Женские народные обряды

7 июля. Ярилин день. Иван Цветной, Иван Травный. Иван Купала.

День всеобщего брака.
В Древней Руси день Ивана Купалы был великим праздником, в честь его производились два традицион­ных обряда: купанье в воде и росе и прыганье через зажженный костер. Это были древние очистительные обряды, обязательные перед началом полевых работ! Женщины катались во ржи для приобретения силы и здоровья перед жатвой.
Период сбора растений либо ограничи­вался одним днем, либо растягивался на некоторый период: в одни местах растения собирали только до Иванова дня (иначе позже в них влезают нечистые духи), в других с Иванова дня до Петрова дня, иногда вплоть до Ильина дня. В один из дней накануне летнего солнцестояния (в июне) солнце достигает своего апогея, в этот день оно очень горячее. После этого солнышко с одного бока перворачивается на другой и сдвигается на зиму. В году существует несколько дней, когда солнце на восходе перелива­ется разными цветами и двигается по небу тем или иным необычным образом (например, танцует (подскакивает), купается (совершает волнооб­разные движения на горизонте) меняет свой цвет, исчезает и появляется вновь). Все эти измения состояния солнца носят название: солнышко играет. В названии праздника, как правило, отражается то, что происходит с солнцем: на Пасху оно радуется вместе с обновленной и радостной природой, на Купалу солнце купается (т.е. несколько раз опускается и поднимается), на Воздвижение сдвигается. Также солнышко гуляет, дрожит, веселится, кланяется, красуется, цветет, перелива­йся, ходит, бегает, пляшет, кружится (делает круг по небу), до венца идет, женится.
Солнце находится в зените. В этот день оно действует с особенно живительной силой. Когда этот день праздновали 24 июня, то это был самый длинный день и самая короткая ночь. Совершается солнечная свадьба, одним из актов которой было купание солнца в водах. Но в этот день солнышко умирает, оно поворачивает, сдвигается на зиму. А так как по старому стилю новый год отмечался в марте, то и получается, что, умирая в июле, через 9 месяцев в марте солнышко народится вновь!
День Ивана Купалы – день всеобщего брака, когда были разрешены свободные отношения между полами. Девушка переходила во взрослое состояние, она получала право на брачные отношения. С одной стороны, происходит зачатие и совокупление, а с другой стороны, — роды урожая, то есть земля рожает и в то же самое время женщина зачинает дитя любви в купальскую ночь! То есть образуется круг, круговорот, жизнь продолжается и перетекает из одной формы существования в другую.
Купалу называют любовным, чистоплотным, радостным. В слове Купало соединены слова купать, кипеть, что отражает водную и огненную стихии одновременно и купа, купина — большой сбор, ведь в других славянских странах этот праздник носит название собутка, когда все собираются вместе около общего костра.
В это время хлеб скупляется в колосья, набирает, накапливает силу. Так же в это время происходит скупление между мужчинами и женщинами. Вот и ликует Иван Купала вместе с окружающей природой и радостными людьми.
Прыгали через купальский костер. Каждая девушка норовила первой перепрыгнуть через костер, т.к. та девушка, которая первой перепрыгнет через него или прыгнет выше и дальше других, выйдет замуж быстрее своих подруг. В подобных обычаях прини­мали участие порой не только сами девушки, но и их близкие родственницы, поощряющие де­вушек к скорейшему замужеству.
В купальскую ночь девушкам позволялась наибольшая свобода в обращении с парня­ми, и это не подлежало ни запретам, ни наказаниям. Даже если у девушки был жених, то в ку­пальскую ночь он не должен был ревновать ее, если она гуляла с другими парнями.
В такое время нежелание веселиться, пренебрежение вниманием со стороны парней не поощрялось ни самими девушками, ни тем более парнями. Девушки-недотроги изгонялись из сообщества и в таком случае им грозила участь остаться старой девой. Это очень важный факт, потому что в девушке ценилась не только скромность и трудолюбие, но и умение радоваться, веселиться, любить.

