Детская календарная обрядность

Весна Красна

Наши мудрые и наблюдательные прапрабабушки и прапрадедушки давно подметили, что мартовский воздух в сухие солнечные дни очень целебен. Дело в том, что в мартовском воздухе не содержится микробов, и он усиливает сгорание холестерина, отложение которого в стенках сосудов, приводит к атеросклерозу. Поэтому так ждали крестьяне прихода марта и весеннего дня равноденствия.

14 марта

Евдокия-плющиха

Во многих деревнях в этот день девушки и дети начинали кликать весну, для чего влезали на крыши строений или собирались на пригорках и выкрикивали веснянки:

«Благослови, мати.

Весну закликати.

Рано, рано,

Весну закликати.,

Рано, рано,

Зиму провожати.

Весну закликати.

Зиму провожати,

Благослови, боже,

На взгорочку сести,

Весну загукати,

Лётечко отмыкати.

Зиму замыкати».

Или:

«Солнышко-вёдрышко, Старую ягу,

Выгляни, красное. Бабу ли ягу

Из-за гор-горы! Ведьму-зиму?

Выгляни, солнышко, Как она, лютая,

До вешней поры! От весны ушла,

Видело ль ты, вёдрышко. От красной бегла,

Красную весну? В мешке стужу несла,

Встретило ли, красное. Холод на землю трясла,

Ты свою сестру? Сама оступилась,

Видело ли, солнышко, Под гору покатилась».

22 марта

Сороки

В этот день из Вырея (Рая) прилетает сорок разных птичек. На Сороки обычно пекли жаворонков, в большинстве слу­чаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине, или дети отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен голо­вастый был».

Так дети принимали активное участие в сотворение образа будущего урожая.

Иногда считалось обязательным начинать есть печенье-жаворонков с головы, с носа, чтобы не ссориться.

Дети бегали по пригоркам с выпеченным в виде птичек печеньем и кликали весну, пели веснянки:

«Весна красна!

Что ты нам принесла?

Красное летичко».

Выпекание различных печений – это принесение жертвы стихиям, их угощение, задабривание, заключение с ними договора. Большей частью выпекали печенье в виде «журавликов», которые должны были улететь в Ирий – к предкам, попросить у них защиты и помощи в весенней страде.

17 марта

Герасим-грачевник

В этот день Герасим-грачевник встречает птиц на родных просторах, и старики наказывали своим внукам бежать встречать грачиков. А кто первым встретит грачей, тому выпадет особая удача.

30 марта

Алексей — человек Божий

Взрослые способствовали приближению весны. Несмотря на то, что солнечные лучи согревают землю, крестьяне, со своей стороны, всячески приближали тепло. Для этого 1 марта приносили из леса сучья, которыми топили избы, чтобы весна была те­плая. Также грели весну, разжигая для этого специальные костры в этот день или на Благовещение (7 апреля).

Так и дети во всю способствуют таянию снегов, играя в игры, например:

«Родничок»

Дети становятся друг за другом по одну сто­рону весеннего ручья, обхватывают друг друга руками за пояс и поют:

«Разлился родничок,

Золотой рожок. У-ух!

Разлился ключевой,

Белый, снеговой, У-ух!

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам. У-ух!»

Спев песню, ребятишки боком перепрыгивают через ручей на другую сторону. При этом мешают друг другу, придерживают, стара­ясь столкнуть в воду. Кто из ребят коснется воды из игры выбывает. Таким образом дети не только содействовали таянию снегов, но и заключали договор со стихией воды и проходили обряд причащения вешней водой, искупавшись в ней. В сталкивании друг друга в воду прослеживаются отголоски ритуального весеннего омовения живой водой, целительной. Искупавшись в такой водице студеной, вряд ли заболеешь, следовательно, и смену сезонов перенесешь безболезненно.

