Детская календарная обрядность

«Мороз, мороз, через тын перерос,

Бабу снежную принес.

Баба, нос крючком,

Получай снега ком!»

После чего разрушали снежную бабу снежками. Сами сделали, сами разрушили. В XIX в. в дворянской среде самими детьми был сотворен собственный обряд, который получил название «крушение елки». (Здесь можно вспомнить хорошо известного «Щелкунчика» и сцену, когда дети оказываются у елки). «В конце праздника наступала психологическая разрядка. Доведенные до крайне восторженного состояния дети получали елку в свое полное распоряжение: они срывали с нее сласти и игрушки, разрушали, ломали и полностью уничтожали дерево (откуда и произошли выражения: «грабить елку», «рушить елку», «щипать елку»). <…> разрушение елки имело для детей психотерапевтическое значение разрядки после пережитого ими долгого периода напряжения и ожидания. В тех случаях, когда такой разрядки не было, праздник часто заканчивался разочарованием, слезами, скандалами, долго не проходившим возбуждением»6.

31 декабря

Время Новолетья

Когда вся семья собиралась вместе за столом, то прежде, чем сказать слова, посвященные прошедшему году, дети лезли под стол и по солнцу спутывали, связывали ножки стола лыковой веревкой. Таким образом, дети соединяли семью на весь будущий год, чтобы не рассталась семья в течение года, не разлучила семью беда неминучая. Стол пришел, всех вокруг собрал.

1 января

Новый год

Под Новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка. Получить же деньги в этот день считалось очень удачным, так как это предвещало прибыль в новом году. Даже дети на том же основании не давали взаймы костыг и бабок – игровых эквивалентов денег.

Изгнание старого – встреча нового

Перед полночью собирались в избе старые и молодые. Один из парней или молодых мужиков наряжался стариком, надевал старую, оборванную одежду, другойобычно подросток или мальчик — надевал красную рубашку, специально приготовленную для этого случая белую шапку с кисточками и обшитую галунами. «Старик» символизировал уходящий год. Он садился на стул посредине избы. Ровно в полночь в избу радостно вбегал мальчишка, символизировавший собой, Новый год, сталкивал со стула своего предшественника и садился на его место. Старый год при общих криках, насмешках, погоняемый веником, выталкивался вон из избы. Все поздравляли друг друга с Новым годом и желали каждо­му здоровья и добра. Дети, приплясывая, выкрикивали:

«Новый год пришел,

Старый угнал,

Себя показал!

Ходи, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!»

Посевание

Рано утром в Новый год и Рождество маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик бросал зерна разных культур в Красный угол. Этот обряд был направлен на обеспечение урожая в предстоящем году.

«Сею-вею, подсеваю,

С Новым годом поздравляю!

Со скотом, с животом,

С малым детушкам,

С малолетушкам!

Сколь на кусточке веточек,

Столь бы у вас было детушек!

С Новым годом, хозяин с хозяюшкой!»

Мальчики, будущие мужчины, таким образом «оплодотворяли» землю, дома на предстоящий год. То есть они творили образ будущего богатства и прибавления, тем самым постигая в подобной обрядовой форме свою мужскую функцию. С самого раннего детства детей приобщали к тому, что основа жизни – это продолжение рода. Именно поэтому крестьяне так заботились о летнем урожае зимой.

4 января

День святой Анастасии-узоразрешительницы

В этот день зыбочку готовили для ребеночка. Заботливый отец да рачительный хозяин семейства по бокам зыбочки обереги выдалбливал в виде солнышка ласкового. Светлое радостное молодое солнышко будет оберегать своими лучиками маленькое дитя, освещать его жизненный путь.

Детская колыбель – первый дом человека. И колыбель, как и дом, заселялась не ребенком, в первую очередь, а, например, кошкой, чтобы было кому этот дом обжить7.

Основной особенностью колыбели является ее подвешенность. Даже когда зыбку с младенцем брали с собой в поле или в лес, то и в этом случае она подвешивалась. Было даже такое выражение: «Детей на березе ростить», то есть брать детей в поле, и подвешивать люльки на березах.