В эту ночь все природные силы достигают своего пика активности!

По преданию, около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая подни­мается все выше и выше, затем зашатается, перевер­нется и запрыгает, а в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском и появляется огненно-яркий цве­ток, что на него и смотреть больно. И вдруг невидимая рука срывает его: человеку это не удается, а в это вре­мя слышно какое-то щебетание и голоса. Но если же человеку удастся его сорвать, то надо сорвать его ртом и бежать не останавливаясь и не оглядываясь, чтобы не происходило за спиной. Если удастся добежать до двери дома с цветком во рту, то надо сразу же прикоснуться к дверной скобе, после чего все двери, все замки этот человек будет открывать без особого труда.
В ночь на Ивана Купалу черти выбирают кладовиков для того, чтобы последние сторожили клады.
В этот день, единственный раз в году, змея медянка получает зрение и если она бросится на человека, то может пробить его насквозь, как стрела. Медянка стережет клады и цветок папоротника, открывающиеся в день летнего солнцеворота.
Если в этот день будет скошено сено, то туда может забраться черт и провести там всю осень и зиму. Такое сено обладает особенным охранительным свойством, зарывшись в него можно гадать на святки.

Муравьиное масло
Иногда в муравейнике можно найти комок масла, которое сбито самими же муравьями из собственного молока в ночь на Ивана Купалу. Нет ни одной человеческой болезни, от которой не помогало бы это масло. Это масло суждено найти только счастливому человеку. Где-нибудь в глухом месте на большом муравейнике стоит оно в пленочке, как на блюдце, чистое-чистое желтое масло. Ни в лукошке, ни в туеске, ни в горшке его не унести. Нужно иметь при себе фарфоровую или стеклянную посуду, иначе масло уйдет. Если найдешь такое масло да побежишь за посудиной, а вернешься его уже нет, так как оно ушло, значит, не твое масло.

8 июля. Благоверного князя Петра (в иночестве Давид) и княгини Февронии (в инокинях Ефросиния), Муромских чудотворцев.

День Петра и Февронии стал символом красивой любви, а благоверные князья – покровителями влюбленных. Этот день считается удачным в любви. Недаром этот день приурочен к празднованию Ивана Купалы.

11 июля. День святых Кира и Иоанна.

Канун Петрова дня. По деревенским поверь­ям, на заре Петрова дня солнце необычайно горело, разливалось красками, играло. На Петров день и солнышко играет. С Петрова дня зарница хлеб зорит. Чтобы подсмотреть эту игру солнца, деревен­ская молодежь под Петров день не ложилась спать, веселилась до утра, а на заре шли в такие места, от­куда хорошо был виден восход солнца. При встрече играющего солнца иногда пели песни, радуясь его кра­соте.

Женское лето по Петров день. Красное лето с Петрова дня. С Пет­рова дня красное лето, зеленый покос.

Свадебный обряд «Колесня»

В ночь с 11 на 12 июля караулили парни и девушки солнышко. Проводился обряд под названием колесня. Тайно добывали два колеса и на них сажали бабу и парня, изображавших жениха и неветсу. И начинали играть свадьбу, причем исполнялись все свадебные эта­пы, от сватовства до венчания. Чуть всходило солнце, бабы снимали сарафаны, распускали волосы и бегали в таком виде по деревне, преследуемые парнями; у не снявших одежду разрывали ворот ру­бахи или сдергивали пояса; девушки в это время свистели, плясали, пели».

12 июля. День святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Крестьяне купались в реках, очищаясь от купальских утех. Этот обряд сходен с обрядом купания на Крещение после святочных гуляний. В этот день женщины и девушки ходят по полям, засеянным льном, и раскидывают творог, втыкают в землю тычину (палку) и приговаривают: «Дай Бог, чтоб лен был тверд, как смычина, длинен как тычина и бел, как творог». Молодежь, которая находилась в пике активности в эти дни, могла реализовать свои сексуальные силы, накапливаемые в течение долгого времени. Основной движущей силой были парни, а их покровителем св. Петр.

