Женские народные обряды

В течение года праздновали не только день святой Пятницы, день поминовения которой вот-вот наступит, но почитали также временные пятницы, т.е. те, которые отмечались в определенное время перед главными годовы­ми праздниками:

1-я пятница в первую неделю Велико­го поста;
2-я перед благовещением;
3-я на Страст­ной неделе;
4-я перед Вознесением;
5-я перед Троицей;
6-я перед Рождеством Иоанна Предтечи;
7-я перед Ильиным днем;
8-я перед Успением Богородицы;
9-я перед днем Кузьмы и Де­мьяна;
10-я перед днем Архангела Михаила;
11-яперед Рождеством Христовым;
12-я перед Богоявле­нием

В связи с этим они имели еще одно название именные пятницы, так как назывались по дню праздника.
Кроме временных пятниц отмечали обетные, когда в случае произошедших несчастий давался обет не только соблюдать строгий пост по некоторым пятницам, но и отмечать их как праздничные.
Таких пятниц соблюдают де­вять:
Обжорная (на третьей неделе Великого поста); Страстная; Спасовая; Временная (при совпадении дня Параскевы с пятницей) Разгульная (в эту пятницу проис­ходит угощение молодым зятем тещи и тестя за не­порочность невесты киселем с маслом); Молебная; Кающаяся;
Праздничная (в день св. Параскевы.); Девятая (на первой неделе Петрова поста).
Соблюдался строгий пост и воздержание во дни всех пятниц.

Пятница 13. Возможно, пора пересмотреть сложившуюся точку зрения на число 13 и день недели пятницу.
Нечасто выпадает 13 число на пятницу. 13 число да ещё и пятница с давних пор считаются на Руси плохим днем. В этот день просыпать соль или перейти дорогу после того, как ее перебежала кошка, считалось очень плохим предзнаменованием. 13 стало символом чертовой дюжины. Также отрицательную окраску это число получает в связи с Христианской традицией: 12 апостолов со Христом и 13 – Иуда, предавший его.
Но если обратиться к более ранней традиции, то можно увидеть, что до X в. н.э. на Руси придерживались лунного календаря, то есть женского и начинали праздновать Новый год не 1 января (по солнечному календарю), а в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. А в лунном календаре не 12 месяцев, а 13. Частично отголоски этой традиции сохранились с принятием юлианского календаря, когда Новый год стали отмечать 1 марта. Но Юлианский календарь насчитывал 12 месяцев, то есть отражал цикл солнца.
Пятница – всегда почиталась на Руси женским днем, днем Святой Параскевы-пятницы, прообразом которой выступает богиня Макошь (богиня судьбы, матерь Коша, вечного жребия, Кощея бессмертного). В астрологическом календаре пятница – день, посвященный Богине любви, Венере.
Такое отношение к числу и дню получило развитие в эпоху Среденвековья, когда возникли гонения на ведьм, когда произошла смена календаря, с женского (лунного) на мужской (солнечный).
В каргопольских вышивках можно найти орнамент, символизирующую собой женский календарь.

11 ноября День преподобной мученицы Анастасии.
Анастасия-овчарница. Настасьястригальница. Аврамий-овчар. Анастасия-заступница овец. Начало стрижки овец. В хозяйствах последний раз в году стригли овец. Пастухов потчевали пирогами из новой муки за то, что летом сберегли ота­ры и стада, говорили: «Руном с овцы одевались и отцы».

