Женские народные обряды

2.Признание пола девочки / 15 февраля – Сретенье. Зима с летом встречаются

Состояние природы
Слово февраль или февруарий, обозначающее очистительный, пришло из Византии. Месяц февраль (фебруариус) назван в честь бога Фебруо.
На Руси этот месяц раньше имел ряд других названий: снеженьпо обилию пышных и снежных сугробов; крутеньза бураны, вью­ги, поземки да метели; сечень, так как он предтеча весны зиму пересекает. Также слово сечень соотносится с понятием сечения деревьев, в связи с тем, что именно в этот период получают самую хорошую древесину, так как в деревьях меньше всего сока.
Так как в феврале морозы чередуются с потеплениями, февраль еще прозвали лютень и бокогрей – месяц, скотинке бока греющий.

17 февраляНиколай студеный. Редкий год на Руси в этот день не было морозов. Никола студеный волчий сват, маковый закат. Наступает время звериных свадеб. Отсюда и прозвище Николы волчьим сватом. Лисы ударяются в пляс, друг пе­ред другом жеманятся, начинаются весенние игры у зайцев, происходят драки среди волков. Русский народ также продолжал в это время играть свадьбы, если время не выпадало на Велкий Пост.

Февраль – время начала перемен и обновлений. Время от времени ощущается свежий весенний запах пробуждающейся природы! Природа начинает обновляться, очищаться и принимать новый облик. Отсюда в этом месяце такое обилие очистительных обрядов – идет подготовка к встрече весны.

На Онисима-овчарника (28 февраля) зима становится безрогой.
Зима с весной борются: «Кому идти вперед, а кому вспять повернуть».

Картина мира

29 февраля – день Касьяна немилостивого. Касьян-завистник, Касьян-злопамятный, Касьян-скупой, Касьян-немило­сердный, Касьян-корыстник, Касьян-остудный. Касьян на что ни взглянетвсе вянет.
Один раз в четыре года бывает високосный год, в течение которого можно было ожидать всяких неприятностей и бед: неурожая, болезней, падежа скота, засухи, семейных раздоров, войн.
Так как раньше Новый год отмечали 1 марта, то 29 февраля является очень насыщенным днем. То есть это канун Нового года до 1492 г. День соотносимый со временем Святок, которому присуща хаотичность, стихийность, опасность, то есть все признаки перехода от старого мира к новому миру. Отсюда столько предостерегающих примет. Граница празднования Нового года 1 марта сохранилась в дне Св. Касьяна. Это как в Святки переход от Святых вечеров к Страшным вечерам через Васильев вечер.
29 февраля советуют даже из дома не выходить, особенно опасно выходить до солнечного восхода. Лучше всего спать до обеда, чтобы проспать опасное время.

Быт

В феврале большое количество дней посвящено подготовке различных орудий труда к предстоящему сельско-хозяйственному сезону, также проводится большое количество очистительных обрядов, связанных со скотиной. Проведение и благополучное исполнение всех обрядовых и установленных действий в феврале, позволят в летом и осенью иметь хороший урожай и благополучно пережить следующую зиму.

Например, 14 февраля в день святого Трифона – покровителя и охранителя полей и садов от всяких гадов, червей, насекомых, пособника в земледелии — заговаривали мышей. Считали, что только в этот день можно заклинать губителей скирдов и стогов – мышей, но совсем искоренить их нельзя; совершали обход полей с молебном, после которого черви на полях исчезали. Таким образом, проводили очистительные обряды. Также Св. Трифон — покровитель домашних птиц. В этот день закармливали домашних птиц.

А 18 февраля в день святой мученицы Агафьи по народному поверью пробегает по селам заморенная коровья смерть. На Агафью коровья смерть ходит. И только одно опахиванье – очистительный обряд помогал изгнать возможные несчастья. В этот день рассказывали сказку: «Крошечка-ховрошечка», таким образом задабривая коровью заступницу и договариваясь с ней о сохранении коровушек-кормилиц.

А так как наступало время отёла, то в этот день особую заботу проявляли телятницы о благополучном исходе отела коров.

21 февраля в день Захария Серповидца, которого прозвали так потому, что он в одном из пророческих откровений видел свиток, летающий по воздуху, изогнутый наподобие огромного серпа. Такое соотнесение в сознании крестьян свитка с образом серпа закрепило за этим днем подготовку и осматривание серпов для предстоящих летних работ. Захарию молятся бабы-жницы. В этот день они кропят серпы крещенской водой. Говорили: «Не обережешь вовремя кривого серпа не нажнешь в поле и снопа». В этот день готовили сельско-хозяйственный инвентарь к новому сезону полевых работ.

