Женские народные обряды

Термины родства
Единокровными называют детей, которые родились от одного отца, при этом — не от одной матери; то есть родство по крови.
Единоутробные дети — наоборот, дети от одной матери и от разных отцов. Родство по утробе. Еще их называют одноматерными.
Тесть — это отец жены. О нем говорят: Тестевы обычаи уважай! Хотя, с другой стороны, коли зять недоволен, так может и ответить: «Что мне тесть, когда нечего есть!» Но коли уж выдал дочку замуж, то приходится и зятя принимать таким, каков есть. Отсюда — «Тесть, ни вертись, а за зятька поплатись!»
Тёща — мать жены. Теща – от слова тешить, утешать. Теща — утешительница. Теща тешит зятя, да утешает дочь. Она за родную дочь переживает, поэтому старается всячески ублажить зятя. Она всегда зовет зятя в гости на праздники: на Петров день — сыр есть, на Ильин день – на бараний рог, на Успенье Пресвятой Богородицы (28 августа)- на морковкино заговенье. И свадебным обычай раньше был: молодые к теще на яичницу ездили. Об этом говорили: «Теща зятю голову маслит». «Тещины блины сладки», «У тещи зятек — любимый сынок», «У тещи-света все для зятя приспето». Но говаривали и другое: «Был у тещи, да рад утекши», «Смолоду меня теща зятем звала, а взростя дочь – за иного отдала». «У тещи карманы тощи», «Не женись для тещи, не выдавай для свекра».
Сноха, сношенька, она же невестка, — жена сына по отношению к родителям сына. Сноха от слов сын, сынова, сыноха, то есть сынова жена. Золовки о ней обычно говорят: «Мы не в лиху сноху: что Бог подаст, то и людям». Невесткой так же называют жену брата. «Сношка-сношенька, переступай с ножки на ноженьку», то есть шевелись побыстрее, будь порасторопнее. «Сношенька у свекра госпоженка». «Сноху привели и трубу на крышу поставили». «Первого сына женит отец-мать, а второго сноха», то есть она дает свой отзыв о свекрах.
Снохарь, сношник – человек, живущий незаконно со снохою.
Невестка – жена сына. Жены двух братьев — между собою тоже невестки. Невестка же — и жена мужнина брата. В этом случае ее еще называют — ятровь. Таким образом, невесткой женщина может быть по отношению к свекру, свекрови, деверю и золовке. О ней не без причины говорят, подчеркивая ее зависимость от свекрови: «Кошку бьют, а невестке наветки дают», «Пусть бы невестка и дура, только бы огонь пораньше дула», «Села невестка прясть, берегите, деверья, глаз!», «Три невестки, беги из дома!»
Свёкор — это отец мужа. Соответственно, жена его сына — ему сноха, она же — невестка. О нем говорят, «Свекор – гроза, а свекровь выест глаза».
Свекровь — мать мужа. В старину был свадебный обычай: утром после брачной ночи свекровь ударяла сноху три раза плеткой, приговаривая: «Это — свёкрова гроза, это — свекровина гроза, это — мужнина гроза». «Помнит свекровь свою молодость и снохе не верит». Или: «Свекровь на печи — что собака на цепи», «От свекрови никому в семье нет промытой воды», «Не жени сына на теще, не отдавай дочери за свекра».
Зятем чаще всего называют мужа дочери. Но точно так же называется и муж сестры, или, золовкин муж. Родители жены — мужу (зятю) тесть и теща. Брат жены — мужу ее (своему зятю) шурин. А сестра жены — свояченица. Посему один и тот же человек приходится зятем — тестю, теще, шурину и свояченице. Если кто-то хочет жениться на чьей-то дочери, то говорят: «Он ко мне зятится». Хотя теща и ублажает зятя «Зятюшка-зятек, съешь пирожок», но за глаза вполне может сказать и другое: «Нет черта в доме — прими зятя»; или: «На зятьев не напасёшься — что на яму», «Думала теща пятерым не съесть, а зять-то сел да за присест и съел»; и даже от имени тестя присовокупить: «Тесть за зятя давал рубль, а после давал и полтора чтоб свели со двора». «Зять любит взять, а тесть любит честь», «С сыном бранись – на печь ложись, за скобку держись», за ручку двери, так как из дома выгнать может. «Сынок – свой горбок, зятек – покупной щеголек».
Тётка (тётя, тётушка) — сестра отца или матери. Го­ворят: «Водка — вину тетка».
Дядя — брат отца или матери. В зависимости от этого о нем, как и о тетке, говорят с уточнением: дядя по отцу, дядя по матери. Нередко младшие называют дядей старшего, независимо от родства.
Мачеха — не родная мать детям, вторая жена отца. В народе говорили и говорят: «Мать гладит по шерсти, а мачеха — против». «Сыр калача белее, а мать мачехи милее». Сына мачехи в старину называли мачешич. Дети мужа от первого брака — мачехе пасынки и падчерицы.
Отчим — не родной отец, отец по матери, второй муж матери. Отчиму дети его жены от первого брака — пасынки и падчерицы. Поэтому «Отчимово именье — пасынку не корысть» и «Отчимья любовь — не отчая».
Шурин, он же шуряк, шуряга, — родной брат жены. «Зять любит взять, тесть любит честь, а шурин глаза щурит», «Шурин по зятю не наследник», «Зять да шурин – чорт их судит!»
Деверь — брат мужа. Деверь и золовка — для жены то же, что и шурин и свояченица для мужа. «Деверь невестке обычный друг», «Семь деверев — красота моя, только золова – сухота моя!»
Золовка — сестра мужа. В некоторых местах так называют и жену брата. Золовка обычно указывает молодой, командует ею. Отсюда и само слово золовка — от зловка. Золовка — зловка, золовка – колотовка, золовка – мутовка. Потому и говорит молодая жена: «Золовушкины речи репьём стоят».
Свояченица — сестра жены, а муж ее — свояк. Свояками называют и двух мужчин, женатых на родных сестрах. Родство это считалось не очень надежным, поэтому говорили: «Два брата — на медведя, два свояка — на кисель».
Ятровь (она же ятровица) — жена деверя. Но так зовут и жену шурина. Жена брата по отношению к деверю и золовке — тоже ятровь. И жены братьев между собою — тоже ятрови.
Также все родственники могли называться: свойственники, свойки, свойники. Не зря же бытует по сей день поговорка «Кумовство да свойство — все свое родство».
Итак, основным занятием этого времени было: сыграть свадьбу и стать полноправными членами общины. На Масленичной, Пасхальной и Троицкой неделях девушки-невесты, участвующие в различного рода обрядах, проходят своеобразные испытания, в которых демонстрируют свои способности в соответствии с теми обязанностями, которые на них возлагаются. Также все эти обряды проходили на виду, если не у всех членов общины, то какой-то ее части, которая могла увидеть готова ли девушка к тому, чтобы стать замужней женщиной или нет. У девушки, в свою очередь, появлялась возможность поближе присмотреться к потенциальным женихам и их семьям. Происходит обновление природы, а вместе с ней и обновление общины, т.к. в нее вступили новые члены. Но если учесть, что обряды описывают то, что происходит вокруг, то такое постепенчатое включение молодежи в жизнь общины параллельно процессам происходящим в природе, не удивительно. Космические и социальные процессы шли параллельно друг другу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42