Здесь, вероятнее всего, следует говорить о том, что качание дает возможность ребенку почувствовать состояние, подобное состоянию в утробе матери. Делалось это для того, чтобы обживание ребенком этого мира было менее болезненным.

Качание, колыхание колыбели соотносится с качанием и колыханием на водах, то есть это дает ощущения океанического покачивания на волнах. Помимо того, что воды окружают околоплодное яйцо плода в утробе матери, сам момент зачатия соотносится с состоянием яйца между овуляцией и оплодотворением. В психопатологической практике встречаются указания на факт привязанности души зародыша к душе матери и к ее яичнику, и такая связь, возникающая в момент оплодотворения, воспринимается как травматический шок, не говоря уже о самом акте рождения. Недаром мать должна прикоснуться к водной стихии перед тем, как пойти рожать, чтобы ребенку легче было легче втечь в этот мир. Поэтому перед родами женщины нередко мыли пол, тем самым и путь для ребенка в этом мире очищая.

Приметы

Нельзя ничего вешать над колыбелью – ребенок не уснет.

Ребенок только начинает вживаться в этот мир для того, чтобы этот процесс происходил легче, должно было быть как можно меньше отвлекающих факторов. Висящие предметы отвлекают от процесса засыпания. Ведь для того, чтобы заснуть, ребенку, как и любому другому человеку, нужны силы. Висящий над колыбелью предмет ребенок обязательно приметит и станет его изучать и пока не изучит — не успокоится.

Нельзя качать колыбель, когда в ней нет ребенка, иначе ребенок умрет. Нельзя качать пустую колыбель, иначе ребенок не уснет или у женщины вскоре родится еще один ребенок. Если женщина будет качать пустую колыбель, то у нее родится двойня.

В каком состоянии могла женщина качать пустую колыбель? В состоянии тоски по умершему ребенку. Призывая тем самым душу другого ребенка. «Свято место пусто не бывает». Пустое место обязательно должно быть заполнено. Если качать пустую колыбель, значит, совершать действие, направленное на младенца, конкретно на его убаюкивание. Качать пустую колыбель — это означает творить образ того, кого не достает в колыбели, то есть младенца.

Уходя из избы, в которой остается младенец в люльке, нужно под нее положить веник, а в нее ножницы. Это нужно сделать для того, чтобы ребенка не украла нечистая сила, которая в присутствии матери не может сделать этого.

Веник — место обитания домового, и если под люльку положить веник, то домовой, который живет в венике, будет защищать ребенка. Также веником метут пол, поэтому веник, положенный под люльку обозначает, что если кто-то непрошеный подойдет к младенцу, то он может быть выметен.

С очепа (жерди), на котором висит колыбель, нельзя снимать кору и не счищают все сучки, иначе они по гладкому, как по маслу поползут.

Чистый и гладкий очеп ассоциируется со свободными родовыми путями.

Чтобы ребенок вырос работящим, для мальчика под люльку кладут топор, а для девочки — ножницы.

Топор – это инструмент, которым пользовался мужчина, ножницами пользовалась женщина. Вот и творили «с пеленок» образ трудолюбивых людей, приобщая ребенка к той сфере деятельности, в которой ему потом предстоит трудиться.

7 января

Рождество

Дети с бабушками и дедушками ходили в церковь. Зажигали свечки во здравие своих близких, обращались к Матушке Пресвятой Богородице послать полный короб сил бабушке и дедушке. Образ матушки Богородицы ближе и доступнее русскому крестьянину. К отцу страшно обращаться, больно он суров и грозен. Вот и обращались к матушке-заступнице, чтобы она замолвила словечко перед батюшкой. Богородица – рожающая Бога. Отсюда к матери отношение как к Богине, рожающей Бога, и к земле плодоносящей и кормящей.

Колядование

Дети выкрикивали, призывая коляду:

«Дедка свинушку убил,

Свинку сереньку,

Спинку пегеньку:

Ай да Божья Коляда,

Прилетай к нам с высока,

Один раз в годок,

Полюбуйся часок!»