В апреле бабушки обязательно выпроваживали своих внучат по земле босыми ножками побегать, чтобы свежий весенний дух в них вошел. Чтобы зимняя сонная мара с них сошла. И простуды тогда уходили, и леность исчезала, и веселости больше появлялось. А румянец-то как на детских щечках разыгрывался. Нередко в это время болезнь-притка хотела пристать к ребятенку и не давали болезни победу одержать, вовремя от нее защищались.

7 апреля

Благовещенье

Этот день также был связан с приветствием и встречей возвращающихся птиц из Вырея (Рая). В этот день встречали аистов и специально пекли лепешки в виде лап аиста. Дети выносили эти лепешки во двор, подбрасывали их и закликали аиста, обращаясь к нему с просьбой о хорошем урожае: «Аист, аист, на тебе лепешку, дай мне жита!». Затем эти лепешки раздавали всем членам семьи или только детям, иногда лепешки подбрасывали в гнезда аистам.

8 апреля

Собор Архангела Гавриила

Вслед за праздником Благовещенья празднуется собор Архангела Гавриила, который возвестил Марии о чудесном событии. Ведь святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме, сопровождая ее в жизненном пути.

В этот день Гавриил обходит все дома и собирает людские заветные просьбы, чтобы отнести их к Богу.

Дети поют за столом:

«Матерь Божия,

Архангел Гавриил!

Благословите! Благословите!

Нас урожаем благословите!

Овсом да рожью.

Ячменем, пшеницей

И всякого жита сторицей –

Одарите!»

9 апреля

Матрена-настовица, полурепница

В этот день старики отбирали семена для посадки реп и звали детишек, чтобы те выбирали семена для выращивания своей репки, чтобы не проглядели именно свою репку.

17 апреля

Иосиф-песнопевец

Дети, увидев летящих в родные края журавлей, вторя их голосам, приветствовали их:

«Ики, ики, ики, ики

Крики! Крики! Крики!

Икли, икли, икли —

Это журавли! Это журавли!»

В этот день журавль в первый раз крикнет. У крестьянок существовало поверье: чтобы спина не болела от полевых работ, надо, увидя в первый раз весною пролетающих журавлей, лечь на траву и семь раз перекувырнуться через голову или перевернуться с боку на бок, приговаривая:

«Журавель, журавель,

У тя шея колом,

А у мня спина колесом,

А не крюком».

Спина при полевых работах будет «пружинная».

«Курли, курли, курли,

Летят, летят журавли!

Курлы-си, курлы-си,

По Руси! По Руси!

Ты-латы, ты-латы,

С высоты! С высоты!

То-то-ты, то-то-ты,

Журавли идут в домы!»

Вотря голосам птиц, дети учатся как распознавать, так и подражать голосам птиц.

В эту пору с особенным удовольствием исполняли ребятишки известную песню «Журавель»:

«Повадился журавель, журавель

На бабьину конопель, конопель.

Припев: Такой, такой журавель,

Такой, такой зобастый,

Такой, такой носастый,

Такой, такой длинный

Конопельку щиплет.

Уж я же того журавля изловлю,

Сетью крылья обовью, обовью.

Такой, такой журавель…

Чтоб он больше не летал, не летал,

Конопельки не щипал, не щипал.

Такой, такой журавель…»

18 апреля

Федул-ветряник

Около этого дня появляются бабочки-крапивницы, оживают божьи коровки. Если божья коровка садилась на руку, то ребенок тихонько запевал, желая узнать о том, какая будет погода — ведро или ненастье:

«Божья коровка,

Улети вверх ловко.

Принеси нам с неба:

Хлебу замену,

Грибам перемену,

Ягодам рост,

Редьке длинный хвост.

Бабка-коровка, ветер или дождь?

Если ветер, то лети, если дождик – упади».

После этого ребенок легонько подталкивал рукой Божью коровку вверх.

Или:

«Божья коровка,

Полети на небко,

Там твои детки

Кушают котлетки,

Всем по одной,

А тебе ни одной».

