Женские народные обряды

9. Старость. Белизна / 10 ноября — Макошь. Снег ложится на поля, прикрывает озимые посевы. Земля белеет

Состояние природы:
Издавна на Руси первый день ноября считался про­водами осени, встречей зимы и отмечался повсюду. Урожай собран, заполнены закромаможно и передохнуть. Ноябрь, «новембер» (от лат. числительного новем девять) девятый месяц, позже он стал одиннадцатым, но имени своего не изменил.
Наши предки называли его грудень, груздень, от слова «груда», потому что в этом месяце смерзшаяся земля мертвыми грудами, мертвыми листья­ми лежит на дорогах. В это время мерзлые колеи на дороге, грязь, разъезженный кочковатый путь, поэтому другое наименование ноября бездорожник.
Еще на Руси величали ноябрь: листопад, листогной, лета обидчик, полузимник сту­деный, снеговей, ледостав и ледовый куз­нец. Это последний месяц живой воды, оттого-то прозвали ноябрь зазимье, предзимье, первые морозцы и легкий сне­жок, хоть и бедовый, но грустный месяц!
Народ прозвал ноябрь также курятник — режут кур.
Ноябрьсентябрей внук, октябрев сын, зиме родной брат. Крестьяне подметили: «Первый снег выпадает за 40 дней до зимы, но первая пороша не санный путь». От первого снега до санного пути шесть недель сроку.
Ноябрь — это месяц на смене сезонов осени и зимы, он в себе сочетает черты погоды предыдущего и после­дующего сезонов. Предназначение ноября соединить глубокую осень с устойчивой зимой. В ноябре осень-жируха со злюкой зимой борются.
Приговорки о ноябре:
Ноябрь – ворота зимы.
Холоденек октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Морозко не страшен, хотя и скачет он по ель­ничкам да по березничкам, по сырым берегам, по веретейкам.
Мороз и железо рвёт и на лету птицу бьёт.
Вышла нужда на мороз.
Ходит и бос на мороз.
Такое прозванье, что с морозу не выговоришь.
Замороженные щи в дороге хороши.
Стужа да мороз, на печи мужик замёрз.
На дворе мороз, а в кармане денежки тают.
Кабы на хмель не мороз, так бы и тын перерос.
Был бы покос, да пришёл мороз.
Мороз подорожным одёжным кланяться велит, а безодёжных сам посещать не ленится.

Картина мира
Старые вещи уже приближены к миру природы, они вышли из культурного круга, так и люди, вышедшие из социальных отношений, приближены к миру природы. Недаром на праздничные трапезы, проводившиеся в весенний период, старые женщины, не обладающие родовой функцией уже не приглашались.
Старые женщины — не дряхлеющие и ослабшие старушки, это не тот образ старой женщины, который стал близок нам, это крепкие телом и умом женщины, умудренные жизненным опытом.

18 октября. День святой Харитины.
Харитины-первые холстины. Работы в поле, саду и огороде закончены, вечера стали долгими, женщины принима­лись за прядение холстов «Харитина вечная ткачи­ха». Бабы сели за ткацкие станы, ткут первый холст. «Пришли Харитины, появились первые холстины». А солнце скатывается вниз, отстал от ночи деньзапнулся валенком за пень.
Приступают к катанию валенок.

8 ноября. День великомученика Димитрия. Димитрий Солунский. Дмитриев день. Дмит­ровская неделя родительская, дедова.
В Дмитриев день повсеместно на Руси справляли поминки по усопшим. День печальный, поминальный; ходили в церковь, ставили свечи на канун. В течение не­дели шли поминальные службы, особенно почиталась Дмитровская суббота. В субботу перед днем святого Дмитрия совершается поминовение о всех усопших.
В Дмитровскую субботу всегда проводили торжествен­но: ходили на могилы родных, служили панихиды, устраи­вали тризны, женщины причитали. Замечали: «Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится отте­пель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами (оттепелями)».
И еще приметили: «Если Димитриев день будет по голу (без снега), то и Пасха будет теплая, а коли Димитриева суббота по снегу и Святая (Пасха) по снегу, так как Димитрий на снегу весна поздняя. Дмит­риев день зима уже лезет на плетень. Коли на Дмитрия холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепельзима и весна теплые. Шутили: «В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит».
Старики предостерегали молодых людей: «До Дмитра девка хитра, а после Дмитра еще хитрее», «На Дмитрия девки хитрые собираются выйти замуж», а после этого дня уже редко в деревнях бывают свадьбы, жди зимнего мясоеда.

