Женские народные обряды

Полотно для покойника необходимо раздирать руками, чтобы не зарезать другого члена семьи.

Гроб обивали изнутри полотном, на гроб стелили полотно, наверх клали хлеб. Во время календарных поминок (Радуница, родительские субботы) могилу застилали скатертью (иногда Пасхальной), так как по полотну душа покойника уходит в другой мир. В связи с этим в красном углу покрывали полотенцем икону и обвязывали полотенцем могильный крест. В день смерти вывешивали у окна полотенце или кусок полотна, чтобы он мог утереться или чтобы ему была широкой дорога на тот свет.

После погребения покойника бросали в реку полотенце, чтобы ему было чем утереться.

Каждому первому встречному при выносе покойника из дома отдавали кусок новины (холста), которая должна была быть длиною с покойника и заворачивали в нее пирог или деньги, таким образом, наделяя покойника его долей.

Нельзя спать в доме, если мимо него движется похоронная процессия. Если люди спали, то их обязательно будили, иначе душа умершего может забрать с собой душу спящего.

Женщина, у которой месячные, должна была прощаться с умершим в самую последнюю очередь, когда с его груди уже сняли икону.

Если на покойнике появятся вши — значит он при жизни утирался скатертью со стола.

Если человек умер в чужом доме – значит он разорил кого-то при жизни.

Если тело мертвеца остается мягким, то в доме скоро будет новый покойник.

Если мертвец улыбается, то вскоре в доме будет новый покойник.

Добродетельные люди умирают в ясный день или своей смертью вызывают ведренную погоду, недобродетельные люди умирают в ненастье или вызывают ненастье на все время, пока земля не примет их тела.

Когда после кончины человека наступают хорошие дни, то человек не жалеет оставленного света, если же наоборот, после смерти наступают ненастные дни, то умерший не хотел расставаться с землей и с людьми.

Если человек умер молодым, то он и на том свете будет молодым.

Если ребенок умирал в младенческом возрасте, то ему в гроб обязательно клали мерку отца, чтобы, когда он достигнет определенного роста, ему было, что носить. По достижению этого роста и возраста наступает настоящая смерть.

Если умирала девушка, еще не вышедшая замуж, то ее хоронили в свадебном наряде. Умерших раньше срока или холостых хоронили со специальными свадебными обрядами.

Блин используют как оберег от мертвых, которые часто являются во сне, для этого садятся на порог и приглашают к себе умерших обедать.

Если покойный муж приходил к жене, то ей советовали сесть на порог и расчесывать волосы в ожидании мужа. На его вопрос: «Что ты делаешь?», – она должна была ответить: «Собираюсь на свадьбу, брат на сестре женится». Муж спросит: «Где это видано, чтобы брат на сестре женился?», — а жена ответит: «Где это видано, чтобы муж умер, а потом приходил?» Этим действием она навсегда отвадит покойника.

Если покойник появился в неурочное время, то ему говорят: «Куда ты идешь? Мертвые к живым не ходят!».

Чтобы покойник не ходил, нужно взять нож и с улицы подойти к окошку и сказать три раза у одного окошка, перекрестив предварительно ножом окно крест-накрест: «Не девять, не восемь, не семь, не шесть, не пять, не четыре, не три, не два, не один». Также нужно перекрестить и все другие окошки и двери.

Если кто-то увидит, как покойник к кому-то в дом ходит, так у этого человека в доме вскоре может появиться покойник.

Приход покойника в непоминальные дни может быть связан с тем, что ему в гроб забыли положить необходимые вещи, что после его смерти в доме не соблюдается прежний порядок, а может быть и тем, что умерший хочет отомстить живым за то зло, которое совершалось по отношению к нему в прежней жизни. Основной же причиной прихода умерших в неурочное время, является нарушение запрета на тоску по нему.

Чтобы не бояться покойника, гроб выносили не через дверь. А через окно, несли гроб не по дороге, а околицей, крутили гроб против солнца, разбрасывали по пути на кладбище сломанные ветки, бросали в могилу деньги, зерно, рожь, нож со словами: «На тебе грош, нас не тревожь; на тебе рожь, нас не тревожь; на тебе нож, нас не тревожь», возвращались с кладбища пятками вперед.