Если божья коровка взлетала высоко, то это предвещало ведренную, солнечную погоду, если взлетала, но низко, то это предвещало дождик или ненастье. Или: если божья коровка полетит, то будет солнышко, если на месте останется – погода в ближайшие дни не изменится, если поползет — ненастье будет.

Также дети считают, сколько пятнышек на панцире у Божьей коровки, определяя, таким образом, сколько ей лет.

Каждый день весной ребенок встречал возвращающихся и просыпающихся птичек, пташек, зверей, насекомых, он приветствовал их, радовался им. Он наблюдал за ними и многому у них учился. Ведь можно смотреть на огонь и учиться у него, можно смотреть на воду и учиться у нее.

25 апреля

Комоедицы

В этот день пекли хозяйки пирожки-комы (кругляшки, комочки). Это обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя.

Детям в этот день тоже забот хватало: зная, как важно защитить от волка, медведя, от лютого зверя домашнюю скотинку, они бегали с веселыми крика­ми вокруг деревни, взывая:

«Волку с медведем пень да колода,

зайцу с лисицей горькая осина,

ворону с вороной камушек древесный!

Всей животинке

травка, муравка, зеленый лужок!»

Дети заклинали диких зверей, чтобы последние не видели во время пастьбы ни коровок, ни какой другой домашней животинки, а видели бы только пни да колоды.

Дети устраивали в честь медведя разнообразные игры. В одной из них они уверяли зверя:

«Дедушка медведушко,

горшок каши варим.

Тятеньке ложку,

Матушкес лутошку,

А тобеплошку!»

Но были и такие игры, в которых дети отваживались подразнить лесного хозяина:

«Дедушко медведушко,

горошек воруем!

Тятеньке горстку!

Маменькегорстку!

А тобе шелуху

На бородку!»

Праздник комоедиц получил свое название от названия пирожков – комов. Ели наши предки комы, отсюда и комоедицы. Таким образом приносили жертвоприношение Богу Велесу, одной из ипостасей которого является медведь. Чествовали в этот день мишку, который к этому времени уже во всю по лесам бродил в поисках себе пропитания. И чтобы не столкнуться с мишкой лишний раз в лесу, пирожками-комами его задабривали. Если мишка накормлен и получил свою долю, то у тебя ее не заберет, не отымет.

30 апреля

Зосима-пчельник

Зосима пчелиные улья открывает, а Савватий (10 октября) в пчелиную девятину закрывает. Пчеловоды просили детей молиться Савватию, так как пчелиный промысел считается одним из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведной жизни перед Богом, а дети до 12 лет считаются безгрешными. Проходя мимо ульев, дети приговаривали:

«Пчелушки,

Серые, малые,

Крылышки алые,

Носики вострые,

Сами пестрые».

Таким образом дети славили Бога за дарованную им пищу и благословляли еду. Именно у детей существовало огромное количество всевозможных присказок, закличек по отношению к предметам окружающего их мира. Так как ребенок обживает мир, то он с ним и договаривается, с каждой его конкретной частью. Иногда вы можете пронаблюдать, как ребенок целует стол, или стену или угол или еще что-нибудь, вплоть до некоторых частей своего тела. Делает он это для того, чтобы не стукаться об этот предмет, чтобы этот предмет ему не мешал. Это и есть заключение договора ребенком на приятие окружающего его мира. Что касается еды, то именно у ребенка бывает очень много проблем из-за того, что он съел что-нибудь еще не созревшее. Ведь в календарной традиции сроки, связанные с началом употребления в пищу яблок, меда, свежего хлеба, гороха и др., относятся именно к тому периоду, когда все уже окончательно созрело и есть это можно. Помимо мифологического контекста подобные границы имеют чисто функциональное значение. Но далеко не всегда ребенок соблюдал эти запреты. И чтобы миновали ослушавшегося ребятенка всякие невзгоды, заключал он свой договор с предметами и вещами того мира, в котором он жил.

