Женские народные обряды

8. Прекращение родовой деятельности / 21 сентября – Рожаницы. Макошь. Распределение доли. Последняя копна с поля. Пречистая все поля очистила. 14 октября – Покров. Покрытие земли снегом.

Состояние природы:
Наши предки называли этот месяц рюин и рюен, а также ревун. Ревуном прозвали сентябрь за дожди и непо­году, от рева осенних ветров и зверей, особенно олений. В старину сентябрь называли хмурень, дождезвоном, листопадником, вереснем, вресенем, так как цветет медоносный вереск; зоревником, зо­лотым летом, румянцем осени. Бархатный сентябрь с зеленым золотом. В сентябре огонь и в поле, и в избе. Зажигай огонь с сентября в избе и на поле. Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает. Народ прозвал этот месяц летопроводцем.
В сентябре лето кончается, осень начинается, уже кричат грачи, прощаясь до весны. В сентябре синица просит осень в гости. Сентябрь новосел осени, ее запевка. Поэтому к 1 сентября по старому стилю было приурочено новоселье, переход в новый дом.
В сентябре одна ягода и та горькая рябина да кислая клюква. И все-таки холоден сентябрь, да сыт. Холоденок батюшка-сентябрь, да кормить горазд. Август варит, сентябрь к столу подает.

24 сентября. День преподобной Феодоры, мученика Диодора.
Федора-обдёра (обивается оставшийся на кор­ню хлеб), Федоразамочи хвосты. Третья встреча осени: «На Федору лето кончается, осень начинается». И бабье лето до Федоры не дотя­нет. Уже становится слякотно, все чаще идут дожди, поэтому говорили: «Федоразамочи хвосты». Осенние Федоры подол подтыкают, зимние Феодоры (12 января) платком рыло закрывают. Считали: «Преподобная Феодора всякому делу аминь».

27 сентября. День Воздвижения Креста Господня. Успение Иоанна Златоуста.
С 27 сентября в течение двух недель проходили Капустинские вечерки.
Движется, приближается зима-матушка на Воздвиженье.
В это время последняя копна с поля: хлеб с поля двинулся. Гад и змея с земли движутся, а хлеб с поля сдвигается. «На Воздвижение последний воз с поля сдвинулся, а птицы в отлет пошли». Первой улетает в обетованную страну и последнею возвращается отту­да кукушка, которая поэтому и зовется ключницей Вырия (Рая). Нельзя ходить в лес, так как змеи, лягушки, мыши собираются и уходят в землю. Иначе можно вместе с ними под землей оказаться. Змеи уходят в Вырей по дереву.
В древнеримском солнечном календаре октябрь был восьмым месяцем и назывался октобер (от лат. числительного окто — «восемь»), а с 1700 г. стал десятым месяцем года.
Октябрь это время первозимья, начало замерек – заморозков. Замерекапервое осеннее непогодье, мокрый снег и дождь. Другие старинные наименования октября: зазим­ник, позимник. Первый суровый ме­сяц, порог зимы, груденьголая остывающая земля, ледяные дожди и мокрый снег, который падает и скоро тает.
Октябрь-грязник: октябрь венчает белый снег с ве­ликой грязью. Наши предки прозвали октябрь листопадником, — месяцем опадающих листьев: Народные прозвища октября: хлебникзакрома полны. В октябре зима со бела гнезда снимается, к мужику в гости наряжается. Октябрь-свадебник играют свадьбы. Октябрь месяц ненастьяначало семейного счастья.

3 октября. День великомучеников Евстафия. Астафьевы ветры. Ветряк дует всяк, потому крестьяне в этот день замечали течение ве­тров: северный ветер — стужа близко, южныйк теплу, западныйк влаге (мокроте), восточныйк вёдру. Сладимые ветры, дующие с юга при начале посева, обещали плодородие, будет хороший урожай озимого хлеба на будущий год.
Дуют ветры-листобои, а на ветряных мельницах шел помол хлебов нового урожая.
27 сентября на Воздвиженье медведь ложится в берлогу; 25 декабря в день Спиридона-солнцеворота или 6 февраля в день святой Ксении он переворачивается на другой бок, а 7 апреля в Благовещенье или 25 апреля на Васильев день он встает.

