Женские народные обряды

Первые инициации. Пестушки и ладушки.

С самого момента своего рождения ребенок усваивает основы того мировоззрения, которого придерживаются окружающие его люди: мама, папа, бабушка, дедушка, соседи. Через некоторое время наступала проверка того, как ребенок усвоил приобретенные им знания. Такие экзамены-инициации устраивались в течение всех переходных периодов взросления ребенка.

Родившееся дитя около года лежит спелёнутым в своей колыбельки. Оно двигается очень мало. Основным воспринимающим органов являются его ушки. А в доме, как правило, находятся его старшие братья, сестра и старики, присматривающие за ними, которые по вечерам рассказывают сказки, загадывают загадки, задают всякие разные вопросы. Дитя это все впитывает и через некоторое время ему предстоит держать экзамен на свойство среди своих.

Знания очевидностей того мира, в котором жил ребенок, впитывались им в несколько этапов. Сначала все это происходит на бессловесном уровне. Это период, когда ребенок познает свое тело и учится им владеть. В первые годы своей жизни дитё познает мир телом, оно как бы осваивает сам образ человека, который избрало для будущей жизни. Ребенок одновременно осваивает свое тело и в то же самое время телом осваивает мир, стукаясь, ударяясь, падая.

Загадки-задания, которы­ми проверяется тело в этот период, отражены в детских пестушках. потешках, ладушках. Это разнообразные пестушки, потешки и приба­утки, цель которых обучить и проверить, как ребенок владеет своим телом. Например, рассказывая про Сороку-белобоку, младенцу поочередно загибают и разгибают пальчики, так что он начина­ет их узнавать и использовать осознанно.

Когда ребенка учат ходить, задают вопрос:
— Ножки, ножки, куда вы бежите?
— В лесок по мошок, избушку мшить, чтобы не холодно жить.

Или ребенку приговаривают, поглаживая его тело:
Мешу, мешу тесто,
Есть в печке место
Пеку, пеку каравай,
Головоньку (шейку, плечики…) валяй, валяй.

Пока проговаривают это присловье каждую часть тела, о которой идет речь, обминают и проминают, и так повторяется до тех пор, пока каждая часть тела не будет промассирована.

То же самое относится и ко всем известным ладушкам, которые, если их выполнить со всеми полагающимися движени­ями рук ребенка, являются великолепным оздоровительным комплексом для ребенка.

Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
С этим братцем в лем пошел
И копеечку нашел.

Проснувшегося ребенка, когда он поятгивается, гладят по животику и приговаривают:

Потягунюшки, порастунюшки!
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

И во всех этих присказках на движения прослеживается один и тот же принцип урок (задание) или вопрос обучение или проверка усво­енного. С одной сторны, ребенок познает свое тело, с другой стороны, ребенок познает уклад жизни, в котором ему предстоит жить, т.к. взрослые во всех этих приговорках описывают бытовые реалии.

Заканчивается первый этап с признанием за ребенком пола и первым постригом-посвящением в девочки или в мальчики. В традиционной культуре это происходило приблизительно в два-три года, иногда и значительно позже. Можно считать, что этот обряд закреплял за ребенком статус человека, т.е. ребенок признавался человеком в своем сообществе, т.к. приходит он в этот мир Богом или Ангелом и в течение первых месяцев своей жизни человеком он не признавался. Окончательное признание пола произойдет чуть попозже, к тому моменту, когда ребенок будет способен к трудовой деятельности. Теперь задача ребенка стать сво­им. Этому посвящен следующий возрастной этап, длящейся до семи лет.

Итак, основным занятием ребенка этого периода было познание своего тела и узнавание того мира, в который он пришел.

Девичьи святочные гадания

В культуре наших предков все шло параллельно: рождался, рос и постигал первые азы ребенок, впитывал в себя знания этого мира; девушки и парни готовились к вступлению в брак; старшие женщины передавали молодухам (так назывались женщины в течение первого года замужества) знания и делились с ними своим опытом; старшие женщины готовились к уходу.

Январь – время гаданий. И особенно активно гадали девушки, т.к. хотели узнать о своей доле. 17 января — последние святочные гадания, т.к. 19 января Крещение, а после Крещения и до Масленицы наступает пора свадеб. В этот день девушки, желая узнать свою судьбу на предстоящий год, выходят вечером на двор примечать звезды. Старшая и почетная девушка выхо­дила вперед с пирогом, а другие подле нее скороговор­кою причитывали:

Ай, звезды, звезды,
Звездочки!
Все вы, звезды,
Одной матушки,
Белорумяны вы
и дородливы.
Засылайте сватей
По миру крещеному;
Состряпайте свадебку
Для мира крещеного.
Для пира гостиного,
Для красной девицы,
Свет-родимой
Анны Ивановны.

Когда же увидят, что впереди Девичьи зори (линия звезд по Млечному Пути), тогда с горем отходили, так как по преданию Девичьи зори предвещали еще год девичьей жизни. Я привожу здесь только один пример святочных девичьих гаданий, т.к. он имеет четко выраженную связь с природой, в данном случае со звездами и что еще наиболее важно, этот обряд имел календарную закрепленность. Каждая девушка знала, что в этот день она может обратиться к небесным светилам и испросить у них свою судьбу.

Всеобщее осмеяние

Ко времени Нового года и Рождества приурочивалось такое обрядовое действие как словесный поединок, происходивший между парнями и девушками. Эта словесная перебранка давала возможность выплеснуть все обиды, накопившиеся в течение года. Действие это было публичным и обязательно приурочивалось к празднику. Это обряд очищения, избавление от ошибок, накопившихся за год. Эта же тема относится и к прощенному воскресенью, когда все просят друг у друга прощения.

Девушки и парни переругивались, насмехаясь над недостатками друг друга. Такие перебранки могли происходить как между жителями одного села, так и между жителями соседних сел. Во время этого обряда упоминались не только девушки и парни, но и женщины, мужчины. Вот примеры того, как жители одного села могли описывать внешность девушек из другого села:

курносые, кривоногие, клешоногие, бледные, без румянца, косые и босые, как вороны, как совоньки;

другие характеристики девушек:
с байструками (незаконорожденными детьми), череватые (беременные), неверные, девки-лентяйки,

внеш­ность парней:
сопливые, с червями в носу, пар­шивые, горбатые;

Основными темами взаимной перебранки между девушками и пар­нями являлись следующие: обсуждение их внешности, споры о том, у кого из них больше правды, высмеивание пищи, напитков, одежды, умения работать.

Подобные обряды имели четкую календарную закрепленность в традиционной культуре. Такие действа способствовали снятию страха, в то же время посредством этих действий прививалось понятие стыда как девушкам, так и парням. Проблемам избавления от страха и снятию сексульных запертов способствовали целовальные обряды, которые совершались прилюдно.

Было на Руси выражение: улещать девку, что сейчас понимается как обольстить, обмануть. Но если вспомнить выражение дать леща, т.е. шлепка, то и выражение улещать девку или парня можно рассмотреть в ином свете. Улещать – пороть лещиной-хворостиной публично на каком-либо празднике за совершенную провинность. А публичная порка характерна для традиционной культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42