3 мая

Родовые угорья

В этот день на родовых угорьях дети играли с новыми игрушками лошадками, куколками. В этот день, по преданию, открывается земля, и летят души предков к своим родным гнездам, навестить близких. Недаром дети играют в куколки, так как куколки – это обиталища для тех душ, которые летят навестить своих близких. Игрушки-лошадки символизируют собой коней смерти, которые доставляют души предков в этот мир, а затем уносят их обратно в мир нави.

6 мая

Егорьев день

В этот день хозяйки выгоняли скотину на пастбище после долгой и продолжительной зимы. На Егорья ребятишки обходили все дома селения с приговорами и окликаниями, выпрашивали яйца, а затем шли в поле и там оставляли сделанные из прутиков маленькие кресты. (Также обход своей собственной скотинки мог совершать и мальчик, одетый в тулупчик и рукавицы, за пояс ему затыкали топор, а в решето клали яичко и освященную вербу).

При обходе ребятишки пели:

«Мы вокруг поля ходили,

Мы Егорья окликали.

Мы Макарья величали.

Егорий ты наш храбрый.

Макарий преподобный!

Ты спаси нашу скотину

В поле и за полем,

Батюшка Егорий,

Спаси нашу скотинку,

Всю животинку.

В поле и за полем.

В лесу и за лесом,

Под светлым месяцем,

Под красным солнышком

От волка хищного,

От медведя лютого,

От зверя лукавого».

Если окликальщикам выносили гостинцы, они продол­жали:

«Дай вам бог,

Надели, Христос,

Двести коров,

Полтораста быков.

Семьдесят телушек,

Они в поле-то идут

Все помыкивают,

Они из поля идут

Все поигрывают».

Если хозяева отказывали, ребята грозили:

«Кто не даст яйца –

Всю скотинку со двора

Под медведюшка!»

Или:

«Неспасибо тебе, тетка,

На плохом подаянье!

Дай тебе бог

Подольше пожить

Да побольше нажить

Вшей да мышей,

Тараканов из ушей!»

В этот день детки обязательно катались по росе, чтобы приобрести здоровье. «Будь здоров, как Егорьева роса!» — желали в этот день. Майская роса – живая вода. И 19 мая мать-сыра земля дает и траве, и всем лесным и земным обитателям исцеление. Открываются в этот день все подземные воды. (Неслучайно, вероятно, к этому дню был приурочен день пионерской организации).

8 мая

День святого Марка

Святой Марк ключник, владеет ключами от дождей, и поэто­му в этот день постятся и молятся ему, что­бы он не запирал дождей и не творил засухи.

А дети выкрикивают заклинания:

«Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай,

Дождик, пуще поливай!

А на просо и на рожь

Поливай сколько хошь!»

Засевание

Тот, кому в Средокрестье доставался испеченный крест с положенным в него нательным крестиком, или монетой, должен был засевать, даже если это был годовалый ребенок. В некоторых местах предпочтение изначально отдавалось мальчику или старику. Исходя из представлений, что удача во время сева зависит от невинности засевальщика, что связано со священностью акта засева. Исполнитель должен быть чист и непорочен.

9 мая

Глафира-горошница

В этот день дети помогали женщине, специально выбранной односельчанами, сеять горох. Выбирали женщину, которая обладала легкой рукой, которая славилась удачей в севе. Засевая, женщина пела:

«Я ходила за плугами.

Я посеяла горошек.

Ты расти, расти, горошек!

В три листа расти горошек».

12 мая

Мемнон – девять напастей вон

Хвори и напасти могли навалиться на тех, кто слишком торопился и спешил посев сделать. Ведь всему свое время. В этот день призывали целительный дождь, чтобы ото всех хворей и напастей избавиться:

«Дождь, дождь,

припусти,

собирайся напоказ!

Поливай, дождь,

На бабкину рожь,

На дедову пшеницу,

На девкин лен!