Картина мира
14 сентября. День преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы. С 1492 г. по 1700 г. 1 сентября на Руси отмечали Новый год. Именно поэтому на день Симеона Столпника, который теперь отмечается 14 сентября, выпадает такое количество всевозможных обрядов. (И не зря в современном обществе к 1 сентябрю приурочен Новый учебный год)
Семен-летопроводец и лето проводит и Новый год встречает. Се­мен бабье лето наводит. Лето – время года. Слово лето раньше также означало год.
К этому дню приурочено новоселье; срочный день – окончание всех хозяйственных договоров и сделок; судный-рядный день; начало женских посядок.
В этот день опахивали поля от нечистой силы.
Именно к этому дню был календарно приурочен обряд сажания мальчика на коня, обряд первого пострига и посвящения в пол.

Обряд сажания на коня
По старинному обычаю на четвертом году жизни отрока совершали обряд пострига по переводу из младенчества. Также этот обряд имел еще одно название сажание на коня. Для проведения этого обряда созывали родных, приглашали кума и куму. Отец выпивал вино, настоянное на полыни, и подавал куму ножницы, а кум выстригал у крестника гуменцо (темя головы). Выстриженные волосы кума передавала матери, которая зашивали их в ладанку. Кум и кума выводили крестника во двор, где отец ожидал их с конем, а мать расстилала ковер. Кум на ковре передавал крестника отцу с ласковым словом, а тот принимал с поклоном сына и сажал на коня. Кум водил по двору коня, а отец придерживал сына. У крыльца отец снимал сына с коня и передавал его куму, кум с поклоном передавал куме, а та с ласковым словом вручала матери. Отец с матерью одаривали кума и куму, а они крестника. Над головой крестника кум и кума разламывали именной пирог с пожеланием всякого богатства и счастья. Родители приглашали за стол и угощали всех присутствующих. Среди обильного угощения обязательно присутствовала каша. Раньше кашничали на всех праздниках, так как каша – символ жизни. «Мы с ним в одной каше», говорили артельщи­ки. «С ним каши не сваришь», говорят о человеке, на которого нельзя положиться.

17 октября. Ерофеев день. Усиление холодов: «С Ерофея холода сильнее». «Как ни ярись мужик Ерофей, а с Ерофея и зима шубу надевает». На Ерофея крестьяне в лес не ходили: леший глумится – последние деньки догуливает. Лешие дурят в лесах, бродят, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают де­ревья, гоняют зверей. Из глубокой старины передава­лось поверье, что в этот день леший, чуя лютуя зиму, с летом прощается и что, сердясь, лесной хозяин выво­рачивает с корнем дубы, гнет к земле березки, загоняет зверей в нору, на полянах вырывает землю на семь пядей, пугает птиц и случайного прохожего.
Время, когда все хороводы закончены, земля закрыта, наступило время посядок, наступило время бездвижности. На Покров, немотря на то, что это по календарю осень, снежок уже покрывает землю и приходит Матушка-зима.

Быт
26 сентября. День священномученика Корнилия сотника и Иулиана.
С Корнилия корень в зем­ле не растет, а зябнет. Корнильев день на дворевсяк корешок в своей норе! Корнилий святой из земли корневище долой! К этому времени убирают все корневые овощи: картофель, морковь, брюкву и так далее, кроме репы.

27 сентября. День Воздвижения Креста Господня. Успение Иоанна Златоуста.
С 27 сентября в течение двух недель проходили Капустинские вечерки.
Движется, приближается зима-матушка на Воздвиженье.
В это время последняя копна с поля: хлеб с поля двинулся. Гад и змея с земли движутся, а хлеб с поля сдвигается. С Воздвижения начинали рубить капусту. На Здви­женье у доброго молодца капуста у крыльца. На Воздвижение в селе первая барынякапуста. Ее снимают, квасят, солят. В этот день девиц зовут рубить капусту и угощают их. Девушки в богатых уборах ходили с песнями из дома в дом рубить капусту, а за девицами являлись парни со своими гостинцами высматривать невест. В домах, где рубилась капуста, на­крывался особенный стол с закусками, варилось пиво, приготовлялся обед и ужин.
С этого дня начинались девичьи вечеринки отдых после трудной, долгой летней работы. Вече­ром разыгрывались хороводы, день оканчивался пляс­ками и играми.