Поминальная еда и трапеза
На поминальной трапезе нужно делать все не так, как в обычные дни, иначе умрешь. В обычные дни нельзя оставлять ложки на столе на ночь, а в поминальные можно.

Чтобы на том свете быть всем вместе, после поминальной трапезы все ложки складывались вместе и оставались до утра на столе или в горшке.

Класть ложку нужно непременно выемкой вверх, иначе покойники перевернутся в могиле лицом вниз.

На поминальной трапезе нельзя было пользоваться ножами, вилками и всеми колющими и режущими предметами, чтобы никого не зарезать. Хлеб нельзя было резать, его ломали руками.

В похоронной и поминальной обрядности горячий хлеб и блины не режут, а ломают и раскладывают на окнах, чтобы из него выходил пар, которым питаются души умерших, так как души питаются горячим паром от пищи.

На похоронах не должно быть на столе продуктов из дрожжевого теста, а обязательно из пресного, так как умершие не едят соленую пищу.

Хлеб для поминального стола нельзя допекать.

Горох в поминальной обрядности – пища мертвых. Его раскидывали по углам и бросали за печь для того, чтобы души умерших не плакали и могли поесть.

В Родительские и поминальные дни варят овсяный кисель и обязательно пекут рыбник или жарят рыбу. Мясом нельзя поминать, потому что покойник — сам мясо.

Кисель может подаваться в начале поминальной трапезы, в середине и в конце. В некоторых районах киселем начинают поминки, он является открывающим блюдом, но могли использовать и в середине стола и в начале и в конце.

Хозяйка выливает по четырем углам стола, прямо на скатерть, из сосуда весь остаток кануна (кисель с сытою). На столе же остается до утра и кучка смеси, накопившейся из выделенных сотрапезниками частей кушаний для дедов (умерших). После этого хозяин или хозяйка отодвигают от лавок стол и поливают водой весь пол хаты до самых дверей, говоря при этом: «Что не доели и не допили, то идите на попов двор!» Этими словами выпроваживают вон души покойников.

Во время поминальной трапезы как только гости и члены семейства усядутся за стол, их подчуют кануном и горилкой. Первую ложку или хоть несколько капель от каждого кушания нужно вылить на стол. Ложку за каждым приемом пищи нужно класть на стол, чтобы ею ели деды (умершие).

На деды варили горох без соли; в начале ужина хозяин выливал на стол первую ложку, предназначенную для умерших, потом все съедали по ложке и только тогда блюдо солили и ели уже все вместе.

В канун поминальной субботы из каждого кушания оставляют понемногу и ставят на окно для дедов.

До сорока дней каждый день покойник ходит, поэтому держат открытой дверь, или окно. Ставят на сорочины еду для покойника под иконы: яйцо, стопочку, пирог, чай или кисель, если умерла женщина, или рис с изюмом.

Умершие представляются в образа птиц, поэтому на могилах специально рассыпали зерно, крошили пироги и яйца для того, чтобы предки могли питаться.

Пока покойный находится в доме, его угощают блинами приправленными медом. Когда пекут блины, первый блин еще горячий, иногда смазанный медом, кладут на лавку в головах умершего, или на окно, или на божницу, чтобы накормить покойника.

После поминальной трапезы все родные умершего отправляются домой, накрывают столы и выходят навстречу дорогим гостям, умершим предкам, зазывают их: «Чай устали, родные, покушайте, чай озябли, погрейтесь!» Перед тем как приступить к вкушению киселя поется вечная память, а из окна на улицу выкидывается холст, на котором усопшие были опущены в могилу, и живые приглашают их: «Теперь пора бы вам домой, да ножки у вас устали, путь был дальний, вот ступайте с Богом по мягкому холсту».

Умерших предков, чтобы они не приходили, отпугивали выстрелом из ружья, предварительно заряженного солью, так как соль добавляется в пищу только для живых людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42