На Онисима (28 февраля) овчары оклика­ют звезды, чтобы овцы ягнились. Был и такой обычай: собирать в амбарах разные семена, выставлять их на три утренние зори на мороз и откладывать их к посе­ву. В этот день женщины отбирали первый моток, лучший из всей пряжи, и выставляли его на утреннюю зо­рю, они были уверены, что вся пряжа будет бела, чиста и крепка. Этот обычай называли: зорнить пряжу.

Обряд посвящения в пол

Обряд пострига был посвящен наделению ребенка признаками пола. Для этого ребенка сажали на или рядом с предметом, символизирующим женскую или мужскую сферу жизнедеятельности (для девочек веретено, прялка, чесальный гребень, пряжа; для мальчиков конь, топор, борона, сабля, различные мужские инструменты); заплетение косы или пострижение волос девочке; пострижение волос мальчику и переодевание их в одежду, соответствующую их полу (девочка впервые надевала юбку, а иногда платок, мальчик штаны или шапку). Заканчивался обряд посвящения обязательным угощением участников обряда, что означало закрепление перераспределения доли, так как в общине появились новые ее члены.

Основной смысл обряда заключался в том, чтобы утвердить с помощью культурных образцов по­ловую принадлежность ребенка. В некоторых местных обычаях девочке прокалывали уши и вдевали серьги, что символизировало появле­ние сверхслуха, например способности слы­шать звуки сакральных инструментов. Также помимо того, что девочке прокололи ушки, ей еще вдевали гусиные пушки, что означало переход в птичий возраст.

Обрядовые действия, совершаемые после крещения младенца, направлены были на то, чтобы постепенно открывать те органы ребенка, которые имеют решающее значение для его ориентации во внешнем мире: глаза, уши, язык.

Особое внимание уделялось развязыванию языка и ума. Среди многочисленных запретов, окружавших первые годы жизни ребенка, одним из наиболее распространен­ных и устойчивых был запрет стричь волосы (и обрезать ногти) в течение первого года жизни. Объяснялось это тем, что можно отрезать язык, и ребенок долго не будет говорить. С другой стороны этот запрет можно рассматривать и как совершенно бесполезное действие, т.к. до года ребенок являлся «недочеловеком», а примерно до 7-9 лет (в каждой конкретной традиции своя возрастная граница) ребенок не являлся полноправным членом общины, т.к. не сдал экзамен на свойство и не стал полноценным работником.

Вместе с тем обрезание волос является очередным действием по отделению ребенка от природы и включению его в культуру. Новый статус закрепляется приобретением таких вещей как пояс и крест. С этого момента ре­бенок начинает отвечать основным признакам, присущим человеку, в том числе и признаку принадлежности к определенному полу. (Длинные, косматые, нестриженные, волосы – отличительный признак домовых, леших, русалок. Недаром замужняя женщина могла ходить с распущенными и непокрытыми волосами только перед своим мужем).

5-7 лет — это время, когда ребенок начинает проявлять интерес к своему полу, что отражается и в характере игр, выборе партнеров. С другой стороны, именно по­ловая принадлежность может рассматриваться как признак появления ума у детей.

В возрасте от трех до семи лет происходило посвящение девочки в пряхи: в торжественной об­становке она выпрядала первую нить, которую затем сжигали, а образовавшуюся золу девочка должна была проглотить, чтобы быть хорошей пряхой.

Выпрядение нити имело, вероятно, и более глубокий смысл, указание на продолжительность собственного века, т.е. собственной жизни.

В некоторых местах появление ума определяется по способности ребенка развязать пуповину, завязанную матерью при его рождении. Пуповину обре­зали на предмете, относящемся к мужской и женской сферам деятельности. И обязательно пуповину отрезали на определенном расстоянии, например, на расстоянии в три пальца от тела для того, чтобы не было отклонений в сексуальных способностях к тому моменту, когда ребенок станет взрослым. Объяснялось это тем, что если пуповину отрезать ближе, то у мальчиков половой член будет слишком короткий, а девочка будет слишком похотливой. Таким образом, обряд развязывания ума был также связан с развязыванием сексуальной силы.

Интересен тот факт, что календарно был закреплен обряд посвящения в пол мальчиков, он приурочивался к 14 сентября (а по старому стилю 1 сентября) и имел название: сажание на коня. Что касается девочек, то такой факт календарного закрепления этого обряда автору не известен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42