14 ноября. День святых бессребреников Козьмы и Дамиана.
До принятия христианства праздник Козьмы и Домиана был посвящен богу Сварогу творцу Вселенной, богу неба и огня и его сыну, научившему людей пользоваться огнем, кузнецу Сварожичу. Сварог дал предкам завет в виде четырех золотых предметов: плуг и ярмо, чтобы землю родную возделывали и от нее питались, чашу жизни, чтобы была она постоянно полна и секиру, чтобы защититься от гостей непрошенных, враждебных.
Белый петух символ Сварога, является проводником и глашатаем Солнца, потому-то он так же бдителен и всевидящ. Он стоит на защите от сил тьмы. Он носитель жизненной силы и символ воскрешения из мертвых. Поэтому белому петуху отрубают голову, чтобы он возродился весной с новой силой во всей своей красе и мощи. Лапки на счастье закидывают на крышу, а петуха ритуально съедают на пиру-ссыпчине. Затем всем миром выносят в лес соломенное чучело, одетое в мужскую рубаху и шаровары, там его раздевают, а на соломе устраивают веселые пляски. Отсюда и приурочение праздника моления кур ко дню св. Козьмы и Домиана.
Как и во время праздника Кудельницы, так и на Кузьминки девушки к празднику ткали обыденное полотенце. Девушки за один день (обы денно) должны были проделать все работы: перетеребить лен, прясть, соткать и отбелить полотенце. Такие обыденные вещи использовались крестьянами в случае страшных эпидемий.
Кузьма и Демьян рукомесленники, ку­рятники. Кузьминки об осени одни поминки. Кузьминкивстреча зимы. Кузьма и Демьян слывут в народе кузнецами. Кузьма-Демьян кузнец кует лед на земле и на во­дах.
Кузьминки курьи именины, курячий праздник. Шутили: в этот день петух с курицей лягается, а курица петушится. Еще назывался этот праздник петушиный, кочеты. Молодежь устраивала веселые гулянья, парни рядились в яркие шапки с подобием петушиного гребешка, устраи­вали посиделки.
Кузьминки повсюду слыли и девичьим праздником. На три дня Кузьминок девушки снимали помещение, устраивали ссыпчину и принимали парней. В качестве почетного угощения подается куриная лапша, а лучшим подарком на красное (хорошее) житье считается курица. Таких кур кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Во время обеда старались не ломать куриных костей, чтобы на следующий год не родились уродливые цыплята. В этот день варили козьмодемьянское пиво и приговаривали: «Полно девкам чужое пиво варить, пора свое затевать», имея в виду девушек на выданье.
Трецыплятница – курица, высидевшая три семьи цыплят. Такую курицу нужно непременно зарезать, а есть ее могут только честные вдовы. На обед с троецыплятницей допускается всего один мужчина да и тому повязывают голову по-бабьи. Этот обряд под называется троецыплятница или моление кур. И женщины только не один раз рожавшие могут вкушать троецыплятницу и сама курица, прежде, чем быть зарезанной, должна была вывести три семьи цыплят.

27 ноября. День святого апостола Филиппа, Начало Рождественского поста.
День святого Филиппа праздновался ши­роко, щедро: это было Заговенье (мясоед) перед Рож­дественским постом, говорили: «Филиппово заговеньеначало рождественского холодного поста». В это время еще полно съестных припасов, вот и праздновал народ. Филипповки последний срок свадьбы справлятьконец свадебным неделям, в посты свадеб не играли.
Куделица — название первой недели прядения в Филиппов пост. Женщины по вечерам и ночью при лучине чесали, дергали, сучили, наматывали пряжу, ибо: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи». Прялка не Бог, а рубаху дает. Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом. Не ленись прясть, хорошо оденешься. Были и приметы: иней на Филиппа урожай на овес. Иней на деревьях к морозам, туман к оттепели, а если ночью был иней, днем снег не выпадет. Вороньё черное кар­кает к оттепели. На Филиппово заговенье принято было выносить на двор закуску домовому, чтобы водился скот.

Женские дни:
Женские — среда, пятница, шесток (суббота)
Сажать овощи полагалось в женские дни.
В среду нельзя прясть.
Если женщина расчесывает волосы в среду (или пятницу), то может возникнуть болезнь волос. Так как и среда и пятница находились под покровительством Святой Параскевы, запрещающей прясть в эти дни, то и чесание волос соотносилось в представлении крестьян с технологией изготовления тканого полотна.
Суббота — не хороший день — вдовий день (по другим приметам, — легкий день, можно начинать дела).

10.Смерть. Переход. Уход. / 25 декабря – Спиридон-Солнцеворот.

