами. Стручок этот колдун убирал в щель между бревнами в клети своего дома.

Многие, когда едут венчаться, опоясывают себя по голому телу неводом, чтобы избавиться от проделок водяного.

Молодые, когда едут под венец, опоясываются под одеждой сеткой, узловатой ниткой или лыком, чтобы их не испортили.

Чтобы испортить свадьбу, то колдун должен развязать каждый узелок на сетке.

Чтобы остановить свадебный поезд, колдун бросал стручок из 9 или 12 горошин гороховый в повозку жениху и невесте и приговаривал: «Девять мер гороху, десятая невеста, добры лошади не с места».

Чтобы остановить свадебный поезд, колдун брал свежего жира или крови какого-нибудь хищного зверя (медведя или волка) намазывал им камни, разбросанные по дороге, и лошади, почуяв запах зверя, начинали упрямиться и беситься.

Чтобы испортить свадьбу в сани жениха и невесты подбрасывали веник.

Нечистая сила способна вредить только тому, что она хорошо и подробно знает, а против того, что ей неведомо, она бессильна. Одним из талисманов, предохраняющих новобрачных от злого действия колдунов служит маковая головка. Колдун не знает количество маковых росинок в маковице, а значит и не может навредить человеку, имеющему при себе этот талисман. Чтобы познать жениха нечистой силе надо пересчитать количество дырочек сетки на нём.

Когда подруги невесты отправлялись к жениху с подарками, они брали с собой суровую нить, которая предохраняла от порчи. Нитку изготавливала невеста тайком на печном столбе, вращая веретено в левую сторону, наотмашь, завязывая шесть узлов тоже наотмашь: первые два на пороге избы, другие два на пороге сеней, последние у ворот. Делалось это для того, чтобы отнять силу у колдунов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42