Женские народные обряды

Сказка о появлении судьбы как незнании своего будущего…

«Судьба появилась так…
Однажды, когда люди знали свою судьбу и час своей смерти, Бог, проходя по земле, увидел, что старик делает плохой забор.
— Почему ты делаешь плохой забор?
— Так все равно скоро помирать!
Вот с этого момента люди перестали знать час своей смерти».
Нельзя делать плохо или недоделывать, все равно придется переделывать – в очередной раз напоминает нам сказка.
Многие боги известны нам под различными именами, а сущность каждого бога многогранна. Но и человек, носитель божественного начала, очень многогранен. Так богиня Макошь — богиня женского начала, продления жизни, постоянства, а потом Святая Параскева-Пятница и Анастасия-овчарница. Мокошь покровительница водной стихии, дающей и поддерживающей жизнь. Она же мать Коша, вечного жребия, божьего провидения и проведения. Русский человек принимает судьбу не обреченно, а жизненно: что бы не случилось, человек живет и творит свою жизнь, одухотворяя все Божьей искрой.
Ведь недаром раньше говорили, что русский человек судьбы не ведает!

О творении мира
В поле часто попадаются перепутанные стебельки, точно их кто нарочно закрутил. Их называли Дедовой Бородой или Закрут. Старые люди говорили, поминая идею творения мира: «Род взял искру во тьме да Закрут сделал, а с того закрута все начало крутиться, и свет выплыл из того верчения. А из того света, как из окна и мир весь вышел, выплыл и начал быть. А Род ту искру разбил на крохи да в каждую тварь по крохе дал: и в Землю, и в камень, и в травину, и в человека», — во все Божью искру вдохнул.
Дедова Бородка — символ творения мира. Она есть образ Кола, а Коло образ постоянного вращения мира, идея творения. Бог Сварог — творец мира, сварил, сотворил, створожил его, и образовался тварный мир. (Как из молочка творог образуется, так и мир творится).
Сладила и облюбовала мир своими ладошками богиня Лада — женская ипостась бога Рода, жена и помощница Сварога.
Зародную Силу Земле-матушке дает Ярило-Солнце, или Яровиг, а потом поддерживает небесным огнем и небесной водой Перун-Громовержец. Но помогают сохранить плодородные, плодоносящие свойства земле бог Велес со своей супругой, Велесыней, Ягой-Землыней, известной теперь как Баба-Яга.
Идет время узнавания судьбы и близится момент творения, праздничное время, когда можно творить новый образ своей жизни!