Поливай ведром!»

16 мая

Мавра – зеленые щи

Настой из крапивы, как и из укропа, необходимо пить кормящей матери, так как крапива способствует увеличению количества молока и его чистоте. Такое молоко очень благотворно действует на формирующийся желудочно-кишечный тракт ребенка. При готовке крапивного настоя приговаривали:

«Треплю крапиву.

Не ожечися, не припечися.

Приди, святая Мавра,

Изыми из мово тела излиху.

Очисти мои крови,

Пособи мне на земле крепко стояти!»

23 мая

Земля Именинница

В этот день в старину каждый человек должен был поклониться земле-матушке, сходя с крыльца, попросить у нее прощение: «Прости меня земля-Матушка».

Матери в этот день присыпают у косолапящих детей след, приговаривая, чтобы поступь ребенка была пряма, чтобы мать сыра земля ребенка прямо поставила и прямо его направила.

Особенно почитались в этот день зацветающие божьи слезки. Молодые матери набирали в этот день букетики божьих слезок и ставили цветы у икон. А когда после этого первый раз купали ребенка, то в воду вместе с крестиком клали и божьи слезки, которые унимали в новорожденном всякие болести и хвори.

Летичко красное

Игра в отгадки

Гадание «Петушок или курочка?»

(потом прибавился еще и цыпленок)

Сначала ребенок загадывает петушок или курочка. После чего он берет травинку тимофеевку, зажимает двумя пальцами и тянет по стеблю, собирая пушистую метелочку, если большая метелочка, значит это петушок, если все метелочка вровень, значит, курочка, если рассыпается – цыпленок. Если загаданное совпадает, то потом загадывается желание.

То же проделывалось и с отцветшим одуванчиком, только загадывалось поп или попадья, после чего сдувалось пушинки. Если пушинки останутся, значит, это поп, если же ничего не осталось, значит, — попадья. Если спрашиваемый отгадает, то дает «колотушку» тому, кто его спрашивал, а если не отгадает, то сам получает «колотушку». Чтобы не получать колотушек, нужно научиться отгадывать.

1 июня

Иван-долгий

Когда вороны и воробьи клюют что-либо вместе и кри­чат, то дети, уподобив крики птиц базарным голосам, передраз­нивают их:

Харч! Харч! (одна ворона)

Творог! Творог! (другая)

Что по чем? Что по чем? (воробьи)

Так клюй! Так клюй! (вороны в ответ)».

У детей были свои обязанности в домашнем хозяйстве, которые воплотились в песенках-приговорах. Маленькие дети нередко следили за курицами и цыплятами, за которыми охотились хищные птицы, чтобы отогнать ястреба или коршуна от цыплят, которых дети также и кормили, они пели:

«Коршун, коршун

Колесом!

Твои дети за лесом,

Кашу колупают,

Тебя дожидают».

Когда с поля гонят стадо коров, то дети, встав в круг поют:

«Стадо гонится,

Богу молится,

Умывается,

Утирается».

3 июня

Олёна-леносейка

С наступлением дня Матери Елены или немного раньше сеют репу. Как узнают или увидят ребята, что женщина пошла репу сеять, и начнут петь «репку»:

«Уродись репка,

Ни густа, ни редка,

С мышиный хвост,

С тараканий нос».

С одной стороны, такую песенку можно рассматривать как заведомую порчу, с другой стороны, так репу можно предохранить от попытки ее испортить другими людьми.

Вся женская часть населения дерев­ни в этот день творили не совсем обычное обрядовое действо: ходили посолонь, то есть по солнцу, следуя ритму, выверенному веками, точному, заключенному в обрядовой песне «Научи меня, мати, на лен землю пахати!» В этом обряде женщины повторяли в ходьбе по кругу посолонь весь ход зем­ледельческих и хозяйственных домашних работ, связанных со льном, начи­ная от пахоты земли под него и заканчивая работой за ткацким станком. Взрослые женщины привычно повторяли обрядовые движения так же, как они это делали с младенческих годов, следуя за матерями. Дети, в свою очередь, учились движениям и их порядку.

