Женские народные обряды

Женские обряды

Тараканьи и мушиные проводы
Начало Старого бабьего лета 14 сентября в день Симона Столпника. В этот день девушки, провожая лето, устраивают мушиные и тараканьи похороны. Разодетые в праздничные наряды, они выносят мух, тараканов и других насекомых в гробиках, сделанных из овощей. А кто-то гонит мух из комнаты, приговаривая: «Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Летите мух хоронить». Нарядными девушки выходят для того, чтобы парни могли посмотреть на них. Начинается свадебная пора.

16 сентября. День святых Домны, Василисы.
Домнин день. В этот день в старину с утра до ночи прибирали женщины всякую рухлядь в доме, припасая себе этим благополучие и спорину (достаток, богатство) во всем на целую осень. Во многих местах старые, изношенные лапти привешива­ли у крыш домов и скотных дворов, вешали вокруг огорода, на каждом колу могло висеть по старому лаптю.

21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы. Вторая Пречистая.
Рождество Богородицы. Осенины. Осподинки, Госпожинки праздник урожая. Вторая встреча осени Осенины. В дохристианские времена этот праздник был посвящен богине Макоши, рожаницам Ладе и Леле, а также приурочивался к окончанию сбора урожая.

28 августа – Успенье Богородицы. Первые Осенины.
21 сентября – Рождество Богородицы. Вторые Осенины.
14 октября – Покров Богородицы. Землю матушку снежок покрывает. Отрожалась на этот год Земля-матушка и до Благовещенья (7 апреля) к ней никто не прикасается, она готовится к следующим родам.
По новому стилю празднование Рождества Богородицы совпадает с днем осеннего равноденствия.
В этот день встречали Осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер и прудов с овсяным хлебом встречать матушку Осенину. Недавно поженившиеся пары угощали свою родню, отчего этот праздник также назывался поднесеньев день. Гости хва­лили и одновременно учили молодых. Хозяин водил гостей на двор, показывал амбары, угощал пивом из бочонка.
Образ матушки Богородицы ближе и доступнее русскому крестьянину. К отцу страшно обращаться, больно он суров и грозен. Вот и обращались к матушке-заступнице, чтобы она замолвила словечко перед батюшкой. Богородица – рожающая Бога. Отсюда к матери отношение как к Богине, рожающей Бога и к земле плодоносящей и кормящей.

30 сентября. День мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови.
Всесветные бабьи именины. Женкие именины приурочивались к полному окончанию всех полевых работ.

14 октября. Покров Пресвятой Богородицы.
На Покров обычно играли свадьбы, выпадение снега на этот день считали счастливым предзнаменованием для обрученных и пред­вещанием большого количества свадеб, а снег, падающий в день венча­ния, сулит счастье молодым. Девушки просили:
«Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня женишком». Существовало поверье: кто раньше поставит в церкви свечу, тот рань­ше и замуж выйдет. Девушки, желавшие выйти замуж, обращались к Богородице с такими словами: «Пресвятая моя Богородица! Покрой мою победную го­ловку жемчужным кокошником, золотым подзатыльни­ком!» или «Ты, Покров-Богородица! Покрой меня, де­вушку, пеленой своей нетленною идти на чужую сторону!» Покрытие головы издревле было признаком замужества: девушки ходили с непокрытой головой, а замужней женщине быть простоволосой не полагалось. Женщина, готовая к родам, — женщина, обладающая силой, а непокрытые, распущенные волосы – знак женской силы. И доныне невеста во время венчания стоит, покрытая фатой. Так в народном сознании переплета­ются нетленная пелена (мафорий Богородицы), брачное покрывало невесты и снежный покров земли.
Рожаницы — древний праздник, приуроченный впослед­ствии ко дню рождества Богороди­цы (21 сентября). Рожаница — Богиня Плодородия и Материнства. Богиня Жива — Мать Урожая. Об­ращение к рожаницам было двояким: с одной стороны, их благодарили за урожай, с другой, — обращались с просьбой о помощи при родах.
Плодородие природы можно соотнести с плодородием женщины в этот период: из двух основных сроков заключения браков — зимнего и весеннего — зимние браки долж­ны были давать результаты примерно в сентябре — октябре. В это время, к 21 сентября, весь урожай с полей уже убран, т.к. Пречистая все поле очистила, и начинается сев ози­мой ржи. То же и в жизни женщины: к возрасту 45-50 лет она уже отрожалась и у нее появились внуки, она стала бабушкой, а значит дважды матерью.
С 21 сентября начинаются Оспожинки, которые справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. В это время ходили в гости друг к другу и угощались хлебами да пирогами. Обязательным считалось приглашение молодых к родителям жены (тестю и теще) вместе со свекром и свекровью для установления и скрепления добрых, мирных отношений между семьями сватов и между невесткой и родителями мужа. Нередко внуки оставались у бабушки с дедушкой на несколь­ко дней после праздника.
На Рожаницы, как и в день весеннего равноденствия, обновлялся в избах огонь — старый гасили, а новый возжигали. «Живой огонь» вытирался мужчинами и разносился бабами по всем домам. Собранный к этому сроку с полей урожай, которые отделены от матушки-земли, будет давать жизнь людям в течение всей холодной зимы. Питать и насыщать людей.