Сказка «Марья Моревна» (Краткое содержание)
В некотором царстве жил-был Иван-царевич с тремя сестрами. Родители их померли, а, умирая, наказывали, чтобы сестер выдал замуж. Пошел он с сестрами в сад, грянyл гром, влетел сокол, превратился в добра молодца и забрал себе в жены Марью-царевну. Через год орел унёс Ольгу-царевну, а ещё через год ворон — Анну-царевну. Пошел Иван-царевич навестить своих сестер. Идет и видит — в поле рать-сила побитая. Нашёл одного живого человека и узнал, что войско побила Марья Mоpeвна. Нашел Иван-царевич шатер среди поля, а в нем Марью Моревну. Полюбились они и поженились. Увезла Ивана-царевича Марья Моревна к себе. Тут она стала собираться на войну. А царевичу сказала в чулан не заходить. Он и заглянул в него. А там Кощей Бессмертный на двенадцати цепях прикован. Напился Кощей воды с помощью царевича, оборвал цепи и крик­нул, что не видать царевичу жены. Пошел Иван-царевич ее искать. Нашел ее и увез с собой. И так три раза он увозил ее, а Кощей возвращал. Разозлился Кощей и изрубил Ивана на куски. Но зятья оживили его, и пошел он опять за женой. С помощью бабы-яги одержал Иван-царевич победу над Кощеем.
Царство Марьи Моревны – это царство смерти, зимы-матушки. В нем томится Кош — Бессмертное Солнце. Кош бессмертный – подземный Бог. Это Бог, который делит и наделяет. Это ночное Солнышко, Солнышко навьего мира т.е. луна. Это Холодное Солнышко, которое в течение полугода висит над горизонтом и не греет и не движется, висит на цепях и один раз в году оно высвобождается из 12 подвала. (Из 12 месяца – декабря, т.к. Рождество Солнышка праздновали 25 декабря). А Даждьбог – солнечный Бог, Бог все дающий. И нет борьбы между этими Богами, а есть перетекание из одного состояния в другое, как при смене дня и ночи. Днем землю освещает Даждьбог, а ночью — Кош бессмертный. Это одно и то же солнышко, но в разных ипостасях.
В образе Марьи Моревны сокрыт образ земли-матушки, которая на зиму умирает, скованная морозом. Иван-царевич женится на омертвевшей Земле. Дважды идет за ней, тем самым, спасая Землю, превратившуюся в ледяную могилу. Его задача высвободить не только солнце, но суметь спасти и саму Землю. С января (Спиридона-солнцеворота) земля сдвигается в сторону солнца, а в июле (в день Ивана Купалы) она удаляется от него. Что заставило Землю приближаться к Солнцу так, что появлялась опасность сгореть в его лучах, то уходить в глубины космоса, где приходит ее оледенение?
Ответом является образ мышки из сказки о курочке-рябе, которая пробегает мимо яичка-земли и задевает его хвостиком, т.е. это комета, которая пролетала мимо Земли и сбросил ее с привычной траектории.
А почему же податель жизни тощий? В наших представлениях Кош, превратившийся в Кощея, связан с хранителем золота, приносимого в жертву Богам. Но до того, как люди стали приносить в жертву Богам золото, они приносили им пищу, паром которой Боги насыщались во время пиров. Первоначально образы Богов, жриц, колдунов были дородными, сытыми, так как они постоянно причащались, приносимыми для них дарами! (Недаром одним из символов солнышка является вкусный и жирный масленый блин!) А золото – это не лакомство, его не съешь! Вот и стали наши Боги и жрецы превращаться в тощих и худых и не пирующих, как раньше, а только охраняющих богатства! (В рекламе шоколада Alpen Gold эта ситуация хорошо раскрыта. Гномы любят лакомство, а какой им толк от золота, если они и так им владеют?!)

Женские праздники и обряды

4 декабряВведение во храм пресвятой Богородицы.
Введение — название праздника соотносится не столько с Богородицей, сколько с понятием начала, ввода, введения, что совпадало с наступлением календарной зимы.
Народ приметил, что в это время бы­вают морозы: «Введение накладывает на воду ледение».
На Введение делались пробные выезды на санях, право начинать эти гулянья отводилось молодоженам. Обряд назывался казать молодую. Молодожены, у которых осенью была свадьба, снаряжали санный поезд с бубенцами. К поезду присоединялись родные и близкие и ехали к родителям супруга. Возле порога постилали овечью шубу навыворот. На этой шубе провожатые сдавали с рук на руки свекрам молодую. А те благодарили провожатых, что уберегли ее от всяких болезней и неприятностей. Обязательно дело оканчивалось пиром, на котором пели величальные песни не только молодым, но и незамужним парням и девушкам.
«Выбирай себе, олень, выбирай, молодой,
Что котора ти люба, что котора хороша?
«Мне Наталья люба, мне Андреевна хороша:
Хорошенько у батюшки снаряженная,
Набеленная, нарумяненная…»
Незамужние девушки вечером перед сном кладут под подушку кусок хлеба или кольцо, или поясом подвязываются, чтобы милый приснился, загадывают на суженого-ряженого, приговаривая: «Не спится, не лежится – все про милого грустится» или «Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить».

7 декабряКатерина-санница. День Екатерины-женодавицы. Катеринин день. Екатеринапокровительница брака и невест. Екатерининское гу­лянье. Первое катание на санях. Усиление морозов, с 7-10 декабря устанавливаются зимние путисанные пути-дороги, начинались зимние катания, говорили:
«Молодая зима с гор на санках катается». Катеринин день пришел катанье привел. Катерина на санях катит к Зимнему Егорию в гости (9 декабря).
Лучшее время для гаданий — вечер под Екатерину, поэтому девушки перед сном кладут под по­душку кусок хлеба и загадывают: какой будет суже­ный.
Также в этот день девицы устраивают вечерины и занимаются гаданием, призывая свою долю. Призвание доли заключается в следующем: варят кашу из пшена и мака и затем поочерёдно лазят на ворота, приговаривая: «Доля, доля, приходи ты к нам вечеряти».