15 ноября. День мучеников Акиндина и Пигасия.
Акундин и Пигасий. Акундин разжигает овин, Пигасий солнце га­сит. Полным ходом шла молотьба в овинах, по дерев­ням постоянно слышались перестуки мялиц и цепов. Об­минали коноплю и лен, продолжали обмолачивать хлеб.
Разводя огонь в овине, вспоминали про овинника, гуменника, рижника. Вообще овинника крестьянами почитается так же, как и домового. Поставив новый овин, крестьянин приходит в него, кланяется всем четырем углам, и каждый раз приговаривает: «Хозяинушка, батюшка (или царь овинный), побереги мой овинец, чтобы моему овинцу стоять, а тебе на здоровье».
Только топить овины нельзя накануне больших праздников и в сильный ветер.
Овинные живут в подлазах, где раз­водят огонь, когда сушат хлеб. Живут они тихо, в ладу с лешими и домовыми, последних всегда пускают в овин, если те лишаются, по случаю пожара, избы или двора, в которых они раньше жили, а вот с банными другой раз и дерутся. Овинные не обижают своих хозяев, если видят с их стороны к себе уважение, в другом случае дадут о себе знать. Плохо тому хозяину, который не справляет именин овинного: тот терпит год, два, иногда пять, но потом осердится и отомстит мужику.
Овинник предстает в облике громадного черного кота с глазами как угли; в облике собаки; оборачивается медведем. Чаще всего – это обычный человек с всклокоченными волосами.

Женщина и ткачество
Вся одежда, которую носили в старину, готовилась руками женщин, от сбора урожая льна, до готового изделия. Можно представить какой силой и теплом были наделены вещи, когда были приготовлены собственными руками. Мужчины только сеяли лен, что же касается всей остальной работы (дерганья, мятья, трепания, прядения, снования и ткачества, то все это выполняла женщина). Начиная с Нового года ряд действий женщины был сопряжен с созданием образа будущего урожая льна, чтобы он был таким же мягким и приятным, как и сама женщина. Льняные волокна должны быть мягкими, длинными. Создавая полотно, женщина выступает в роли творца. Ткачество является одним из структурирующих факторов ее жизни. С раннего детства она осваивает весь комплекс работ, связанных с прядением и ткачеством. Чем взрослее она становится, тем больше операций она осваивает. Также как и жизненный цикл женщины укладывается в год, так и ткаческий цикл от момента (посева семени в землю) до готового полотна растягивается на год.
Ткачество как и испечение хлебов, требует от женщины выполнения некоторых запретов-предписаний, например, не ткать во время месячных. Обязательно дождаться момента, когда они закончатся, обрядиться во все чистое, тогда полотно будет крепкое и добротное. Женщина не спит с мужем накануне снования именно для того, чтобы полотно вышло качественным. (Также женщина соблюдала запрет сновать в субботу, чтобы в день свадьбы ее дочери у последней не начались месячные). Также женщине, способной к деторождению в субботу сновать запрещалось, чтобы тем самым не повредить своему будущему потомству.
Ткаческий цикл сходен с жизненным циклом. Когда женщина начинала сновать, то выпроваживала из дома всех остальных, оставалась одна, запирала все двери, ворота, закрывала окна. Это напоминает процесс родов, когда роженица уединяется в баню и скрывается от людских глаз. Нехорошим признаком считался приход в дом чужого во время снования. Если после прихода в дом чужого у женщины работа переставала спориться, то она кропила ткацкий стан святой водой, читала молитву. Также для сведения порчи она использовала мужскую одежду. Женщина грязными штанами или рубахой протирала или крестил кросна. Также как и новорожденного ребенка изготовленную основу поднимают вверх с пожеланиями расти выше и больше.
Все работы подчинялись строгому ритму и имели временную завершенность. Ни в коем случае нельзя было оставлять недоделанную работу на следующий день, иначе в ее собственной семье может произойти какое-либо несчастье. Нельзя было заниматься работой в субботу и поминальные дни, а то предки на том свете будут покалечены. По праздникам прясть и ткать запрещалось, а то в дни посещения своих родных они не найдут дорогу к дому. Такие запреты были связаны с восприятием полотна как жизненного пути. Поэтому, если нарушить запрет, то можно сбить кого-либо с жизненного пути, например, собственного ребенка, если работать в Масленицу, а чтобы муж не плутал, то не снуют в четверг. Как нарушение запретов связанных с ткачеством может повредить миру живых и миру мертвых, так и сотканное за одни сутки полотно может восстановить нарушенное в мире равновесие. И возлагается такая работа на тех женщин, которые еще не достигли детородильного возраста или тем, которые из него уже вышли, т.е. девочкам или старым женщинам.
Время обработки льна начиналось осенью и продолжалось в течение всей зимы и ранней весны, на это же время выпадает и время свадеб, т.е. время зачатия будущего потомства, к этому же времени приурочены поминальные дни. Это время творения и создания образа своей жизни в будущем году, время тканья своей судьбы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42