Так дети приглашали Богов на причащение вместе с людьми свининкой, солнечным символом.

Когда дети колядовали, стоя под окнами своих соседей, они пели:

«Дай тебе, господи,

На поле природ,

На гумне примолот,

Квашни гущина,

На столе спорина,

Сметаны ти толсты,

Коровы ти дойны!»

Пропевая благопожелания в каждом новом доме, дети каждое пожелание отзванивалось колокольчиком. Звон колокольчиков связан с обрядом очищения. Во многих славянских традициях люди умывались у источников под колокольный звон, чтобы быть здоровыми. А также звон колокольчика связан с культом предков – звуки колокола могут разбудить предков и донести до них весть о празднике. Колокольный звон, вливаясь в душу, оживляет ее.

Обход деревни

Если дети, делая в Рождественскую Коляду обход деревни, не заходили в какой-то дом, то в течение очень быстрого времени, жители этого дома должны были покинуть деревню, так как в противном случае круг не мог быть замкнутым, что могло навлечь беды на всю деревню в течение последующего года. Здесь очень важна замкнутость круга, символизировавшего собой жизненный круг, природный цикл. Дети вершили выбор, и старшие прислушивались к выбору младших. А душевное равновесие настолько важно, что поведение детей прочитывалось как знак к совершению последующих действий по обустройству общины. Причем надо заметить, что происходило это в самом начале года и на целый год было определено, с кем жить в деревне и кто войдет в долю общины. И такой важный выбор совершали дети.

7-18 января

Святки

Со Святок, а особенно с 21 января начинается время рассказывания сказок и длится в течение месяца. «Мели Емеля, твоя неделя».

Это действие, подобно загадыванию загадок, носило ритуальный характер. Существовал запрет на рассказывание сказок летом и в дневное время. Именно в этот период происходит передача знания молодому поколению. В волшебных сказках мы видим, как герой осуществляет свою мечту, а в бытовых нам представлены образцы поведения наиболее часто встречаемые в обществе.

Сказитель – творец, он творит мир и открывает путь к достижению мечты. Рассказывание сказок, пропевание или произнесение обрядовых текстов являет собой магическое воздействие на окружающий мир, так как в сказках заложены представления об устройстве мира. В сказках все что говорится, то и делается. Когда-то два понятия слово и дело обозначались одним и тем же языковым элементом «де». «Он де Богу не молился», «Он мол Богу не молился». В чем же заключается их подобие? Де происходит от формы дети, что равнозначно говорить: дети=деяти=действовать=делать=говорить.

Мол=молва=молитва=разговор. В просторечье частицы «де» и «мол» можно заменить словом «говорят»: «Богу, говорят, он не молился». То есть слова «делать» и «молвить» когда-то были равнозначными словами. Но с течением времени произошел процесс расподобления, разделения и размежевания этих понятий. Сказано=сделано! То, что сказано, высказано, будет сделано, то есть явлено в действии.

В сказках все что говорится, то и делается. Многие герои сказок общаются с миром напрямую – заключил договор и получил от мира то, что пожелал. Недаром эта присказка «сказано-сделано» так часто употребляется в сказках, а с другой стороны: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается!» Потому и не скоро, ведь для того, чтобы получить то, что хочешь именно ты, нужно проделать весь тот путь, который описан в сказке. Но дело в том, что образ мира и картина мира современного человека очень сильно изменились по сравнению с крестьянскими. Поэтому большинство сказочных образов и действий непонятно современному человеку. Прежде, чем увидеть, что в сказке представлен образ того, как достигнуть желаемого, современному человеку нужно проникнуть в суть мировоззрения крестьянина и расшифровать сказочные символы.

Благодаря наличию таких «сказочных недель» мы можем видеть, что не прерывается связь между поколениями. С одной стороны, младшие помогают обустраивать место для игр ребятам постарше, с другой стороны, они внимают по вечерам старикам и познают законы мироустройства.