Петров день – последний день женских и девичьих гуляний. Женское лето – до Петра, а с Петрова дня – страдная пора. В некоторых местах этот праздник соотносился с мужским днем, что отразилось в пословице: «У мужика то и праздник, что Петров день». Тещи приглашали в гости зятьев и готовили для них петровское угощение из продуктов, скопленных во время поста.

14 июля. День мучеников Космы и Дамиана.

Кузьма и Демьян, или Летние Кузьмин­ки. В разгаре страдная пора: идет сенокос, прополка огородов. В этот день в огородах грядки полют, выры­вают корневые овощи (снятие первых овощей), так как огород бабий доход. В это время и сенокос: «Кузь­мы и Демьяны пришли на покос пошли».

На Кузьму и Демьяна женщины успевали не только справиться с огородом, накосить, выполнить всю до­машнюю работу, но и отметить свой праздник Лет­ние Кузьминки, так как грядут еще и осенние. Это чисто женский праздник, на сто­ле обязательная растительная пища, которую готови­ли и собирали в складчину (женские братчины), с пи­вом, разговорами и песнями. Летние Кузьминки ба­бий, девичий, курячий праздник, и женщины отмечали свой праздник, ходили в гости. Девушки варили кашу-ссыпчину.

28 июля. День мучеников Кирика, Иулитты и Владимира.

На Владими­ра Красное Солнышко солнце краснее светит. Кирики-мокродырики. Кириков день, да все мокро, он льет дождь. Не жни на Кирика и Улиту маньяки (виде­ния, мороку) увидишь. Женщины праздновали день матушки Улиты и не жали, по­читая матушку Улиту своей заступницей. Этот день считался сере­диной лета.

Основным итогом этого периода была подготовка женщин к жатве, к принятию урожая от матушки-земли, зачатие детей в Купальскую ночь и в то же самое время рождение своего потомства; а для девушек – это время выпускания своей накопившейся энергии и проигрывание свадебных обрядов – подготовка к будущей свадьбе.

7. Появление внуков (становление бабушкой) / Начало сева озимой ржи. Окончание жатвы. 28 августа — Успенье пресвятой Богородицы. Озимое поле должно покрыться всходами. Начало молодого Бабьего лета

Состояние природы
Еще не успели убрать урожай с поля, как уже сеют озимую пшеницу! Нет остановки – есть плавное перетекание из одной работы в другую, из одного состояния – в другое, из одного возрастного круга в следующий.
Сама осень в народном календаре так же, как и весна, очень протяженна по времени. Осенью все происходит с точностью до наоборот в отличие от весны: Бог печатает землю, земля сдвигается, закрывается, засыпает. Все гады уходят под землю, звери забираются в норы, птицы возвращаются в теплые райские страны, остывает вода, световой день сокращается, солнце греет уже не так жарко, ночи становятся холоднее, росы обильнее. Происходят изменения и в деятельности людей, которая сосредотачивается в пределах дома. Приближается время осенних свадеб…
Название месяца август пришло к нам из Визан­тии. И переводится как величавый, священный. Название свое месяц август получил в честь римского императора, внучатого племянника Юлия Це­заря Октавиана, которому сенат преподнес титул «Ав­густ» Цезарь Август, то есть «возвеличенный бога­ми».
В Древней Руси на­зывали его серпень, потому что в эту пору жали сер­пами хлеб. Также называли его зарев, зорничником, зарником от ясных зорь и ярких зарниц, которыми богат этот месяц. Август величали жнивень по разгару хлебной уборочной страды. Августпраздник жатвы! Густырь, густоедв это время всего в избытке, говорили: «густо едят», поэтому еще народные прозви­ща августаразносол, хлебосол. Август — собериха-припасиха: «Что в августе соберешь, с тем и зиму прове­дешь». Август-ленорост припасает холст, а также ленорастрасстилает лен по траве на росе.
Народ твердо знал: «Кто в августе спит, тот спит на свою голову», потому что в августе мужику дохнуть некогда: косить, возить, пахать и сеять. В августе и жнет баба, и мнет баба, а все на льны оглядывается. Батюшка август кру­шит, да после тешит. В августе баба хребет в поле гнет, да житье-то ей мед: дни короче, дольше ночи; ломота в спине, да разносол на столе.
Этот месяц — венец и закат лета, исход сезона, его донышко. В августе до обеда лето, после обеда осень.

