Женские народные обряды

Разное
На сорокодневное поминовение выпекали лесенки из пресного теста для того, чтобы душа умершего могла по этим лесенкам достигнуть небес.

Кто умрет на Пасху, тому в руку кладут яичко.

Нельзя разговаривать в момент агонии, чтобы не мешать душе,

расставаться с телом.

Умереть на пуховой постели – грех, так как на пуху грехи не прощаются.

Чтобы не бояться покойников, нужно держаться за задорожку (Это перекладинка, пребитая к печке с боковой наружной стороны, одним концом вделанная в стену, а другим – к столбу, на котором мастерятся полати.

Нельзя класть ложку на тарелку, миску и т.д. так, чтобы ее ручка касалась стола, иначе покойники будут приходить или злыдни.

Земля не принимает так, чтобы беременная женщина не разродилась: хоть и схоронят, а женщина разродится. Женщины, которые умерли при родах, непременно попадают в рай.

Умершая до родов будет мучиться до страшного суда; умрет во время родов — будет великомученица.

Кто умирает молодым, тот и на том свете будет молодым.

Когда ребенок умирал, то ему в гроб клали мерку отца (одежду) и когда он до нее дорастет, тогда наступит его настоящая смерть.

Чтобы не остаться на том свете без пары, не вступали в первый брак с вдовцом или вдовой.

Если работник, сделавший гроб, заговорит с кем-либо, пока несет гроб в дом умершего, — это может причинить вред кому-нибудь из родственников.

В доме, где кто-то умер, в течение года не поют и не веселятся, около дома не водят хороводы.

Если умирал пастух, то с овец и коров снимали колокольчики, чтобы стадо оставалось некоторое время немое.

У покойника воры отрубали украдкой палец и с этим пальцем ходили воровать. Если обойти с пальцем дом, где есть мертвец, то все в доме уснут так крепко, что можно войти в дом и делать что угодно, все равно никто ничего не услышит.

Когда человек идет на суд, то должен взять с могилы земли и положить ее в карман. Землю надо брать из свежей могилы и говорить три раза: «Все вопросы утихают, а другие не загораются».

Дни поминовения
В Сочельник, Новый год, Троицу души умерших людей возвращаются домой.

Покойник ждет помину тридцать лет. Покойник у порога не стоит, но свое берет.

Поминать, так же как и хоронить усопшего надо непременно до обеда, поминать покойного вечером или после захода солнца нельзя.

На поминки готовятся обязательно мясные блюда, рыбные, толченая картошка, солянка и обязательно кисель.

Дмитриевская суббота
Суббота между 1 и 8 ноября.
8 ноября
День великомученика Димитрия Солунского.

Дмит­ровская неделя родительская, дедова.
В Дмитриев день повсеместно на Руси справляли поминки по усопшим. В течение не­дели шли поминальные службы, особенно почиталась Дмитровская суббота. Замечали: «Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится отте­пель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами (оттепелями).
18 февраля
День мучениц Агафий и Феодулии.
Агафья-поминальница, за­ступница, коровница. День святой мученицы Агафьи народная Русь называла «поминальницей», так как в этот день поминаются отошедшие в иной мир от­цы, праотцы, деды, прадеды.
23 февраля
День священномученика Харлампия.
Харлампий почитается в народе хранителем от вне­запной, без покаяния, смерти.

3
мая
День преподобного Феодора.
Феодор-окликание предков. В этот день рано утром выходили на могилы и с причитанием окли­кали родителей, говорили: «На Феодора покойники то­скуют по земле». Одно из причитаний: «Родимые наши батюшки и матушки! Чем-то мы вас, родимых, прогне­вали, что нет от вас ни привету, ни радости, ни тоя прилуки родительской! Уж ты солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радост­ным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской вековать…»

Рождество
Кормление предков на Рождество: выставляют на Рождество Христово блины за окошко на двор на прокорм душам. В рождественский сочельник старшая женщина в доме покрывала стол скатертью. Когда вся семья рассаживалась за столом, хозяйка подходила к столу, закатывала угол скатерти, открывала дверь, приглашая к столу родителей. Также разжигали костры, чтобы души покойников могли согреться.

