Женские народные обряды

Женские обряды. Образ Святой Параскевы
Мокриды – обряд, посвященный Параскеве-пятнице, когда ей приносили жертву, бросая в колодец пряжу, кудель. Макошь наполняет кошелку счастливым урожаем или несчастной долей недолей. Девушки просили женихов: «Матушка Прасковея, отдай замуж поскорее!» В честь богини Макоши сооружались алтари у воды, исходящей из земли: у родников и колодцев, ведь вода это женская стихия, дающая плодородную силу почве и всему живому. Макошь представляли женщиной с длинными руками, большой головой и с распущенными волосами.
Макошь великая богиня, ее велениям подчиняются и боги, и люди. Она следит за мироустройством, за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает тех, кто придерживается старинных обычаев и традиций. Макошь милует и награждает только сильных духом, борющихся за свое счастье. Она дает выход из самых безвыходных положений, если человек не отчаялся, борется за свою жизнь, если не изменяет себе и мечте. Тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи Сречу. Но если человек разуверился, предал мечту, устал и махнул на все рукой мол, кривая вывезет, и понадеялся на авось, то его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Недоля, Несреча туда, где уже причитают над могилами Карна с Желею (Богини погребального обряда).
Кудельница — праздник, который мог быть приурочен к празднованию октябрьской Параскевы, и ноябрьской тоже. Этот праздник длился около недели, начинался тканьем обыденной пелены, т. е., вытканной в один день. Такие обыденные вещи, «новины», белые некрашеные холсты, изготовлялись женщинами селения в один день или одну ночь как средство защиты во время различных стихийных бедствий. В назначенный день, до восхода солнца, девушки со всего села собирались в одну избу, захватив с собой по горстке льна. Они пряли, сновали и ткали, сохраняя глубокое молча­ние. Когда холст был изготовлен, девушки несли его над голо­вой, обойдя так все село. Выходили все жители селения, разжи­гали костер из щепок, принесенных из каждого дома. Все про­ходили под холстом через огонь, перенося детей и больных, затем холст тут же сжигали.
Здесь можно видеть основные этапы творения мира: время – назначенный день и час – до восхода солнца; пространство – изба как уже освоенное место, ставшее центром мира; выбор материала и его количество – горсть, т.е. ровно столько, сколько можно взять за один раз; поведение – молчание, тишина. Процесс ткания нового холста можно соотнести с процессом творения нового мира. И проходя под полотном, люди переходят из старого мира, где царствует болезнь, в новый мир, оставив невзгоды в том мире.

4 ноября. Праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
Зимняя (осенняя) Казанская. Важная дата в крестьянском календаре. К Казанской возвращались в свои деревни мужики-кормильцы с отхожих промыслов. А так как Казанская-гулянская, то резали животину — мясо варили, тушили, жарили, гото­вили к этому дню брагу, пекли пироги.
В день Казанской Богоматери всегда идет дождь или выпадает снег, но ненадолго, хотя и зима на пороге. Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит. Приметили: «На Казанскую дождь лунки нальетзиму приведет». Коли на Казанскую небо заплачет, то сле­дом за дождем и зима придет. С Казанской тепло морозу не указ. Ранняя зима — о Казанской на санях. Считали, что до Казанской не зима, с Казанской не осень.
Старались свадьбу сыграть на Казанской, так как предполагали: «Кто на Казанской женится, счастлив будет», потому что Казанская бабья заступница. Выбирали невест придирчиво: «Выбирай корову по рогам, а девкупо родам (по родителям)». «Кабы всякому по нраву невесту, так бы и царства небесного не надо». «Жениться скорее в дому прибыльнее». «Добрая жена да жирные щи другого добра не ищи».

10 ноября. День мучеников Терентия, Неонилы, Параскевы.
Неонила-льняница. На Нени­лу и Параскеву полагаются особые мольбы на хороших женихов, считая, что они помогут, ведь девка красна до замужества, а скрасит девку венец да молодец, но невеста не лошадка, не выведешь на площадку, хотя девка на поре, а женихи во дворе.
Параскева-пятница. По греч.: Параскевэ – ожидание, приготовление, пятый день недели. То есть день ожидания перед субботой. Русская форма этого имени – Прасковья, Парасковья, Прасковея.
Представляли ее в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами (поэтому высоких и худых женщин иногда называют долговязая пятница).
В пятницу нельзя прясть, а шить мож­но. Кто в пятницу много смеется, тот в старости много будет плакать. За нарушение запретов, связанных с пятницей и с пряжей, Параскева Пятница сурово нака­зывает.
К матушке-Параскеве обращали свои мольбы девицы-красавицы:

«Матушка Прасковея! Пошли женишка поскорее!
Пятница Прасковея, покажи мне жениха поскорее!
Матушка Прасковея! Отдай замуж поскорее!»