Женские праздники и обряды

28 августаУспение Пресвятой Богородицы. Первая Пречистая, первая Госпожа, госпожинки, дожинки, обжинки, оспожинки.
Успенье – смерть Богородицы и срезание последнего снопа. К этому дню или к следующему приурочен обряд завивания бороды или заплетения косицы. Срезали последний сноп – Богородице косица для урожая на будущий год. Большинство обрядов этого дня выполнялось женщинами. Пожилые женщины в таких обрядах не участвовали, чтобы не остановить плодоносящие силы земли.
При окончании жатвы небольшую часть колосьев оставляли несжатой на поле. Этот пучок колосьев женщины связывали или заламывали, прижимая при этом к земле, чтобы вернуть земле ту силу, которую забрал урожай. Также зарывали в землю хлеб с солью с целью кормления земли. Все это делалось для того, чтобы сохранить силу матушки-земли и в то же время силу снятого урожая.
Также сами женщины катались по сжатому полю и приговаривали: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку».
Если серп не резал рук во время жатвы, то его награждали, его женили, таким образом, проявляя особое отношение не только к матушке-земле и урожаю, но и к орудиям производства.
Молодое бабье лето начинается, а солнце с Успения засыпается!
На Успение женщины солили огурцы.
Начало молодого бабьего лета до 11 сентября, а ес­ли погода хорошая, то старое бабье лето с 13 — 21 сен­тября ждали ненастным.
31 августа в день Святых Флора и Лавра начинались бабьи засидки. Открывается время женских посядок, когда женщины, освободившись от жатвы и сбора урожая начинают работать в домах и прясть.

Что означает слово Баба?
Баба — это слово использовали при обозначении старой замужней и опытной женщины, которая имела уже статус повивальной бабушки. Этим словом также могли обозначать мифологи­ческих персонажей, отдельные дни, атмосферные явления и др. Баба является персонажем детских игр, персонажем жатвенного обряда, в бабу могли рядиться на Святки. Баба и дед традиционное обозначение умерших предков. А мир предков – это мир Богов.
В жатвенных обрядах баба могла обозначать последний сноп, приуроченный к обряду последней жатвы. В таких случаях бабу обвязывали платком и надевали на нее рубашку.
Немаловажным фактом в крестьянсокм процессе воспитания является то, что основную часть времени маленькие дети проводили именно в присутствии стариков, своих бабушек и дедушек, т.к. родители были заняты работой или в поле или по дому. И в волшебных сказках нередко повествование начинается с того, что в некотором царстве, в некотором государстве жили-были дед да баба. И очень странно получается, что у уже отрожавших людей появляется ребеночек. Ведь ни баба и ни дед уже не обладают детородильными способностями. Вероятно, речь здесь идет о каких-то других бабах и дедах. Если вспомнить сказку о курочке-рябе, в которой речь идет о рождении нашей земли-матушки, образом которой в сказке является снесенное курочкой яичко, то и баба с дедкой являются не иначе как Богами: богом Родом и Природой. Когда-то, рассказывая сказки, фразу «Жили-были дед да баба…» произносили дед-баба, что говорит о их неразделенности.
Бабки – (в современном языке) обозначение денег, а также в прошлом это детская крестьянская игра, в которой денежным эквивалентом являлись кости животных.
Мамка – те же деньги, материальная база, позволяющая прокормить себя. То есть словами бабка, мамка обозначался тот предмет, который дает возможность кушать! А ведь первая и основная функция родившей женщины (матери) – это накормить ребенка. Вот отсюда и названия деньгам и материальным благам: бабки да мамка.
Вот, например, детская игра в Бабу-ягу, пруроченная к летним играм:
Рисуется круг, в середину которого становится один из играющих – «Баба Яга». В руках у неё ветка – «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят:

