Женские народные обряды

Похоронная обрядность
Мертвец все видит и слышит, пока его не спустят в могилу, и только после третьей лопаты земли, брошенной в могилу, мертвец приобщается к небу и навеки избавляется от мирских сует.

Покойник должен лежать вдоль, так как живой человек вдоль лежать и спать не может, а только поперек.

Покойника обмывают на руках лицом вниз, чтобы он с собой не увел.

Если тело умершего не успело окоченеть, то руки умершего, не удержавшись в таком положении могли раскрыться, что означало, что умерший хочет обнять кого-то из родных. То есть еще кого-то к себе ждет.

Если у покойника открывались глаза, значит, он еще кого-то выглядывает и хочет забрать с собой. Чтобы не дай Бог у него глаза не открылись, лицо закрывали тряпочкой, и клали сверху монетки на глаза.

Если вдовы хотели опять выйти замуж, то пуговицы на одежде покойного мужа не застегивали.

Тело мужчины должен обмывать и обряжать мужчина, тело женщины – женщина.

Во время пребывания покойника в доме все двери, окна должны быть открыты, чтобы душа могла свободно выходить и входить.

Когда умирающий отошел, то близкий к нему родной гасит свечу, берет ее из рук покойника и проводит крестообразно по воздуху. Если свечной дым пойдет струею кверху, то душа покойника оставила тело, если же он стелется по земле, то душа еще на отходе от тела. В первом случае, душа идет в селение праведных, во втором, — ей предстоит пройти ряд мучений.

Как только тело покойника поднято с того места, где он находился, на это место нужно положить хлеб-соль и посыпать хлебными зернами, преимущественно яровыми, а со стола сдернуть скатерть; то же следует сделать при проносе гроба через двери и в воротах, причем вместе с покойником осыпается зернами и священник. Это делается для того, чтобы покойник не унес с собой хлебное плодородие и чтобы он впоследствии видел, что с ним делятся хлебом, тогда он не будет возвращаться за своей долей и тревожить домашних родных.

При выносе покойника из дома родственники берут с собой пшеничный пирог или кусок холста, в который завернута восковая свеча и монета. Их дарят первому встречному, чтобы покойному простился его первый грех.

Пока покойник находится в доме, он все слышит, когда же его выносят из дома, он теряет эту способность.

Когда покойника кадят и из кадила выпадает горячий уголь, то в доме скоро будет новый покойник; выпадает холодный – заболеет родственник умершего; если же из кадила выпадут все угли, то будущие несчастья неисчислимы.

Нельзя, чтобы на тело покойника капали слезы, так как каждая слеза усиливает тяжесть могильной насыпи, а покойнику желают чтобы земля была пухом и чтобы его не тяготили тяжести земные.

Во время похорон и поминок следует разговаривать шепотом, тихо, так как разговаривать в голос могут только живые.

Во время одевания покойника на окно ставят стакан с чистой водой и вешают полотенце, чтобы душа умершего могла вымыться, обсушиться и чистой явиться на тот свет.

Одежда для покойника должна шиться на живую нитку, без узлов, наотмашь (от себя) и левой рукой, иначе он будет приходить и уводить тех людей, у которых одежда такая же, как и у него.

Родным нельзя нести гроб с покойником к могиле, чтобы последний не подумал, что родственники рады его смерти.

Когда гроб выносят из дома, то следует ударить гробом о порог избы, чтобы вытрясти все недоразумения между покойником и живыми родственниками.

Прежде, чем опустить гроб в могилу, нужно кинуть туда металлические деньги, чтобы выкупить место для покойника.

Кто при жизни боялся мертвецов, тот после смерти будет страшен, и все будут его бояться.

Детей-сирот во второй половине дня в день похорон заставляли садиться на порог и есть хлеб с солью, чтобы не бояться жить в доме и чтобы жить среди живых.

Для того, чтобы не бояться покойника, нужно перед тем, как гроб опустят в могилу двумя руками подержаться за щиколотки покойника.

Чтобы не бояться покойника с могилы берут землю, а придя домой, кладут эту землю в воду и этой водой умываются.

