Женские народные обряды

Женские праздники и обряды

5 июля. День Святых Галактиона, Ульяны.
В этот день девушки, собравшись в доме у одной из своих подруг, толкли в ступе ячмень, готовили кашу, а вечером 6 июля ели эту кашу с маслом, после чего в течение всей купальской ночи и до зари с песнями ходили по деревне и по полям, таким образом предохраняя посевы от порчи, так как купальская ночь – очень благоприятное время для создания заломов на поле.
Праздники Аграфена-купальница, идущий за ней Иван Купала и еще через несколько дней «Петры-Павлы» сливались в один большой праздник, наполненный для крестьянина огромным смыслом.
Близится день всеобщего брака, символом которого стал цветок Иван-да-Марья. Желто-синий цветок, в который по легенде после кровосмешения превратились брат и сестра. Желтый цвет олицетворяет огненную стихию (небесное солнце и земной огонь), синий цвет олицетворяет водную стихию. В образе Ивана-да-Марьи слились две стихии. Именно в эти дни проходят обряды огненно-водного очищения.
6 июля. Аграфена-лютые коренья. Аграфены-купальницы.
В этот день проходит подготовка к празднованию Ивана Купалы – сбор женщин. Иван Купала – женский праздник в связи с большим количеством земледельческих обрядов и роли женщины в сельскохозяйственных работах в этот период. Женщине нельзя не выйти на улицу! Грех! В этот день проводились общие ку­панья с песнями. Крестьяне
закупывались. На Руси исстари парились в этот день рано по утру в банях. Больных и хворых людей вносили в баню на жгучей крапиве и парили их целебными травами. После бани садились за стол завтракать, ели обетную кашу, приготовленную вскладчину, называли ее еще мирской кашей, ею угощали нищих, убогих. В этот день был обычай водить детей умываться к студенцам (родникам). Также днем отправлялись в лес заготавливать банные вени­ки на весь год: или березовые или разнотравные, в которые вхо­дит рябина, черемуха, смородина, липа и другие травы, но обязательно должен присутствовать цветок иван-да-марьи. После того как человек попарится таким веником нужно перебросить его через голову или через крышу и посмотреть, как он упал. Если веник упадет вершиной к погосту, то человек в следующем году умрет, если он упадет не вершиной, то человек останется жив. В это время травы уже в самом соку, начинался сбор лечебных трав, кореньев, т.к. накануне и в ночь Ивана Купалы они приобретают особую целебную силу. При сборе целебных трав встать нужно так, чтобы необходимая трава оказалась между тобой и солнцем. И сбором целебных трав лучше всего заниматься в утренние часы.
Купальницею назы­вали особую траву: лютик, кошечью дрему. Отсюда и название Аграфене – лютые коренья.

Девичьи купальские гадания

Первое гаданье.
Собирали двенадцать трав, в них обязательно долж­ны были быть чертополох и папоротник. Ночью все тра­вы клали под подушку с приговором: «Су­женый-ряженый, приходи в мой сад гулять!»

Второе гаданье.
В полночь надо было набрать цветов (но не смотреть каких) и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двена­дцать разных трав. Уж если набралось, то в этом году обязательно замуж выйдешь.

Третье гаданье.
Под голову на ночь клали подорожник со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь ма­лого и старого, скажи моего суженого!» Просыпаясь, вспоминали, кто приснился, а от этого радовались или печалились.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42