«Баба Ёжка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала.
А потом и говорит:
«У меня нога болит»
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на базар,
Раздавила самовар.
И раздавила зайку».

Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Если кто-нибудь из играющих приподнимет запятнанного и вернёт в круг, то становится Бабой Ягой.

Сказка «Меленка-молодилка».
«Слухи-то идут, желанные вы мои, што ноне дохтура-то старыих на молодыих переделывают. Думают поди этаку диковину удумали, што и видом не видано, и слыхом не слыхано. А оно все в старину-то бывало… все-е бывало, родимы вы мои…
Да вот хоша нашу Новгородчину взять. И у нас-то дело-то бывало… Мельница, слышь ты, этака под Устюжной на горе стояла. Ста­рыих на молодых та мельница перемалывала. Так меленкой-молодилкой и прозывалася. В ковш-то стариков да старух засыпали, а с-под жерновов-то молоды парни да девки так и сыпали… так и сыпали… Один другово краше, одна другой ядреней. Што кровь с молоком, не уколупнешь… Вить и моя бабка перемалыватца ходила. Ходила, жаланны вы мои, ходила, да не перемололася… Этако-то дело-то, вишь ты, вышло неладное…
Приплелась этта бабка-то на мельницу, а и сидит мельник-то. Сидит мельник, матушки вы мои, пишет што-то. Ан эфто ен грехи спрашивает, да переписывает…
А пошто, батюшко, трехи-то пи­шешь? это бабка-то спрашивает.
А без тово, бабушка, не мелем. Вот и ты сказывай, все дочиста сказывай, а ута­ишь не перемелешьси…
Бабка-то, покойница, и зачала грехи-то сказывать. А ен пишет, матушки вы мои, да подговаривает:
Упоминай, бабушка, хорошенько упо­минай… а то не перемелешьси…
Да уж, кажись, батюшка, все те выло­жила… А куды ж это, мой батюшка, грехи-то мои топерича пойдут?
А вот,говорит, бабушка, как мо­лоденькой-то с-под жернова-то выкатишься, так и зачинай споначалу все сызнова.
Так бабка-то руками сплеснула…
Ох, ты родимой! Да нельзя ль хоть пяточек-то скинуть… вот энтии-то…
Нельзя, говорит, бабушка!..
Ну, хоть три-то самоглавнии-то…
Не, бабушка, што есть, то и естьни одново не скидаетца…
— Ну хоть один-то… вон энтот… уж боль­но тяжеленек…
— Сказано, бабка, нельзя… нельзя и есть. Так бабка-то моя и перемалыватца не стала.
Ну, так Бог с тобой и с мельницей твоей, мой батюшко!.. Грех-то быват и сладок, да отрыжка-то от него горьконька на всю жисть оставаетца.
Да и поплелась старая восвояси, не оглядываючись…
Так вот, жаланны вы мои!.. Кабы знато, кабы ведано…
Помнить бы нонешним-то старикам мою-то бабушку».