28 сентября. День мученика Никиты, преподобного Филофея.
Никита-гусепролет, гусар и, гусятник, репорез. В эти дни крестьяне обыкновенно срезают и убирают с полей репу; в это же время в России бьют обычно гусей. Крестьяне замечали, что с этого дня ди­кие гуси улетают стадами к теплым морям. Гуси летят в отлет зимушку на хвосте тащат. По крику гусей и полету они заключали о наступлении скорых холодов. Гусиные промышленники скупали по селам гусей.
Огородники в этот день вырывали в полях репу, об­резали ботву и корень. Говорили: «Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы», «Не дремли, баба, на репорезов день» и подшучивали: «Поел бы репки, да зубы редки», «Репа брюху не укрепа». В это время стригли овец, так как до наступления больших моро­зов они обрастали новой шубой, а снятая шла на валенки, шерстяные онучи. Крестьяне на Никиту задабривают водяного, бросая ему гуся без головы, которую относят домой, для счета домового.

2 октября. День мучеников Трофима и Зосимы.
Зосима заступник пчёл, лакомый стол. Со 2 по 9 октября – пчелиная девятина, которую 10 октября Савватий закроет. Со 2 по 10 октября пасечники убирали в омшаники улья на зиму. Собирали мед, говорили: «Улья в погреб ставь, праздник меда правь». «На Трофима не проходит счастье мимо: куда Трофим, туда и оно за ним», поэтому на Трофима устраивали вечеринки, на ко­торых парни и девушки выбирали друг друга. Конец белых грибов. Может быть первый снегопад.

10 октября. День преподобного Савватия Соловецкого.
Конец пчелиной девятины. В этот день укутывались на зиму ульи. Пчеловоды просили молиться Савватию детей, так как пчелиный промысел считается одним из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведной жизни перед Богом, а дети до 12 лет безгрешны и чисты. В любом человеке имеется Божественная сущность – Искра Божья, которая с течением жизни замутненняется множеством личин. Отсюда отношение к детям как ангелам Божиим, которые еще не успели замутиться.

7 октября. День святой первомученицы Феклы.
День овинника-именинника.
Фекла-заревница, запрядальняя. Этот день назван от зарева осенних огней на заре, при кото­рых проводился обмолот снопов. Замолотки начина­ют по утрам молотить с огней. День Феклы-заревницы ждали с опаской: редко когда это число без пожаров обходилось! С этого дня начинали топить овины. Овин в этот день отдыхал, а овинного, его хозяина и молотильщиков угощали кашей и пирогами.
Поджег овина – это потеха овинника (гуменника), духа овина, перед тем как залечь в зимнюю спячку. Домовые, лешие, водяные, овинники — все в это время тешатся, играют, так как до весны они лишаются силы и становятся бездеятельными!
Первый овин крестьяне называли именинником, для именинного овина варили молотильщикам кашу, обычно гречневую. Садясь за завтрак, молотильщики говорили: «На заревницу хозяину хлеба ворошок, а моло­тильщикам каши горшок».
Цеп7 в руках, так и хлеб в зубах, а цеп из рук, так и хлеб из зуб. Самый старший из молотильщиков, взяв вырезанную из свежей осины широкую лопату, набирал ею зерно и, перекрестившись на восток, побрасывал зерна на ветер, приговаривая: «Первую лопату во имя Отца, вто­рую во имя Сына, третьюво имя Святого Духа. По­том шли лопаты дедке, бабке, внучатам, всем добрым людям.
С Феклы-заревницы дни убывают, зори становятся багряными, а день убывает лошадины­ми шагами.

8 октября. День Сергия, Радонежского чудотворца.
На Сергия начинается, а с Матрены зимней (22 ноября) устанавливается зима. С Сергия земля засерит от снега, который уже ча­стенько начинает с этого дня выпадать. Зимний путь устанавливается в четыре седьмицы (недели) от Сергия.
На Сергия капусту рубят. Ка­пусту старались засолить с первыми заморозками.

14 октября На Покров начинают утеплять на зиму избу, хитить избы, т.е. похищать тепло для своих изб: прива­ливать завалинки, проконопачивать пазы, промазывать рамы. «Натопи хату без дров!» Считали: «Чини избу до Покрова не то не будет тепла». Затыкают па­зы стен мхом и приговаривают: «Батюшка Покров, по­крой нашу избу теплом, а хозяина добром!»
Если на Покров истопят печь яблоней, то в доме всю зиму будет тепло.
На Покров скот переводили на зимнее содержание, закармливали скотину пожинальным (последним) сно­пом и с этого дня ее держали в доме.
В Покров зима закрывает лето, а Бог печатает землю и после этого дня и до весны никто не может найти клада.
Коли белка в Покров чисто вылиняла, то зима будет хороша. В облике белки мог пробежать по дому и домовой. Было у белки еще одно название – векша! Забежавшая в город или деревню белка предвещает просто пожар или пожар от молнии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42