Женские народные обряды

Сватовство

На хорошей свадьбе три свахи: женихова – та, которая сватала, невестина – расчеши косу, погуби красу или подвенечная и постельная или пуховая — та, которая брачную постель готовит.

Сваты шли не прямой дорогой сватать, а обязательно задворками в вороченных шубах, когда уже стемнеет, чтобы их не заметили и дорогу им не спортили; им вслед бросали старую обувь, чтобы они нашли пару для жениха.

Свата (сваху) не берут из того дома, где жених, а из-под другой крыши.

Сваха перед началом сговора о свадьбе грела руки у печи или засовывала их в печурки – иначе толку от сговора не будет.

Если женщина сидит под матицей, значит, сваха.

Для того, чтобы сватовство было удачным, связывали кочергу и помело.

Когда сватья придет сватать невесту в ее дом, то во время разговора не должна садиться. Она будет говорить много и долго, хвалить жениха и договариваться обо всём, но все стоя на ногах. Если же сватья сядет, не будет пути! Опытная сватья такое правило очень помнит, сколько ее ни уговаривают, чтобы садилась,— не сядет даже предлагают чай пить или поесть — не будет. Садиться не должно потому, что или дело не сладится,
или если и сладится, то у новобрачных дети будут «седуны», т.е. не будут долго ходить, а если сваха будет пить, то дети будут охотники до питья, а если сваха будет есть, то дети будут много есть (многоешки).

Когда в дом приходили сваты, девушка обязательно должна была спрятаться и подавать знак согласия, царапая печку или наоборот, она должна была царапать печку, если была не согласна.

Троицкая скатерть играла важную роль на смотринах, ею тайно застилали стол и покрывали другой скатертью. Троицкая скатерть приковывала суженого к девушке.

Невеста обязательно должна отказать тому жениху, на которого во время следования на сватовство лаяли собаки. Да и сам сватающий лучше поступит, когда не пойдет сватать, как только заметит, что в попутных деревнях его преследовали собаки.

Приняв предложение, родители невесты прежде решительного ответа сватам или жениху устраивали испытание. Они пекли два небольших хлебца, размером с куриное яйцо и сразу же после того, как вынимали его из печки бросали в ушат с холодной чистой водой, если после того, как вода успокоится, хлебы сойдутся на середине ушата, родители говорят, чтобы дочка съела эти хлебцы (супружество будет удачным). В противном случае, то есть когда хлебцы не соединялись, родители или совершенно отказываются (тогда хлебцы отдаются собаке) или дают неохотное согласие.

Перед венчанием

(Шуточное поверье) Если банный веник положить у ворот и стоять на нем перед отправлением жениха и невесты, то свадебный поезд не тронется с места.

Перед самым отправлением «князя и княгини» мать первого надевает вывороченную шубу, три раза обегает вокруг запряженного экипажа и, остановясь перед лошадьми, льет им в глаза пиво или квас: если при этом лошади были спокойны, то невеста будет незадачлива и даже недолговечна.

Когда невеста обходила с поклонами всех присутствующих при ее отправлении к венцу, она кланялась каждой отдельной части дома и, наконец, делала земной поклон порогу, произнося: «Порог, порог! Я по тебе ходила, ножками топтала, — прости меня, я больше не буду!»

Сговоренку-невесту закрывают платком для того, чтобы не сглазили, а потому она до венца и не должна показывать лица. Когда невесту и жениха собирают-снаряжают к венцу в церковь, насыпают им в обувь хлебных зерен и денег: первые для того, чтобы не нуждались в хлебе, а вторые, чтобы они водились,- первые, чтобы имели хороший урожай на полях, а вторые, чтобы легко добывались.

Невесте и жениху, едущим в церковь венчаться, вты­кают в платье, в рубашку, в ворот и подол безухие иглы — безголовые булавки, на тело навертывают обрывки мере­жек. Все это делается для того, чтобы новобрачных во время свадьбы не испортили.

Жених по приезде за невестой должен был схватить бумажного или соломенного голубя, которого подруги невесты спускали на нитке с потолка, при этом с крыльев голубя на молодых сыпалось зерно к богатству и достатку в доме.

Если жених или невеста встретят мертвеца на пути следования к венцу, то первое их дитя умрет. Если же такая встреча произойдет после венца, то оба новобрачные скоро умрут.