Сказка для молодых.
Сказки рассказывались долгими зимними вечерами и не по одному разу. Важно, что не по одному разу сказку рассказывали, было время для того, чтобы осознать, о чем же в этой сказке говорится и для чего сказка рассказывается. Благодаря тому, что сказку повторяли, была возможность не один раз пропустить ее через себя, обдумать.
Обращение к сказкам давало ответы на вопросы. Волшебная сказка дает картину того, как работать над собой. Сказка – это картинка, в которой наглядно представлена последовательность всех действий для того, чтобы достичь необходимый результат. В волшебный сказке возможен переход в себя, уход от личины или множества личин. Волшебная сказка – это карта, где показаны пути, как ходить и изучать себя.
Сказка «Меленка-молодилка» относится к бытовым сказкам. Задача бытовой сказки поддерживать и устанавливать порядок в обществе. В самом зачине сказки отражена современная ситуация, т.е. то, что на данный момент происходит в обществе. А в обществе мода пошла переделываться со старых на молодых. Старики не хотят быть стариками, а хотят быть молодыми. Дальше происходит переход на тот образ жизни, который присущ главной героине сказке – бабушке. И выясняется, что не только сейчас доктора появились, которые со старых на молодых переделывают, но и раньше так было, только вместо доктора делала это меленка-молодилка. А вот что это за меленка-молодилка? Если вспомнить выражение жизнь так пермелет, то вероятнее всего, сама жизнь и есть. Но несмотря на то, что меленка-молодилка старых на молодых премалывает одного желания для омоложения не достаточно. Для того, чтобы молодой стать, нужно все свои грехи вспомнить и назвать, а мельник их все запишет и не куда-нибудь, а на бересту (хоть в сказке об этом и не говорится). И после того, как мельник все грехи бабушкины записал, она и решила узнать, что дальше-то с этими грехами будет. И когда узнала, что после омоложения ей придется все по новой повторить. как она не просила избавить ее хоть от самого главного греха, мельник не согласился.
Вот и получается, что сказка не о том, как омолаживают, а о том, как от грехов освобождают. И если эту сказку рассказывали молодым, то вывод, который они должны были сделать после того, как сказку прослушают, – не набирать грехи в течение всей своей жизни, не копить их.
В сказке не говорится напрямую, что грехи бабушке назад отдадут после того, как она молодой станет, ей мельник говорит, что как только она пермелится, так все сызнова делать пойдет. Бабка просит убрать сначала 5 грехов, потом 3, а потом самый главный, но ей отказывают в этом., если уж начала делать, то все до единого и сделаешь, т.к. один из другого вытечет. И получается, что смысла грешить нет, если потом все эти грехи по новой придется повторять. А что такое грех? Грех – это то, за что наказывают! Это то, что сделано неправильно и за что человек может понести наказание. А наказывают за то, что человек нанес вред миру, в котором живет не только он. И выходит, что бабушке в следующей жизни опять придется грешить да наказанной быть.
Первоначально смысл всех очистительных обрядов был направлен именно на очищение себя, избавление своего тела и своей души от всяких ошибок. (Например в Прощеное воскресенье перед Пасхой все члены семьи просили друг у друга прощения. И суть этого действия заключалась не только в том, чтобы попросить прощения за совершенное в течение года, но и в осознании своих совершенных ошибок. .А не так: покаялся, прощения попросил и пошел по новой то же вытворять!)
Речь в этой сказке идет именно об очищении, а бабушка уже в том возрасте, когда переход в мир иной может произойти в любую минуту.
В любой сказке как была начальная присказка, так и заключительная закрепка, самая известная и широко распространенная и знакомая нам с детства: «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок!» Здесь важно обратить внимание на слово урок, которое означает задание. Таким образом получается, что в каждой сказке дается урок-задание, которе необходимо выполнить, т.е. пропустить сказку через себя и сделать выводы. А вывод из этой сказки один: какой смысл грешить, если потом все по новой опять повторять придется. А старикам надо помнить, что не следует нарушать ход жизни!
Пришло время для женщины задуматься о своей душе. Как земля готовится ко сну, так и женщина, которая готовится к переходу в мир иной, затихает. И не досуг женщине думать о том, как пермолоться и вновь молодой стать! Задача заключается в том, чтобы увидеть и осознать свои ошибки и не сотворить их в будущей жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42