К этому времени приурочено загадывание детям загадок: о солнце, небе, звездах:

«Синенька шубенка

Покрыла весь мир» (Небо)

«Красная девушка

По небу ходит» (Солнце)

«Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут;

Я все терплю

И всем добром плачу» (Земля)

Загадывая подобные загадки, старшие проверяли ребятишек на знание законов мироустройства. И если ребенок был в состоянии ответить на загадки, значит, он был готов к переходу на следующую ступень посвящения.

К этому времени были приурочены домашние игры «Золото хоронить» и «Колечко». Вариант игры «Колечко» существует в детской среде и по сей день.

В игровой форме медленно и постепенно происходит подготовка как девочек, так и мальчиков к сексуальной жизни. «Колечко» и «золото» – символы и иносказательные имена женских половых органов. И приуроченность этих игр к Святкам не случайна.

«Колечко»

«Веревку продевают в кольцо, концы ее связывают вместе и становятся в круг, держась руками за эту веревку. Один из иг­рающих становится в середину круга и по движению рук игроков старается заметить, где находится кольцо.

Все играющие при этом обыкновенно делают вид, перебирая руками, что они как будто передвигают кольцо с места на место, тем самым стараясь ввести в обман наблюдающего из середины круга. Если ему удается верно заметить место передвижения кольца, тогда он быстро бросается в эту сторону и просит тотчас же снять руки, а в иных вариантах игры ударяет при этом по рукам своей рукой. У кого под рукой найдет кольцо, тот и дол­жен идти в круг и отыскивать его. Если же отыскивавший не нашел кольца, то продолжает это делать до тех пор, пока, на­конец, не отыщет».

Кольцо – символ женского лона. Если кольцо находится у тебя в руках, значит, ты являешься его обладателем, следовательно, ты являешься обладателем той женщины, которой колечко принадлежит. Ведь недаром молодые люди обручаясь, обменивались кольцами. Они становились сужеными друг для друга, то есть сужались один до другого. В игре «Колечко» основная задача стоящих в кругу перемещать колечко, а основная задача воды – побыстрее обнаружить это кольцо. Тогда получается, что колечко переходит из одних рук в другие руки, что символизирует собой переход женщины от одного мужчины к другому мужчине (ту же ситуацию можно рассматривать и по отношению к мужчине, переход его от одной женщины к другой, ведь в этой игре играют не только мальчики, но и девочки). Если учесть, что в этой игре сохранены отголоски полигамных отношений, то основной задачей играющих становится – проработка ревности и собственничества. Девочка (будущая женщина) проигрывает и таким образом прорабатывает ревность по отношению к нравящемуся ей мальчику (будущему мужчине). Мальчик в свою очередь прорабатывает ревность по отношению к нравящейся ему девочке. По большей части эта игра направлена на проработку проблем, связанных с ревностью и собственничеством у мальчиков. Потому что последнее тысячелетие происходит постоянное внушение того, что женщина моногамна, а мужчина полигамен. Таким образом, если твоя цель обладать именно этой женщиной, то тебе не должно быть дела до того, с кем она была, помимо тебя, и если вода быстро отгадывает, где находится колечко, значит, он не теряет свою цель и получает желаемое. Если же вода в течение долгого времени не может угадать, где находится колечко, значит его что-то беспокоит, значит эта ситуация для него болезненна. Замечу, что подобные игры могли сопровождаться всевозможными охальными шуточками, которые также способствовали выведению человека из себя. Благодаря тому, что в подобные игры играли часто, эту проблему можно было отработать, а таким образом научиться видеть свою цель и не давать другим ее подменить. Также можно было закрепить определенный образец поведения, ведь жизнь еще только начинается и не раз придется столкнуться с проблемой ревности или собственничества по отношению мужа к жене или жены к мужу. Вот и получали дети благодаря этой игре образец поведения, который позволял быстро вернуться к потерянной цели. А основная цель заключалась в том, чтобы жить в радостном и благостном состоянии, а не в состоянии вечного недовольства и «разноса», разрушая свою же семью. Если цель ревновать, то это твой выбор, если цель находиться в радостном состоянии и жить в семье, то необходимо научиться справляться с такой проблемой как ревность.

