Женские народные обряды

После венчания

(Шуточное поверье) Нужно поймать блоху, связать ей ноги и положить на дорогу. Все свободно пройдут через блоху, но князь с княгиней не пройдут до тех пор, пока не отыщут связанной блохи и не сволокут ее с дороги.

Если во время движения свадебного поезда раздастся колокольный звон, то это грозит смертью молодоженам или одному из них. Если колокольный звон услышит девушка в Сочельник во время гаданий, то она умрет в течение года.

По пути после венчания невеста спрашивает жениха, чье поле они проезжают, и получив ответ, «поле наше», тихо говорит: «Поле-то ваше, да воля-то будет нашей».

Чтобы не ссориться, молодая жена, входя в дом мужа, разбивает тарелку. Затем они вместе рука об руку переступают через осколки.
Пожилые женщины кладут под порог незапертый замок перед приходом молодых после венца. После того, как молодые перешагнут порог, защелкивают замок, ключ же бросают в воду или в колодец для того, чтобы муж и жена жили в согласии и неразлучно. То же делают перед первым приездом жениха в дом невесты, чтобы свадьба была успешной и жених не отказался.
По возвращении с венчания, невеста целовала под сердце свекровь, а свекровь невестку, чтобы жить в любви друг к другу.

Полотенцем завязывали глаза невесте при входе в дом жениха, чтобы она забыла обратную дорогу домой.

Невеста не должна одна переступать порог дома, где ей предстоит жить с мужем: или переступают вдвоем с женихом, или он вносит ее через порог на руках.
При входе невесты в дом родителей жениха кто-нибудь из присутствующих бросал ей под ноги старую метлу. Если же она заметит и тотчас поднимет метлу, то указывает на расторопность и осмотрительность будущей хозяйки.
Или же невеста становилась на порог или прыгала с него со словами: «Кышьте, овечки, волчок идет!»

В свадьбу порог пересыпали солью (как и в родильном обряде), для того чтобы у молодоженов было больше детей. Соленая пища – пища живых. Поэтому еда на свадебном столе должна быть пересолена.

Во время столованья, как за первым столом, так и за княжим, новобрачные должны свои ноги переплести или поставить нога на ногу, для того чтобы между ними не пробежала черная кошка. Для этой же цели они должны сидеть плотнее между собой. Если же пробежит между ними кошка, то молодые будут жить несогласно, как кошка с собакою.

Когда от венца молодую вводят в дом к свекру, то он и свекровь встречают новобрачных у калитки; первый из них сует молодой в руки бутыль с вином или с пивом, а последняя кладет потихоньку в пазуху новобрачной пирог и под ноги кидает хмелю. Пирог новобрачные должны съесть пополам пред свадебным столом, на особинке. Это делается для того, чтобы они жили всю жизнь сыто, в любви и согласии, а хмель рассыпается под ноги, чтобы жили век весело и в согласии.

Отец и мать жениха встречают молодых, возвратившихся от венца с хлебом и квасом. Они выходят на последнюю ступень крыльца с ячменем, пшеницей и хмелем, и как только сын их с молодой женой подойдет к ним, приветствуют их, и бросают на них пшеницей, ячменем и хмелем, так что все крыльцо бывает засыпано этими семенами. Во время осыпания молодых житом присутствующие подставляют шапки и попавшие в шапку зерна берегут для посева.
Молодых надо трижды обвести вокруг стола — на счастье.
Для того, чтобы жених с невестой поцеловались, кричат не только горько, но и говорят: «Медведь в углу!», — на что невеста должна ответить: «Петра Ивановича люблю!» и поцеловать жениха.
Во время свадебной трапезы кричали «Горько или «В стакане что-то сорно вино!», а молодожены своими поцелуями подслащивали или очищали вино.
На свадебной трапезе должно быть четное количество тарелок (и по возможности всех остальных предметов), чтобы молодожены всю свою жизнь прожили в паре и никогда не разлучились!
После венчания иголку разламывали на две части и кидали по обе стороны дороги во избежании порчи свадьбы.

Троицкий каравай (каравай, который готовили на Троицу) засушивали в су­хари и хранили на свадебный обиход, эти сухари заме­шивались в свадебный каравай на счастье и на любовь молодых.

Брачная ночь

Брачную постель нельзя никому уступать, в противном случае муж или жена совершат измену.
Первая ночь новобрачных должна проходить в клети, где нет крыши, чтобы не зачать ребенка «под землей», так как на крыше находятся кусочки земли. Крёстные отцы три раза поднимают вверх караваи жениха и невесты, покрытые скатертями, приговаривая: «Мой выше, мой выше!» это называется мена караваев. Затем они кладут караваи на стол, один на другой, но так, чтобы каравай невесты был внизу, и выносят их в клеть.

Когда невеста, по обычаю, вечером разувает жениха, деньги из его обуви она берет себе. Этот обычай напоминает молодому мужу, что достаток он должен нести в семью, жене и детям.

Разувание невестой жениха пред первой брачной ночью необходимо для того, чтобы они жили вместе, парой, как и пара обуви, которая всегда неразлучна.

Невесты, обмывая ноги жениху той водой, которой она сама умывалась, приговаривала: «Твоя вода, а мне взять с тебя волю».

В первую брачную ночь дружка связывал молодым ноги поясом или полотенцем, чтобы они дружно жили.

Тот из молодых скоро умрет, кто раньше заснул в первую брачную ночь.

Лишь только молодая заснет в первую брачную ночь, молодой обязан развязать все поясные узлы своей жене и расстегнуть воротник ее рубахи, чтобы легче было рожать детей.

Чтобы проверить, какими молодые окажутся работниками во время посевной и страды, к кровати привешивали посудину с молоком. А на утро смотрели, если молодые за ночь сбили масло, значит, они будут хорошо работать, если же нет, то работники они не никудышные.

Целомудренность невесты
С косынкой или лентой того или иного цвета на второй день зять приезжал к теще. Красная лента символизировала (на второй день после свадьбы) невинность невесты, а голубая — совершенно обратное! Прилюдно ее матери вручали пирог с дыркой, отцу — кубок с дыркой. Также на родителей могли надеть хомут.

Если жених на второй день после свадьбы на вопрос: «Ель или сосна?», — отвечает: «Ель», — то значит жена ему досталась честная, если же – «сосна», то нечестная.

Для того, чтобы проверить целомудренна девушка или нет, ее посылали с коромыслом за водой, если по дороге к дому она расплескивала воду – значит была нечестной.

Если невеста целомудренна, то били горшки по лавкам, если же нет, то под лавками.

Если пели, что невесту разорвал медведь, значит, невеста нецеломудренная.

Для того, чтобы проверить целомудренной или нет вышла девушка замуж, ее сажали на квашню. Если девушка целомудренна, никакими силами нельзя было

столкнуть ее с места, если же нет – любой ребенок мог свалить невесту с квашни.

По способу поедания женихом блина судили о девственности невесты: если она оказалась нечестной, то жених ломал блин, прокусывал у него середину, откладывал взятый блин и больше не ел, дарил теще дырявый блин или клал на блин не целый рубль, а сыпал мелочь.

Если нечестная невеста наступит на дежу, то семь лет не будет родить хлеб, не будет вестись скот, не будут жить дети у молодых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42