Девичьи свадебные гадания
Самое время свадебной поры. У девушек существовало много всевозможных способов узнавания своего будущего. Гадания на жениха присутствовали в жизни девушки с того момента как она переходила в статус невесты, также они сопровождали весь свадебный обряд от самого начала сватовства:

Свадебные гадания
Предсвадебное
При наступлении огородных посевов, девушки вспахивают отдельную грядку и сеют односортные цветы (преимущественно руту), чьи краски скорее расцветут, та девушка быстрее других выйдет замуж. Первый раз цветы нужно поливать собственной мочой.
Увидя первый раз молодой месяц, девушка останавливается на одной правой ноге, перевертывается на пятке той же ноги три раза и столько же раз произносит какую-либо вечернюю молитву. Затем из образовавшейся под ногой ямочки, она берет три пясточки земли, которую затем кладет под подушку. И во сне девушке приснится тот парень, за которого она выйдет замуж. Если девушка увидит молодого парня только в белье, то муж будет бедняком, с палкой в руке – сердит и драчлив, увидит мокрого мужчину, то муж будет пьяницей, если же приснившийся мужчина будет тепло одет, то муж будет богатым.
При посадке рассады девушка сажает несколько стебельков, по числу приятных ей женихов, и загадывает на каждого порознь. При этом она сажает рассаду корешком вверх и оставляет без поливки, если при таких условиях стебелек приживется, то женихом будет тот, на чье счастье он посажен.
Когда по деревне проезжал воз горшечника, то девушки подкладывали в воз лапоть с правой ноги и смотрели, куда отправится воз, оттуда и следует ожидать жениха.

Гадания после прихода сватов
Девушка вытаскивает зубами соломинки из новой крыши. Если у соломинки будет колос с зерном – гадающая выйдет за богатого парня, без зерна – за бедняка; без колоса или совсем не выйдет замуж, или же выйдет за вдовца.
В сенях ставят две закрытые посудины: одну – с хлебными зернами, а другую – с песком. После краткой молитвы они усаживаются за стол и приказывают дочери принести одну из посудин, разумеется без всякой справки о том, что в ней содержится. Если дочь принесла посудину с зернами, то супружеская жизнь ее будет с достатком; в обратном же случае – в нужде и бедности.

Гадание во время езды свадебного поезда
Кладут лошадиную голову посередине дороги и четыре ноги лошадиных по сторонам дороги, по которой поедет свадьба. Если сани переедут ноги, не скинув их с дороги, и лошадь наступит на лошадиную голову, лежащую на дороге, то молодые хорошо жить будут, если же сани раскинут лошадиные ноги, лежащие на дороге в разные стороны, и лошадь перешагнет через голову, то молодые жить долго не буду, а скоро разойдутся.

Во время свадьбы
Когда продают постель и сундук невесты, подружки невесты не отдают их дружке. Тогда он вынимает из мешка или кармана по горсти перемешанных орехов, подсолнышей, монет, конфет. Если достанутся медные деньги – девушка выйдет замуж за бедного, серебряные – за богатого, достанется конфета – сладко жить будет. Грецкие орехи считаются за месяцы до оставшейся свадьбы, мелкие орехи за недели, подсолнечные семечки за дни.
Посредине невестина двора ставится квашня, покрытая скатертью, а на квашне лежит хлеб, и стоит склянка. Мать невесты выходит навстречу возвращающимся из церкви молодым в вывороченной шубе, сидя на вилах, ухвате или кочерге, и держа в руках горшок с водою и овсом; она дарит его зятю, а он из него воду выливает на гриву своей лошади и отдаёт пустой горшок старшему дружке; тот бросает его в сторону, и если горшок разобьётся, то молодая родит сына, а если уцелеет, то дочь.

Гадание в брачную ночь
Когда невеста на постель ляжет, то ей по спине скатывают каравай. Если каравай ляжет верхней коркой вниз, то первой родится девочка, если верхней коркой вверх, то родится первым мальчик.
Дружка приносит пирог, завернутый в платок (или полотенце) и кладет его на голову невесте. Невеста должна его уронить. Если пирог упадет вверх лицом, то первым сын родится, если же вверх низом (плоской частью), — то дочь.

Гадание на второй день свадьбы
Когда жених хлеб отрезает, то первый кусок бросает на стол и смотрит, как он ляжет. Если ляжет кверху горбушкой, то первым родится сын, если же хлеб ляжет горбушкой книзу, то первой родится дочь.
Перед трапезой, когда накрывают стол, кладут вилки но не все, кому вилки не хватило, тот в том году умрет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42