Игра «Колечко» относится к обряду обучающих игр.

«Хоронение золота»

«Девушки садятся или становятся в кружок; одна из них берет кольцо, передает его какой-нибудь из подруг (тайком) и поет:

«И я золото хороню, хороню,

Чисто серебро хороню, хороню.

Я у батюшки в терему, в терему,

Я у матушки во высоком, во высоком.

Гадай, гадай, девица,

Отгадай, красавица,

В коей руке былица,

Змеиная крылица».

По окончании песни одна из девушек ищет кольцо, а остальные незаметно передают его друг другу и поют:

«Пал, пал перстень

В калину, в малину,

В черную смородину.

Гадай, гадай, девица,

Отгадывай, красавица красная,

В коей руке былица,

Змеиная крылица».

Отыскивающая кольцо поет:

«И я рада бы гадала,

И я рада бы отгадывала,

Кабы знала, кабы ведала,

Через поле идучи,

Русу косу плетучи,

Шелком перевиваючи,

Златом приплетаючи.

Ox вы, девушки,

Подруженьки,

Вы скажите, не утаите,

Мое золото отдайте.

Меня мати хочет бити,

По три утра, по четыре,

По три прута золотые,

Четвертым жемчужным».

Ей отвечают:

«Гадай, гадай, девица,

Отгадывай, красная».

Если она не нашла, поют:

«Пал, пал перстень

В калину, в малину,

В черную смородину,

Очутился перстень

Да у боярина, да у молодого,

На правой ручке,

На малом мизинце.

Девушка гадала,

Да не отгадала,

Его съела рыба,

Еще соли солонку.

Наше золото пропало,

Да и порохом запало,

Да и мохом заросло,

Прозаиндевело, призаплесневело».

Девушка, у которой нашлось кольцо, передает его нашедшей, а сама становится в круг».

Благодаря этой игре девушки очень многое узнавали про себя самих же и друг про друга. Эта игра направлена на проработку четырех основных страхов:

  1. Страх потерять девственность.

  2. Страх наказания за потерю девственности, если это сделано раньше, чем следует по законам того сообщества, в котором живешь.

  3. Страх остаться старой девой.

  4. Страх остаться ребенком, то есть остаться в подчиненном состоянии и жить всю жизнь при родителях. (В связи с этим может возникнуть всепоглощающая цель: побыстрее стать старшей в семье).

Учитывая тот факт, что песенки-то все очень даже охальные, девушка могла застесняться, застыдиться, а следовательно, вылететь из себя. На физическом уровне это могло быть выражено в покраснении щек, скованности движений, потупленных глазах и т.д. Если засмущавшаяся девушка находилась среди тех, кто колечко прятал, следовательно, у нее колечко можно было найти быстрее всего, так как она теряла цель игры – прятать кольцо – и влетала в состояние вины или стыда. (Ведь вор сам себя выдает. На воре и шапка горит). А девушка, чувствовавшая за собой вину за совершенной проступок, благодаря подобной игре, училась свои страхи прорабатывать. Не вечно же виноватой ходить! И когда у девушки кольцо находили, то она в круг становилась и песни, которые пели другие девушки, она, стоя в круге, соотносила со своими действиями и поступками. И пока она не приходила в себя, пока она не достигала цели, не находила кольца, девушки пели, не прекращая, таким образом у нее не оставалось другого выхода как прийти в себя и одержать победу, то есть проработать вину, стыд и страхи. Ведь даже если девственность и потеряна – это не должно приводить к ощущения постоянной вины и греха. Если девушка-водящая очень быстро находила кольцо, значит, девушка была сметливой, цель свою не теряла.

Ряженье – выпускание гаденышей

Дети принимали активное участие в обрядах ряженья. Святки — календарно закрепленный и узаконенный период, когда можно откровенно выпускать «маленького гадёныша» вне зависимости от того, сколько тебе лет: закидывать сани на крыши, заливать трубы водой и т.д. Гадёныш – это такой маленький бесик, живущий в каждом из нас, который очень хочет нагадить и чаще всего в очень неподходящее время!