Навык исполнения этого обряда был повсеместно одинаковым. Всякий раз участвующие в этом обряде должны были успеть выполнить и воспроизвести в достоверности и тщательности весь цикл работ, связанных со льном в соответствии бегущей череды времен года.

Непосредственность детского возраста вносила радость, игровой азарт в обряд. Девочка старательно повторяла за матерью или ведущей обрядовое действо женщиной движения. Подобные действия только помогали девочки развить сноровку, научиться строить четкий образ того, чем занимаешься, приобрести ясность ума и зоркий взгляд. В этом обряде девочка всерьез, но в то же самое время понарошку воспроизвести обрядовое песенное задание: прополку сорняков, рост, теребление льна, обмолот, битье из семени масла, мятку тресты (стеблей), трепку, очес, прядение, тканье. Уже сызмальства девочка втянута в круг обря­дового трудового действа, которое, как верили наши предки, обеспечивало успех в предстоящих летних работах. Девочка училась хватке и ловкости столь необходимым в непростой работе, сопутствующей всей женской судьбе. Следуя за матерью по кругу, девочка постигала законы уклада крестьянской жизни, законы ткацкого дела от начала и до конца. Она познавала благодаря творению образа перед тем как начнет заниматься этим всерьез. Сначала она проживала все действия в игровой форме. После этого и работа была в радость, так как девочка уже имела закрепленный образец поведения.

«Ты удайся, удайся, ленок!

Ты удайся, мой беленький!

Не крушись ты, мой миленький!»

Припевала девочка, нежно и ласково обращаясь ко льну.

Девушки в этот день после захода солнца встречалась у трех дорог. И творили красны девицы обряд. Они плели и трепали будто бы уже уродившийся ленок. Старательно творили де­вушки обряд: выбивали серебряное семя изо льна, кудель сучили. Да все понарошку. И каждая девушка надеялась, что Олена-льносейка углядит их стара­ние, позаботится о судьбе девичьей. Так девушки сами свою судьбу творили да соплетали.

6 июня

День Симеона и Никиты

Время цветения шиповника. Своборинное дерево в цвету, пора Леонтию огуречнику крестить гряду. Шиповник цветет – румянец года ведет. Шиповник цветет – родниковая вода розовеет, очищает. Шиповник еще называли своборнным деревом, шипорозом. Как только шиповник расцветал, и его аромат начинал благоухать, бабушка собирала внучат рядышком с расцветшим кустом и рассказывала сказки. Делалось это для того, чтобы дети вдыхали целительный аромат шиповника. Запах шиповника утишал детские страхи, волнения, тревоги.

Девушки дотрагивались лепестками шиповника до своего лица, чтобы оно стало нежным и светлым. Нрав девичий, что цветок с шипами, манит, а придет время – терпкой ягодой станет.

Во время купания дети нередко берутся за руки и произносят: «Баба сеяла горох и сказала деду Ох!», — после чего быстро окунаются, погружаясь в воду с головой, и также быстро выныривают. Или:

Дети говорят: «Баба сеяла горох. Ох!», — быстро окунаются, выныривают и произносят: «Обвалился потолок!» Или:

«Баба сеяла горох!

Прыг-скок!

Обвалился потолок,

Прыг-скок!»

Эти действия также способствовали росту урожая, в данном случае урожаю гороха. Ребенок своими действиями имитировал засевание и погружение в землю и быстрое прорастание семян.

10 июня

Никита Гусятник

Гуси с вес­ны требуют внимательного ухода, особенно когда пуска­ют на воду гусенят, которые гибнут, становясь добычей хищных птиц и животных. Чтобы сохранить эту птицу, народ дал гусям особенного святого покровителя Ники­ту-Гусятника. Также дети в своих играх проигрывали возможность нападения волков на гусей, тем самым творя образ благополучной жизни гусиного стада на будущее. Если в игре волк получил свою долю, то в реальной жизни это уже совсем не обязательно. (Это как тот лапоть, который отдается лешему вместо головы, например, коровы)

Летом игра «Волк и гуси» была одной из самых любимых детских забав.