22 декабря — День зачатия святой Анны.
Анна зимняя. День зимнего солн­цестояния начало зимы, приметили: «На зачатие свя­той Анны осень кончается, зима начинается». Зима зачинается! Этот день отмечался беременными женщинами и пчеловодами. Бе­ременным запрещалось в течение суток приниматься за какую-либо существенную работу. В этот день для бере­менных женщин был пост«На зачатие святой Анны беременным бабам пост».
Замечали, что в этот день волки стадятся, а разбе­гаются после выстрелов на святое Крещение, волки в стаях были особенно опасны. Приметили: «Опока (иней, косматая изморозь) на деревьях к урожаю».
В этот день пчеловоды по приходе от заутрени входят в омшаники, где стоят ульи, и, потолкав каждый из них, говорят: «Как вы, мушки благодушные, зачалися детьми от всемилостивого Бога и Спас нашего Иисуса Христа <…> на дело; зачинайте же белые и жёлтые воски и густые меда господу Богу и чудотворцам Зосиме и Савватию вдосталь, а мне, (имя рек) в пожиток».

Обычай:
В Москве до XVII века соблюдали обычай: звонарь одного кремлевского собора, который считался блюстителем часобития, за сообщение о возврате солнца на лето и прибывании дня получал из казны 24 серебряных рубля по числу часов в сутках. (Правда, он же отсиживал 24 часа в темнице Ивановской колокольни на летний солнцеворот после возвещения о возврате солнца с лета на зиму)
Это время поста, но этот день зачатия приходится на декабрь, а по некоторым преданям, родиться в сентябре очень благоприятно, т.к. идет время снятия урожая.

Переход / Смерть. Уход стариков.
Искусство светлой смерти, описанное в книге о скоморохах:
«…Он подобен тому, как умирали русские старики, которые, за день перед смертью, сходивши в баньку, надев чистую рубаху и улегшись под образом, требовали: «Зовите родных прощаться – завтра уходить буду!..»
Чистота духовная, чистота телесная неотъединимы друг от друга, также как дух и тело. И если говорить об инициациях, то, пожалуй, самыми зна­чительными обрядами перехода можно считать переход через безвременье, т.е. похоронный обряд, благодаря которому совершается уход из жизни и вновь приход в нее…
И самые главные обряды жизненнго цикла творит женщина: то в качестве бабушки-повитухи, то в качестве плакальщицы и обмывальщицы. В «Повести о Петре и Февронии» дева Феврония на вопрос, а где же ее родители, отвечает, что мать в займы плакать ушла. Вероятно, сейчас это звучит как-то дико и странно, но это и обозначает оплакивание покойного на похоронах. А взаймы потому, что через какое-то время также и по ней плакать и причитать другие женщины будут.

Вот один из примеров причитаний на могилах:
Что позадуйте-ка, вы ветры буйные,
Поразнесите-ка птички желтые,
Да приоткройте-ка гробова доска,
Да приоткройте точи белые,
Пораспахнитесь ручки белые,
Да пооткройтесь-ка очи ясные,
Да поговорите-ка в уста сахарные,
Что со мной, да со сиротиночкой.
Что понастало-то летцо да со весной-то я,
Что понастало-то летце тепло,
Все прилетели птички-пташечки,
Да прилетели и сели кукушечки,
Да не принесли тебя на крылышках,
Ко своей, ко светлой горенке.
И ты ко мне не стукнешь, не брякнешь
Не из сеней-то в заложечки, не из окошечка в форточки…

В народном календаре, как раз в этот период безвременья, приходящийся на зимние святки, когда старое солнце умирает, а новое нарождается, приходится праздник Рождества.
И мир творится, ткется и снуется заново…

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42