Дети мастерили себе маски с изображением домашних животных и лесных зверей. Походив в такой маске в течение святок, дети отыгрывали и отрабатывали маленьких гаденышей, затаенных внутри, зверенышей, выпуская из себя таким образом агрессивность, гнев, ненависть, обиду, тоску, накопившиеся в течение года. В зависимости от того, маску какого зверя мастерил себе ребенок, можно было понять, какие у него проблемы. Безусловно, это имеет отношение как к детям, так и ко взрослым. В играх, шутках, прибаутках наши предки выпускали «зверя», накопившуюся агрессию.

Святочные игрища

В заключении святочных вечеров девушки угощали парней моченым горохом, который для этого собирали по домам маленькие дети.

Во время колядования, устраивавшегося детьми под Новый год, просили подать не только угощение, а и лучину, которую затем сжигали посреди деревни. В таком случае при обходе пели:

«Дайте лучинки

на Новый год,

Старым посидеть.

Малым поиграть,

Потешиться,

Поорешиться!

Кто не даст лучинки –

Тому сосновый гроб».

Собирали лучинку мальчишки 7-10 лет для освящения помещения, в котором проводились святочные игрища. Так мальчики не только приобщались к образу жизни старших подростков, ведь недалек тот день, когда они сами станут принимать участие в подобных игрищах, но и могли удовлетворить свое любопытство и в то же время похвастаться, что они готовили помещение для игр взрослых юношей и девушек. Дети на святочных игрищах могли выступать в роли наблюдателей: младший брат мог следить не только за общим ходом вечеринки, но и за тем, что происходило вокруг его взрослой сестры. Маленькие мальчишки и ребята-подростки занимали места на печи и полатях.

Девичье гадание

Нужно сесть напротив печки, лицом к челу, к задней стенке поставить зеркало, которое обязательно должно быть ручной работы. Потом на печку перед собой положить просфирочку и на нее свое кольцо (любое). Также нужно положить крест-накрест три щепочки от старой ели, чтобы они оказались между просфиркой и зеркалом и поджечь их. Все это нужно сделать в 12 часов ночи и обязательно в темной избе. После того, как щепочки загорятся, нужно приговорить:

«Ангелочки мои,

Забирайте колокольцы свои,

Чтоб не было худа,

Чтоб не было лиха,

Чтоб встретить милого,

Друга родного.

Покажите его.

Как видела,

Как знала,

Чтоб не узнала».

Когда в зеркале покажется суженый-ряженый, нужно зачураться. После этого лицо, парня забудешь, но когда встретишь его, то обязательно вспомнишь. Если же не успеешь зачураться и суженый-ряженый нанесет тебе какое-то увечье, то в будущем это грозит смертью девушке.

8 января

Бабьины каши

Деревенские ребятишки в этот день угождали бабушке-повитухе: дров наколют, воды принесут. Не дорого дело, дорога угода. А бабушка-повитуха угощала детишек вкусной кашкой, маслицем сдобренной, медком подслащенной. Вот и получалось, что стар и млад не порознь жили, а в мире, любви и согласии.

В этот день дарили бабушке-повитухе полотенце или кусок холста, который символизировал легкое вхождение в этот мир ребенка, чистый, светлый, гладкий путь. Ведь бабушке-повитухе еще не раз придется детишек на этот Белый свет принимать.

14 января

Васильев вечер

По старому стилю на этот день и выпадал Новый год. В этот день спускался на землю Бог плодородия – Овсень, которого Господь Батюшка посылал. Ехал Овсень на поросенке, а вслед за ним с рожками, с колокольчиками, рогатинами – ряженые в личинах. В этот день дети обходили дома и пели виноградья, обсыпая своих односельчан зерном.

«Мы расскажем, мы покажем!

Поросячьи ножки,

Пышки, лепешки

В печи сидят,

На нас глядят!

Поесть хотят!»

