Женские народные обряды

Разное

Если женщина умеет хорошо шить, вязать или заниматься каким-либо другим рукоделием, то у нее будут рождаться очень благополучные дети.

До крещения все дети — Богданы.

Новорождённого сразу надо на вывернутый тулуп положить — тогда богатым будет.

Умерший ребенок до семилетнего возраста попадает в рай.

До семилетнего возраста к детям относятся мягко, к их проступкам и проказам не относятся строго; по достижении детьми семилетнего возраста к ним относятся строже и требовательнее.

На седьмом году ребенка поют водкой, если заснет — будет тихого нрава и долговечен, а если не спит спокойно, то будет буяном.

Если женщина в первый раз почувствует шевеление ребенка в утробе во время кормления скотины, то будет ему удача в скотоводстве; если в то время, когда стоит на реке, то ребенок будет хорошим рыболовом; если на базаре – торговцем.

Чем сложнее, богаче событиями жизнь ожидает человека, тем больше времени требуется, чтобы написать ему судьбу, тем дольше мучается мать.

Пока не крещён, его не целуют: некрещеный ребенок – чертенок (или от этого немым может стать).

Если роженица не может родить и мучается, тогда бабка в горнице накрывает стол новой скатертью и ставит хлеб и соль.

До тех пор пока ребенок не научится говорить, его нельзя кормить ни ухой, ни рыбой, иначе он будет немым, как рыба.

Нельзя стричь ребенка до года – вырастет бедным или жизнь его будет укорочена.

Ногти также до года стричь нельзя, иначе ребенок вором вырастет.

Чтобы ребенка не сглазили первый раз его надо мыть в воде, забеленной молоком.

Тому дому, где переночует беременная (или молодожены) это принесет счастье и удачу.

Чтобы родилась двойня, надо есть плоды-двойчатки.

Нельзя ребенка покрывать решетом, иначе он не будет расти.

Нельзя испражняться, если ребенок на руках, иначе у последнего начнут беспрестанно течь слюни.

Солью усыпают порог еще не родившемуся ребенку, что необходимо для поддержания жизни будущего ребенка, а также для того, чтобы ребенок родился скорее и без больших страданий. Соль — символ жизни. (Недаром беременной женщине очень часто хочется чего-нибудь солененького). На поминальную трапезу пищу никогда не солили.

Только что родившегося ребенка солили, осыпая его мелкой солью, не пропуская никаких складочек и закрытых частей тела: подмышки, промежность, позади ушей, веки глаз и др.

Послед зарывают с солью в хлеву или подполе, при этом приговаривая: Вот тебе батюшка, святое место, хлеб-соль, а раб Божий (имя) доброе здоровье».

Если ребенок долго не говорит, то его поят водой, которой перед этим окатывали колокольный язык, для того, чтобы ребенку развязать язык.

Если ребенок долго не ходит, то его ставят на пол и рубят кругом его пол топором.

Детские рубашки, пока ребенку год не исполнился, моют не выворачивая на внутреннюю сторону, иначе ребенок не будет долго ходить и говорить.

Если рождающиеся дети долго не задерживаются на этом свете, то в кумовья надо брать первого встречного, возможно это будет сам Господь-Бог.

Если у ребенка появились на носу, между бровей и на подбородке появились красные точки, значит к нему приходили судьбицы и нарекали ему судьбу, после посещения судьбиц на следующий день над ребенком читают молитву.

Некрещеных младенцев закапывали под порогом, так как порог – граница между миром живых и миром мертвых; это место, где обитают души умерших предков.

Обряд прорицания имени.

Наши предки жили в цикличном времени, в коловрате. Во вращающемся времени – коло (а не в линейном, историческом, как мы живем сейчас). Они жили, рождались, умирали и возрождались вновь. Время коловрата — управляемое время, прорицаемое и предсказываемое. Понятия судьба и речение взаимосвязаны. Когда рождается ребёнок, то в первые же несколько ночей проводился обряд имянаречения. В одну из ночей, вторую или третью после рождения ребенка, мать надевала специальные обрядовые одежды и в полночь ждала прихода рожаниц или суджениц, сужениц, арисниц, т.е. речниц (прорицательниц) — тех, которые рекут, нарекают судьбу ребёнка. Тот, кто знает судьбу, именуется прорицатель, т.к. он прорекает судьбу.

Судьба прорецается, имя нарицается. Судьба закрепляется в речи, которая состоит из слов. Слова есть выраженные (обряженные) в звуки знаки, а знаки, в основе своей, есть имена предметов мира. На всю жизнь, до самой смерти суженицы нарекают судьбу новорожденному младенцу. С одной стороны, судьба нарекается на всю жизнь, но если тот, кому судьба нарекается также владеет словом, то значит при необходимости при помощи тех же самых слов он может изменить то, что ему не нравится в своей судьбе. Следовательно, если имя и судьба нарицаются и закрепляются в слове, то при желании их можно изменить, исправить тем же словом. Ведь исправляют бабушки-знахарки при помощи чтения заговоров состояние здоровья человека. Именно слово способствует изменению жизни человека. Но даже в заговоре сначала называется недуг, потом творят образ того, как от него избавляться будут. Значит, для того, чтобы избавиться от какого-либо душевного или физического недуга в первую очередь его нужно распознать или узнать, потом дать ему имя, т.е. назвать, а потом сотворить образ действия избавления от него.