Масленица
Раньше первый блин отдавался нищей братии на помин усопшим или первый блин клали на слуховое окошко — для душ родительских. Женщины, кладя блин на это окно, приговаривают: «Честные наши родители, вот для вашей душки блинок».
В последний день Масленицы, прощеное воскресенье, ходили на кладбище поминать родителей.

Радуница (второй вторник после Пасхи на Фоминой неделе) — Пасха умерших
Фомина неделя — время поминок умерших.
Радуница отмечается во вторник Фоминой недели. B этот день поминают родителей, сначала устраивается пир на кладбище, потом он продолжается дома. Поминальный обед должен состоять из нечетного количества блюд. Женихи и невесты оставляют на могилах родителей красные яйца и спрашивают благословения на брак. Пироги и блины для кладбищенской трапезы пекут загодя, а все, что останется от обеда, раздают нищим.
Чтобы на Радуницу увидеть умершего, надо подпоясаться поясом, вытканным из остатков льна за один день.
Навий день – понедельник (или вторник или четверг) на Фоминой неделе. Кто в этот день перелезет через забор, у того родится навья (мертвая) косточка в ступне или пясти, которая никогда не гниет и может быть причиной смерти.

Троицкая неделя
В поминальные дни существовал запрет на супружеские отношения и празднование свадеб. Поэтому особенное отношение к месяцу маю. На месяц май, как правило, выпадала Троицкая неделя и Русальи Святки, которые посвящены поминовению тех, которые появлялись на земле после своей смерти в виде цветов.
Духов день – понедельник после Троицы.
Троица умерших (навская) — кривой четверг, сухой.

Семик – четверг на седьмой неделе после Пасхи — день поминовения умерших не своей смертью. В этот день заложных покойников можно хоронить. Интересен тот факт, что этот праздник праздновался именно женщинами и девушками, о чем шла речь выше, а на могилах устраивали веселие.

Еще в XVII веке в Москве был жив следующий обычай: жители города вместе с царем и царицей и патриархом отправлялись на кладбище для отправления службы по поминовению душ умерших людей не своей смертью (утопленных, утонувших, убитых и т.д.). Торговля перемещалась за город. Все происходило с полной радостью и веселием.

А у молодых девушек продолжается активное вызнавание своей доли… Время, когда девичьи гадания происходят чуть ли не каждый день, ведь скоро Новый год и нужно сотворить образ своей будущей жизни на предстоящий год.
Гадания
4 декабря. Введение во храм пресвятой Богородицы.
Могут гадать и девушки и молодые люди. В канун Введения (3 декабря) перед сном читают 40 раз молитву «Богородицу» («Богородице, Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с тобою…») после каждого раза кладут земные поклоны и говорят: «Матушка, пресвятая Богородица! Введи меня во храм, в котором я буду венчаться, и покажи того жениха, с которым я буду обручаться (или: ту невесту, с которой я буду обручаться)». Когда все это проделают, берут два кольца и кладут их за иконы и ложатся спать. Во сне увидишь и церковь, в которой будет венчание и женихи (или невесту).

Перед сном читают 40 раз тропарь, встают 40 раз на колени во время чтения тропаря и кладут 40 земных поклонов. После того, как 40 раз тропарь прочитан и 40 земных поклонов положено, говорят три раза: «Введение во храм пресвятой Богородицы. Поводи меня по тем местам, где я буду век жить». После этого ложатся спать.

Перед сном приговаривают: «введение, Введение, введи меня в строение, где мой суженый живет».

Перед сном кладут под подушку карту (даму, или валета, или короля), немного овса из последнего пожинального снопа и говорят: «Введение во храм, приведи меня в тот храм, где я буду венчаться и покажи, с кем я буду обручаться». Читают 40 раз молитву «Богородица». Если вместо жениха или невесты приснится гроб или покойник, то к смерти.

7 декабря
День великомученицы Екатерины.
На Екатеринин день и на Андрея гадают. Девушки перед сном кладут под по­душку кусок хлеба и загадывают, какой будет суже­ный-ряженый.
Также в этот день девицы устраивают вечерины и занимаются гаданием, призывая свою долю. Призвание доли заключается в следующем: варят кашу из пшена и мака и затем поочерёдно лазят на ворота, приговаривая: «Доля, доля, приходи ты к нам вечеряти».