Девушкам-невестам ребятишки пели особенные благопожелания:

«Ты, хозяюшка, подай!

Ты, отрадушка, подай!

Подавай – не ломай!

Отломишь немножко –

Будет Ермошка.

Отломишь горбушку –

Будет Андрюшка.

А подашь середину –

Быть свадьбе!»

И для каждого односельчанина ребятишки находили свое благопожелание, свое приветствие. Девицам-невестам особенно приходилось стараться да угощать ребятишек, не дай Бог, чтоб замухрышку-муженька не припели.

После того, как детишки накапливали большое количество всевозможных угощений, они бежали в условленное место все это делить и угощаться. Это была хорошая возможность узнать характер и нрав своего дальнего соседа.

31 января

Афанасий-ломонос, береги нос.

Дети в избе перед топящейся печкой пели-приговаривали:

«Гори, гори, жарко,

Приедет Захарка

На сивой лошадке,

Жена на коровке,

Детки на телятках,

Слуги на собачках!»

Эту же припевку пели дети, когда играли в игру «Горелки».

Это заклинание-припевание происходит перед огнем. Печные врата и огонь – это символы перехода в другой мир. Вода и огонь – это плёнка, которая сквозь себя все пропускает и за которой в то же самое время ничего нет.

Заклинают дети, потому что их сознание свободно, образы не привязаны к определенным предметам. Дети видят незамутненные образы будущего, проговаривая которые, закладывают образ жизни на следующий год. Задача заключается в том, чтобы сохранить целостность и порядок семейного уклада в течение года, а через год заклинание творится вновь. Подобные действия способствовали сохранению миропорядка крестьянской общины.

«Захарка»

Среди крестьянских детей существовала игра под названием «Захарка», которая по наблюдению одного из собирателей, велась исключительно в лесных губерниях в длинные осенние или зимние вечера.

«Для этого детишки забираются в какую-нибудь пустую избу, берут с собой пук лучины. Зажигают его от светца, дают каждому по лучине и каждый, махая по воздуху, сначала горящей, а потом превратившейся в красной уголь, лучинкой приговаривает на распеве:

«Гори, гори ярко!

Приедет Захарко!

Сам на тележке,

Сама на кобыле,

Детки на санках,

В черных шапках!»

Или:

«Гори, гори ярко!

Приедет Захарко!

Сам на кобыле,

Сама на корове,

Дети на телятах,

Слуги на собаках!»

Эта детская игра была направлена на проработку страха смерти. Так как в эту игру начинали играть с осени, то получалось, что время проигрывания выпадало на время умирания и самое начало воскрешения солнца. Глубокая осень и зима – самые темные времена, когда солнце светит меньше всего и совершенно не греет. Ведь недаром детишки машут зажженными лучинами, заклиная солнце вновь прийти, согреть и осветить землю. Несмотря на то, что на земле царствует зима – ночь года – это не означает, что она будет вечной. Вслед за зимой придет теплая весна, и солнце вновь разольет свою живительную силу. Захарка – Огонь-Батюшка, огненное Солнце, которое дети заклинают вернуться. А если Солнце вернется и согреет землю, значит, Зима-Смерть отступит, и жизнь опять вступит в свои права. И бояться Зимы-Смерти совершенно не следует.

15 февраля

Сретенье

Наперекор Сретенской стуже ребятишки кликали весну:

«Нам зима-то надоела,

Хлеб и соль поела,

Руки-ноги познобила,

Скотинушку поморила,

И соломку подобрала,

И мякину подмела!»

Приваживали ребятишки Весну Красну. Да и время уже настало Зиме-Матушке свои владения покидать.

24 февраля

Власьев день

В этот день бабушка шла в хлев и от каждой скотинки отрезала по клочку шерсти. После чего из этой шерсти выплетала она обережные пояски и косицы на запястья внучкам. И получалось, что детишки оказывались под покровом и защитой самого Бога Велеса – скотьего бога. И каждый год бабушка повторяла этот обряд внове, чтобы перезаключить и подтвердить договор с Богом Велесом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11