Имянаречение

Стараются дать имя удачливого человека в роду.
Называют именем умершего родственника, чтобы перенести на ребенка качества последнего.

Обыкновенно стараются давать имена отца или деда, чтобы ребенок, когда вырастет, мог помнить свой род.

Не избегают называть новорожденного именем умершего ребенка, если он был красивый и полный, а также курносый.

Если при произнесении какого-либо имени ребенок начинал плакать, этим именем его и нарекали.

Роль повитухи

8 января празднуются Бабьины Каши и собор Пресвятой Богородицы, когда женщины собираются вместе.
Бабины Каши — праздник повивальных бабок и рожениц. В этот день женщины ходят к повивальным бабкам и родильницам с пирогами, а также угощают их кашей, блинами и пирогами.
Обрядовое угощение повивальных бабок и рожениц было закреплено в календарной традиции в день после Рождества Христова. Такое закрепление праздника «в числе» после Рождества связано с такими обрядовыми действиями, как закашивание ребёнка – кормление кашей перед первым грудным кормлением. Делалось это для будущего благотворного роста ребёнка.

Повивальной бабушкой или повитухой, как её называли в народе, могла быть только рожавшая женщина. Она принимала ребёнка у роженицы, правила тело ребенка, исправляла родовые вывихи и повреждения. Свивать, повивать обозначает не только пеленать ребенка, но и свивать каждую часть его, править и творить здоровое тело.
Особенно важно участие повитухи в жизни женщины и ребенка после родов. Она ухаживает за матерью и новорожденным. Повитухой, как правило, бывает женщина 45-50 лет или старше, уже не живущая по­ловой жизнью с мужем, а еще лучше, чтобы это была вдова. По­витуха ни в коем случае не должна принадлежать к возрастной группе женщин, способных к деторождению. Старались пользоваться услугами той повитухи, которая миновала климакс. Таких женщин называли чистыми. Чистота повитухи подразумевала и отсутствие контак­тов с покойниками, ей строго запрещалось обмывать их, т.к. сходные жесты в отношении младенца оказались бы роковыми для него — смерть может перейти на младенца. Такой выбор женщины был связан с тем, что повитуха уже получила свою долю и не будет забирать долю у матери и только что появившегося на свет младенца. Недаром после родов проводился обряд размывания рук между рожавшей и повитухой, что символизировало оставление счастья в том доме, в котором родился младенец. Каждая женщина должна была хоть раз стать повивальной бабкой, также как она должна была стать матерью, а за­тем бабушкой.

Повивальную бабушку, которая правила Иисуса Христа называли бабушкой Соломонидой и к ней при родах обращались роженицы: «Бабушка Соломонида, Христова приемница, Христа парила, ножки-ручки правила, нашему младенцу парку оставила».

Роль кума и кумы

21 января существовал обычай угощать кума с кумой, которые в свою очередь приносят своему крестнику кусок мыла и полотенце и, вручая подарок, говорят матери своего крестника: «Вот, тебе, кума, мыльцо да белое белильце для крестника». При первом же купании ребёнка надо использовать мыло, принесенное кумовьями, а обкатывая водой сказать: «С гуся вода с (имя ребёнка) худоба».
Такое обрядовое привечание кума с кумой приносит здоровье детям.
Кум, кума — крестные отец и мать, восприемники от купели. Они в духовном родстве не только между собою, но и относительно родителей и родичей своего крестника. То есть кумовство — это не кровное, а духовное родство. Кум дарит своему крестнику крест, а кума – ризки (верхнюю одежду), или же дают деньги на приобретение этих вещей.
В основе слов крещение, крестный, первоначально лежало понятие крёса, или живого огня. С приходом Христианства происходит замещение одного понятия другим, но они сходны не только по звучанию, но и по смыслу, так как и понятие кресения (воскрешения, оживления), и понятие крещения связано с водно-огненной купелью, в которую погружают человека, чтобы пройти обряд очищения. Это сейчас в таких праздниках как Крещение, Масленица, как правило, происходит обращение только к одной стихии, но даже в словах купаться и топить соединены одновременно образы двух начал воды и огня. (Топить в воде что-то и топить дровами печь. Купаться в воде. Кипеть может вода, но без огня это сделать сложно, только в том случае, если жару достаточно).

Во всех традициях существеут понятие тайного языка и одним из способов рашифровки был способ прочитать слово наоборот. Если же прочитать слово кум наоборот, то образуется мук— — корень таких слов как мука, мучение. Именно кум и кума проходили вместе со своим крестником те муки, которые выпадали на его долю. Они способствовали духовному очищению своего крестника. Те же вещи, которые приносили кум с кумой, способствовали его физической чистоте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42