Перед тем, как лечь спать, кладут под подушку яблоневую ветку. Во сне привидится суженый.
Перед тем, как лечь спать, кладут 40 земных поклонов и говорят: «Святая мученица Екатерина, введи меня в тот храм, где буду венчаться и покажи мне, с кем буду обручаться». Если суженый — знакомый человек, то во сне лица его не будет видно, то можно будет разглядеть одежду, а голову нет. Если суженый – незнакомый, то во сне увидишь и одежду и лицо.

13 декабря. День святого апостола Андрея Первозванного.
Предшествующая этому дню ночь носит у народа на­звание Андреева вечера или Андреевой ночи, в которую, по народному поверью, молодым девушкам и парням является образ суженых. Андрею Первозванному молятся девушки о дарова­нии хороших женихов. Накануне святого Андрея девушки соблюдают пост, но так, чтобы никто из родных этого не заметил. Садясь за стол ужинать, отламывают кусочек хлеба от своего ломтя, чтоб никто не видел, кладут его под скатерть, а выходя из-за стола, берут с собой. Когда ложатся спать, кладут кусочек под подушку, приговаривая: «Суже­ное-ряженое, приходи ко мне кушать».

Девушки сеют в доме семена конопли или льна (под столом, под кроватью) или сеют семена на дворе: около колодца, под окнами (в этом случае девушки выбегали на двор в одних сорочках), при сеянии они приговаривали: «Андрею, Андрею, я на тебя коноплю сею, дай мне знати, с кем буду свадьбу играти (или: под венцом стояти). Разбросанные семена боронили мужскими штанами или юбкой, затем ложились спать.

Перед сном девушка насыпает зерно в подушку, говоря: «Купец, приходи, зерна купи, хлеба напеки». На эту ночь девушка единственный раз за год в девичестве заплетает волосы так, как их носит замужняя женщина. Волосы заплетаются в две косы. Концы кос девушка запирает на замок и приговаривает: «Суженый-ряженый! Приходи, замок отопри, меня к себе возьми».

Совместное гадание
Девушки собирались в одном доме. Каждая из девушек приносила с собой немного муки и все необходимое для выпекания специальных гадательных булочек. Выпеченные булочки раскладывались на рушнике, расстеленном на полу, но предварительно каждая булочка помечалась знаком принадлежности конкретной девушки, чтобы девушка могла свою булочку узнать. Когда все было готово, впускали в дом собаку и следили, в какой очередности она будет хватать булочки, в такой же очередности девушки и будут выходить замуж. Или: девушки пекли пшеничные булочки, по две на каждую гадающую. После чего раскладывали эти булочки и впускали собаку в комнату. Чью пару булочек съест собака, та девушка вскоре и выйдет замуж (найдет себе пару).

17 декабря. День святой великомученицы Варвары
Срывают ветку малины, сажают ее в голбец (место между печью и полатями), закрывают тряпочкой и до Нового года не смотрят. В Новый год смотрят, если ветка ожила, то следует ждать перемену в жизни, если же не ожила, то ничего не изменится, все будет в течение следующего года по-старому.

Перед тем, как лечь спать, молятся Богу и кладут 40 земных поклонов. Ночью приснится жених или невеста.

30 декабря. День трех отроков-мучеников Анания, Азария и Мисаила
Под подушку кладут три лавровых листа. На одном пишут Ананий, на другом – Азарий, на третьем – Мисаил. И ложатся спать. В эту ночь должен приснится суженый-ряженый.

Рождение дитя бесполого…
И вновь все возвращается на круги своя из когда в год из века в век… Из жизни в смерть – из смерти в жизнь.

Когда была нестерпимая жара и ни ветринки, то приглашая ветер, обещали отдать ему девочку в жены.
(Лесу отдавали девочку в жены, т.к. у всего должна быть своя хозяйка). Сейчас это может выглядеть дико! Но ведь очень разумно, что у всего должна быть своя хозяйка!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42