Свадебный поезд должен мчаться с неимоверной скоростью, чтобы ни один нечистый не смог помешать. Также свадебный поезд никому не должен уступать дороги. Если же встречаются два разных свадебных поезда, то при миролюбивом разрешении вопроса они останавливаются в десяти саженях друг от друга. После чего сваты измеряют дорогу поясами новобрачных, делая это с величайшей точностью, определяя середину ее, не в ущерб той и другой стороне, так как по суженой стороне поедут те, кому предстоит близкая смерть.

Новобрачных за столом перед венцом и после венца сажают на шубу, вывороченную вверх шерстью, чтобы их не испортили и чтобы они жили богато и водился у них в изобилии скот.

Венчание

Родителям и незамужним девушкам запрещалось присутствовать на венчании.

Невеста должна ехать к венчанию натощак, чтобы мыши ничего не погрызли в ее доме.

Когда жениха и невесту приведут на церковную па­перть, то они должны взяться за скобу и сказать: «Пусть все наши скорби и болезни не пойдут с нами под венец, а останутся на тебе, железной скобе».

Если невеста во время свадьбы охрипнет или лишится голоса или кто-то из поющих лишится голоса, то один из новобрачных вскоре умрет.

Полотенцем повязывали правую руку молодых в знак соединения при венчании. (Пояса или полотенца повязывали свадебникам через плечо, пояс прикрепляли к дуге свадебной повозки – связанные вещи, узлы делались для того, чтобы соединить молодых, связать их).

Если брачующиеся имеют какую-либо болезнь, последняя завенчивается на всю жизнь, и, как бы незначительна ни была болезнь, она не излечится потом.

Невеста особенно должна остерегаться, чтобы венец не пришелся на время регул. В свою очередь, внезапное открытие кровей не предвещает невесте хорошего и пророчит недолгую супружескую жизнь.

Когда на брачующихся надевают венцы и священник говорит: «Венчается раб божий такой-то», то последний должен креститься и говорить тихонько: «Я, раб божий (имярек), венчаюсь, а болезни мои не венчаются».

Во время венчания, когда под ноги подстилается ширинка — полотно или платок, — то который на нее вперед ступит ногой, тот из новобрачных и будет большим — большаком в семье.

Если во время венчания у кого-то упадет венец, тому придется на своем веку вдовствовать.

Жених не должен поднимать ни одной вещи, которую невеста уронит под венцом, делая поклон своей жене, он тем самым попадет в подчинение; кроме того, такой муж недолго проживет.

Во время венчания замечают: у которого из брачующихся венчальная свеча скорее сгорит, тому прежде и умереть.

Во время венчания ни жениху, ни невесте не следует смотреть друг на друга, а если же будут, а в особенности посмотрят в глаза, то не возлюбят друг друга или кто-нибудь из них изменит в супружеской жизни.

Если брачующиеся, оба или один из них, невинными венчаются, тогда венцы у обоих или у одного из них сияют от света-огня.

Во время венчания звонили в колокола, чтобы отогнать нечистую силу.

Венчаются в шапке, в одежде, имеющей красный цвет или вышитые кресты, чтобы избежать сглаза.

Чтобы обеспечить рождение детей, на пороге церкви разбивают яйцо, невеста грызет церковный замок или ключ, приговаривая: «Мне брюхатить, а тебе прихоти носить».

Для достижения власти в семье каждый из новобрачных старается выше поднять сою свечу, наступить на ногу другому, обежать его, заставить оглянуться, первым выйти из церкви и дольше сохранить молчание после.

Во время венчания запрещается проходить между молодыми, иначе они разлучатся.

Яркий огонь свечей в церкви предвещает хорошую жизнь, тусклый – мрачную и невеселую, ровный – ровную, мигающий – бедную, трескучий – ссоры и разлад.

Если невеста под венцом уронит платок, то будет вдовой.

Если невеста под венцом уронит платок, а жених поднимет, то скоро умрет.

Дождь во время венчания предвещает счастливую, богатую жизнь.

Солнце предвещает светлую и веселую жизнь.

Гром предвещает несчастье или смерть.

Обручальное кольцо

Потерять обручальное кольцо, значит, потерять супруга.

По Новый год девушки брали у какой-нибудь замужней женщины обручальное кольцо для гадания. Для этого наливали в стакан воды, опускали туда обручальное кольцо и смотрели в него. Через некоторое время в кольце должно было показаться лицо суженого-ряженого.

Когда венчается вдовец, тогда мальчики и взрослые парни приходят к церкви с охапками изношенных лаптей и лишь только из церкви появляется новобрачный, закидывают его гнилыми лаптями. Такое закидывание продолжается до входа новобрачного вдовца в его дом, иначе его брак будет неудачным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42