Состояние природы:
Название месяца декабрь происходит от лат. числительного «децем» десятый, в старой русской жизни декабрь был десятым месяцем. Наши предки на Руси его называли студеный, студень, стужайло, холодень. У зимы изо льда корона, из инея перстенек, снегом низан поясок. Прозвал народ декабрь лютовей, лютень, т.к. лютует матушка-зима. С декабря прирост света начинается, а с ним и люти прибавляется. Ледостав, ледостой, заледки и рекоставзамерзают и останавливаются озера и реки. Декабрь по народному календарю, годопроводец. В декабре день с воробьиный коготок. Зима в трех месяцах владыка: декабрь, январь, февраль издревле считались на русской земле волчьим временем: представляли зиму в образе волка, который нападает на мир и мертвит его своими острыми зубами холодами.

1 декабря. День мучеников Платона и Романа. Платон и Роман кажут зиму нам, потому что каков Платон и Романтакова и зима. Гляди зиму с Платона и Романа, чтобы похвалить ее на ма­сленицу. Если 1 декабря погода хорошая, то будет погожая и ранняя весна.

3 декабря. День преподобного Григория, святого Прокла. Коли 3 декабря снег шел, то 3 июня пойдет дождь. По народному поверью: «Проклы проклинали нечисть под землей, чтобы не выхо­дила». Наступает время метать жребий, определять посредством жребия долю или судьбу на предстоящий год, несмотря на время поста!

Картина мира
Приближается к концу еще один год. Время неумолимо движется вперед… или время-вертун вертится как веретено, как и земля вокруг солнышка. Что же происходит каждый месяц из года в год из века в век?

Январь – рождение, нарождение солнышка. Поворот к солнышку.
Февраль – очищение земли.
Март – изгнание зимы, пробуждение от мары. Выход из смерти.
Апрель – открытие и просыпание земли. Воскрешение солнышка. Обновление жизни.
Май – время цветения. Матушка-земля кормится, насыщается и готовится к плодоношению.
Июнь – медовый месяц природы. Пора юности, молодости. Земля обласкана солнечными лучами и дождевыми водами.
Июль – Смерть солнышка. Первые роды земли. Зачатие женщины.
Август – Смерть Богородицы. Рождение урожая.
Сентябрь – Земля сдвигается, закрывается. Птицы и звери уходят с земли в Вырей.
Октябрь – Земля покрывается, укрывается первым снегом.
Ноябрь – Земля замирает, засыпает, умирает.
Декабрь – ночь воцаряется, темнота окутывает землю, из который скоро вновь выкатится на небосклон лучезарное солнышко и будет расти, расти и расти.
В период с января по июль жизнь крестьянина очень насыщена всевозможными обрядами. К июлю, дню Ивану Купалы, наступает некоторое затишье (дни заполнены работой в полях), которое продлится до января. И в январе жизнь крестьянина вновь начинает возвращаться на круги своя вместе с нарождающимся солнышком.

Еще раз о названиях месяцев в славянских языках:
Январь: др.-рус. просинец, стужайло; укр. сечень; белор.студень; (студич).
Февраль: др.-рус. снежень, сечень, межень, лютень, бокогрей; др. лютий; белор. и польск. лютый, (ледич).
Март: др.-рус. сухый, протальник, капельник.. зимобор, березозол; белор. соковик; (лютич).
Апрель: др.-рус. березозол, снегогон, цветень, водолей, ручейник; белор. красовик; (белояр).
Май: др. рус. травень, травник, ярец, (ладо). Июнь: др.-рус. кресень, изок-кузнечик, червень, хлеборост, разноцвет, скопидом; укр. и белор. червец; (купало).
Июль: др.-рус. червень, страдник, сенозарник, липец, грозовик, жариик, серпень; белор. и поль. липень; литов. лиепас; (сенич).
Август: др.-рус. жнивень, серпень, густырь. хлебосол, зарев, разносол; (житнич).
Сентябрь: др.-рус. вересень, хмурень, ревун, зоревик; белор. и укр. вересень, листопадиик, златоцвет; (венич).
Октябрь: др.-рус. позимник, листопад, грудень, грязник, желтень; укр. жовтень; белор. кастрычник; (зернич).
Ноябрь: др.-рус. фудень, листогной, полузимник; укр. и белор.листопад; (овсенич).
Декабрь: др.-рус. — , студень, студный, стужайло, хмурень; (просич).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42