Чтобы забыть покойного, после возвращения с кладбища открывали крышку дежи, заглядывали туда и быстро закрывали.

Тосковать по покойнику – грех, так как смерть — Божья воля. К тому, кто тоскует по покойнику, может прилететь черт и убить его.

Чтобы не сильно тосковать по покойнику, брали с могилы горстку земли, клали ее за пазуху или терли ей около сердца.

Чтобы не бояться покойника и не тосковать по нему, нужно на могиле бросить через левое плечо горсть песку и пойти не оглядываясь и при этом сказать: «Бросаю песку, оставляю боязнь и тоску. Аминь» (Три раза)

Чтобы не бояться покойника, нужно смотреть под копыта лошади или колеса, когда гроб будут везти на кладбище.

Вдовец или вдова, у которых жена или муж умерли молодыми, дотрагиваются рукой до стола или до хлеба. Близкие открывают окно: от этого умерший и оставшийся в живых не будут тосковать друг по другу.

Чтобы не тосковать по умершим, женщины и девушки бросали в могилу слезные платки, которыми утирались, причитая по покойнику.

Если жалеть покойника или тосковать по нему, то он может начать приходить.

На похороны нельзя ничего парного делать, например, ставить две свечки, приносить два цветка или две веточки, иначе покойник возьмет себе пару.

Нельзя делать что-то дважды (креститься, жениться), иначе дважды придется помирать. Удвоение действий в данном случае связано с нечеловеческой ипостасью. (Ср.: Четное количество цветов на похоронах – для мертвых; нечетное количество цветов – для живых).

После того, как возвращались с похорон, заглядывали в печь и в подполье и говорили: «Ух, нету!»

Вдова умершего ни в коем случае не должна касаться мертвецких помоев, иначе могут умереть дети, а ребенок, родившийся от нового брака не будет жить.

Чтобы не умереть вслед за покойником, при выносе гроба дети смотрели в печь, засунув в нее голову.

Если при копании могилы обнаруживали более ранние захоронения, то туда бросали деньги, чтобы потревоженные мертвецы не прогнали вновь пришедшего.

Если могила оказалась мала для гроба, то это означало что будет еще один покойник, скорее всего родственник умершего.

Гроб опускали в могилу на полотенцах, чтобы дорога на тот свет была широкая, как полотно.

После выноса гроба подметали во дворе по направлению к дому, чтобы все домочадцы остались в нем.

Умершего младенца мать сама должна обмывать на голых коленях, чтобы будущие дети долго жили.

Когда при выносе покойника из дома, забудут самый нужный предмет, за которым нужно возвратиться, то в этом доме скоро будет новый покойник.

Если при выносе из дома покойника забыли гробовую крышку, то вскоре в этом доме будет другой покойник.

Встретивший похоронную процессию обязан примкнуть к ней, а не ехать туда, откуда везут покойника, иначе он вернет туда смерть и вскоре будет новый покойник. Нужно изменить направление или объехать деревню стороной. Но сама встреча покойника благоприятна для встречного и обещает ему двойной успех.

Человек, посетивший покойника или встретивший его на своем пути, по возвращении в дом, должен коснуться прежде всего камня, горшка и печи и вообще каменных предметов, чтобы смерть не коснулась его.

Если всадник не сойдет с лошади при встрече с похоронной процессией, то он скоро не сойдет и с постели.

Если умирал хозяин дома, то горшок, из которого его обмывали закапывали под красный угол, чтобы не переводился домовой.

Если человек при жизни ворует горшки, то после смерти на том свете он будет носить горшки или черепки в руках, на боку или в зубах; кто при жизни крадет посуду, тому на том свете глаза закроют черепками.

Гребень, которым расчесывался покойник необходимо бросить в воду, чтобы быстрее уплыла смерть или гребень с остриженными волосами клали в гроб.

На второй или третий день после похорон следует сжечь стружки, оставшиеся от гроба, так как душа умершего придет греться.

После выноса покойника веник, мусор и щепки от гроба либо сжигали, либо бросали в воду.

Если дерево скрипит – значит это мучается душа умершего, которая просит помолиться за нее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42