Женские народные обряды

Роды

Повитуха при родах расплетает косы у роженицы, снимает верхнюю одежду, развязывает узелки — чтобы развязать роды.

Кувада — когда муж во время родов разделяет страдания своей жены, то есть берет часть боли на себя. Можно сделать так, что муки будет испытывать только мужчина, а жена будет рожать.

Чтобы лучше родить, нужно перед родами помыть пол, прикоснуться к водной стихии, из которой впоследствии появится ребенок. Женщина перед тем, как рожать мыла полы, чтобы ребёнок безболезненно втёк в этот мир.

Роженица просит у всех присутствующих прощение перед родами, как перед смертью. (Становление матерью – это переход в иное качество. А понятие перехода связано с умиранием в одном мире и рождением уже в новом качестве и в новом мире).

Время и час родов скрывают в особенности от посторонних девушек и женщин, так как если волос девичий узнает, то за каждый волос нужно мучаться родившемуся.

Чтобы роды были легкими, нужно отомкнуть в доме все замки и не только дверные, но и от сундуков и даже от самых маленьких ларчиков.

Во время родов повитуха обводит роженицу вокруг стола, и повитуха приговаривала: «Освободи, Господи, душу грешную, а другую безгрешную».

Чтобы младенец в будущем не хворал, нужно зажечь свечу на время родов.

По подушку роженице клали венок, чтобы защитить ее от нечистой силы.

Во время родов муж должен напоить жену из правого сапога с мягкой подошвой.

После того, как ребенок родится, мать должна прикоснуться к его рту пяткой и сказать: «Сама носила, сама приносила, починивала», — для того, чтобы ребенок не кричал. После чего отрезали пупок и заговаривали грыжу и окатывали водой и обязательно с локтя.

После родов роженице нельзя было спать, чтобы не уйти в другой мир.

При трудных родах

При трудных родах водят по всем комнатам с тем, чтобы переступала все пороги в доме.
Кладут посреди хаты кочергу и лопату и проводят роженицу через них три раза, опрыскивая каждый раз лицо и грудь водою.

При трудных родах поить роженицу водой с выползком — змеиной кожей со словами: «Как змея выползает из шкуры, так легко родился бы и ребенок».

Если при трудных родах ничего не помогает, повитуха спрашивает жену и мужа, не согрешили ли они под праздник.

Если роженица не выносит присутствия мужа, значит не верна.

Если роженица с кем-нибудь в ссоре, то будут тяжёлые роды.

При трудных родах зажигали венчальные свечи, занавешивали окна и просили священника отворить царские врата.

Если женщине тяжело было рожать, то мужчину заставляли боронить песок. Жена родит – муж песок боронит.

При трудных родах роженице дают воду с воробьиным пометом, а также окуривают ее ремезовым гнездом, так как ремез – первая пташка у Бога.

Правка тела
После того, как ребенка обмыли, его начинали править, расправлять тело. Ребенка клали на спинку и стягивали сначала вперед и на крест пальчики ножек к локтям, потом поворачивали его на живот и также стягивали на крест пальчики ручек к ногам; потом клали на ладони спинкой так, чтобы головка и ножки висели и потряхивая несколько раз приговаривали: «Расправлен, теперь уж уродцем не будешь!»

После того, как перевяжут пуповину, надо схватить двумя пальцами носик ребенка, потянуть его несколько раз и приговорить: «Не будь курнос и спи крепче!»

Оживление обмершего ребенка

Когда ребенок рождается, из него кровь через пуповину выдавливается в мать, а когда он уже вытащен на свет Божий, целиком, тогда кровь начинает обратно возвращаться в ребенка. В это время дитя находится в полуобмарочном состоянии. И для того, чтобы ребенка привести в чувство, необходимо шлепнуть его по попке.

Оживление обмершего новорожденного с помощью выкрикивания имен родителей. Когда ребенок не подает признаков жизни, отец бьет палочкой в дно сковородки и выкрикивает по имени мать, если родилась девочка или свое, если мальчик.

Если ребенок без чувств родился, бабка топает ногою и называет имя отца, отчего новорожденный должен показать признаки жизни; или для этого бабка-повитуха берет ребенка на руки и качая его, выкрикивает имя его отца, которое повторяет за ней отец и все присутствующие.

Если ребенок покажется мертвым, бабка выкрикивает три раза имена родителей.

Если ребенок замершим родится, бабка возьмет, откроет трубу, его туда пихает, по заду хлопает, выкликает по имени мужа.

Когда родится ребенок и не подаст голоса, то есть не кричит, то его окликают: кладут на порог и произносят имена родителей: если мальчик — имя отца, девочка — матери.

Если ребенок показывает слабые признаки жизни, то бабка произносит имена известных ей святых, при произнесении какого имени крикнет ребенок, имя того святого и дают ему.

Кормление грудным молоком
Кормят грудью три Поста, например, в течение двух Великих и одного Успенского. Примерно 1,5 года или около того кормят ребенка грудным молоком.

Когда ребенка прекращают кормить грудным молоком, то совершают обрядовое действие, чтобы узнать, чем же кормить ребенка дальше. Накрывают стол, а на стол ставят разные кушанья и около них кладется березовый прутик; ребенка сажают за стол и, смотря в окно поверх его головы, говорят: «Как лес не тоскует по дереву, так и ребенок не тосковал бы о грудях». После этого смотрят, что из яств ребенок возьмет, тем его кормить и следует. Если ребенок возьмет прутик, то эти прутиком его нужно подхлестнуть, когда он будет капризничать и отказываться от еды.

Отнимать ребенка от груди лучше всего в Страстную пятницу, то есть пятницу перед Пасхой.

Если мать ребенка от груди уже отняла, а потом вновь начала кормить, то такой ребенок впоследствии будет обладать дурным глазом.

Колыбель

Нельзя ничего вешать над колыбелью – ребенок не уснёт.

Нельзя качать колыбель, когда в ней нет ребенка, иначе ребенок умрет.

Нельзя качать пустую колыбель, иначе ребенок не уснет или у женщины вскоре родится еще один ребенок.

Если женщина будет качать пустую колыбель, то у нее родится двойня.

Девочка-близнец впоследствии также будет иметь двойняшек.

Уходя из избы, в которой остается младенец в люльке, нужно под нее положить веник, а в нее ножницы. Это нужно сделать для того, чтобы ребенка не украла нечистая сила, которая в присутствии матери не может сделать этого.

С очепа, на котором висит колыбель, нельзя снимать кору и не счищают все сучки, иначе они по гладкому, как по маслу поползут.

Чтобы ребенок вырос работящим, для мальчика под люльку кладут топор, а для девочки ножницы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42