Храмы во имя св. Парскевы исстари назывались Пятницами. Также именовались небольшие придорожные часовни. Здесь девушки и молились о женихах.
Параскева-Пятница также предстает повивальной бабкой. Она – покровительница брака и родов. Параскева-Пятница-Макошь — Богиня Плодородия и покровительница женских работ, богиня-пря­ха, плетущая нити человеческих судеб, или еще — Хозяйка Душ, Хозяйка Земли, символизирующая Смерть, старуху. В христи­анское время культ Макоши претерпел существенные изменения и уже с XII-XIII в.в. начал вытесняться культом Параскевы Пят­ницы. В особом апокрифическом пятничном календаре, состо­ящем из 12 пятниц, десятая считалась главнейшей, старшей из всех двенадцати.
По старинно­му народному календарю в этот день отмечались льняницы. Щедр лен, он дает ткани и бумагу, веретенное масло и олифу, краски, лаки, мыло и др. Чесали коноплю, распутывая и выравнивая длинные волокна, получали куделю. Девушки и женщины выхва­лялись друг перед дружкой льнами и своими издельями из них. Крестьяне устраивали льняные смотрины, рассматривали, у кого вытрепанные опышки мягче да тоньше. Льняницы приносили первинки для приклада в церковь. Подготовленные за осень холстины аккуратно сворачивали, укутывали в чистые тряпки готовили к продаже.
Макошь. Это время качествен­ного изменение в Природе и в природе женщины приходится на конец октября — начало ноября. В это время снег ложится на поля, а в жизни женщины наступает белизна. Белый снег землю покрывает, и женщина становится беловласой. Это воз­раст от 58 до 61 года. Женщина в семье занимает место большухи, которая уже все зна­ет о рождении, жизни и даже о смерти. Все это она постигала и на примере ежегодно умирающей и возрождающейся Природы, творя обряды и праздники в ее честь, завязывая и развязывая узлы судеб.
Все четыре праздника: Масленица, Ляльник, Рожаницы, Макошь являют­ся основными узловыми моментами и в жизни Земли. Они символизируют собой четыре возраста в жизненном цик­ле женщины, которые соот­ветствуют возрастным переходам из одного половозрастного статуса в другой. Девушка-невеста — женщина-мать — дважды мать-бабушка — старуха.
Этот период — конец октября и первая неделя ноября — яв­ляется началом нового цикла деревенских женских работ. Хлеб убран, лен надерган, вымочен и оттрепан (на это уходит октябрь-«паздерник»); с Михайлова дня (21 ноября), по народным приметам, должен начинаться перво­путок, устойчивый санный путь, и одновременно начинались долгие зимние посиделки — коллективное прядение льна и шер­сти. Во время посиделок пелись песни, рассказывались сказки, загадывались мудреные загадки, которые девушки загадывали парням, иногда работа перемежалась играми и танцами. Скорее всего, основу игр этого периода составляла тема прядения-ткачества, т.к. символика этих игр восходит к мифу о «женском творении мира» и имеет свои олицетворения в обра­зах Макоши, Пятницы (Середы), Богородицы:

«Сидит Дрема на стульчике,
Прядет Дрема шелковый лен.
Кишочики расчиниват,
Сокрутинки развертыват».

Состояние сна или дремоты в народном сознании всегда соотносилось со смертью, которое символизировало собой пе­реход из мира людей а мир предков, богов.
Параскева-льняница: «Мни и толки льны с грязнихи», «Мни лен доле и волокно будет доле», на льняницу начинают мять и трепать лен. Христианская Параскева пришла на смену могущественной богине судьбы и плодородия Макоши, которая прядет нить жизни, поэтому её преемница считается покровительницей прядильщиц.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42