«Волк и гуси»

1.Из играющих выбирают хозяйку и волка. Осталь­ные — гуси. «Хозяйка сзывает гусей: «Гуси-лебеди, домой!» Гу­си кричат: «Боимся!»«Чего?» «Волк под горой!»«Что он там делает?» «Сереньких, беленьких щиплет!» Хозяйка кричит: «Домой!» Гуси бегут, их ловит волк. Оставшихся не­пойманными гусей хозяйка опять отправляет в поле, и игра продолжается до тех пор, пока волк не переловит всех гу­сей.

2. Двое играющих изображают волков, остальные — гуси становятся в круг. На середину круга выходят волки. Гуси поют:

Гуси, мои гуси, га-га-га-га! А где, гуси, были? Га-га-га-га!

А мы были в поле, га-га-га-га! На синем на море. Га-га-га-га!

Кого, гуси, видели? Га-га-га-га!

А серого волка, га-га-га-га! Унес волк гусенка. Га-га-га-га! Вместо поросенка, га-га-га-га! За ручку, за ножку, га-га-га-га! За бел рукавочек! Га-га-га-га!

После слов «За бел рукавочек» волки вытаскивают гусей из круга. Когда остается один гусь, он кричит: «Гуси, мои гу­си, щиплите волка!» Гуси нападают на волков и щиплют их.

11 июня

Феодосья-колосяница

День святой Федосьи стоит один всех понедельников.

По древним преданиям, девушкам, рожденным с 4 по 12 июня, предназначено идти в невесты к змею-царю. Чтобы не попасть под власть змея, девица надевала красные одежды, повязывала на голову белый платок да в руки брала святого Георгия образок. До их пор в народе сохранилось поверье, что 15 января семигодовалый петух неожиданно начинает чернеть пером, перелетает в хлев и откладывает в навозе яйцо. 4 июня вылепится из этого яйца царь змей Василиск. И с 4 по 12 июня будет выбирать змей себе невесту-красавицу, а 12 июня поведет свою змеиную свадьбу. Январь – время нарождения Солнышка, а июнь – время летнего солнцестояния, самый пик свечения Солнца и время его умирания. А змей является ни чем иным как символом Солнца. Ведь недаром Егорий, к которому обращаются девушки-невесты за спасением, слывет в народе Божиим посолом, который держит в руках золотые ключи и открывает ими водные ключи. И проливаются воды на землю, не давая ярому весенне-летнему Солнцу спалить молодую растительность и Землю-Матушку.

День и праздник Ивана Купалы разделяет 26 дней – почти что лунный цикл. А перед большими праздниками, которые знаменуют собой жизненный цикл, месяц до и месяц после являются очень важными. Это периоды, когда творится и создается образа жизни на будущее.

Прыганье. Скаканье

Пока рожь не заколосилась, детям и молодежи не разреша­юсь скакать на досках, самом простом виде качелей, состо­ящих из доски на бревне, на обоих концах которой пооче­редно подскакивают. Прыгать и скакать было нельзя, так как, по объяснению крестьян, земля в это время «была тя­жела», то есть беременна. И чтобы она раньше времени не разродилась, не следовало ее беспокоить.

В этот день ходили в поле смотреть всходы. Взошли хлеба не дивись, налились хлеба не хвались, хлеб на току про урожай толкуй. Радуйся хлебу не на корню, а в амбаре. Всходы — еще не хлеб. Хорошая нива всякому диво.

Хлеба заколосились молодежь отправлялась в поля вели­чать рожь. Катались по всходам ржи, приговаривая: «Расти, расти трава к лесу, а рожь к овину!»

Или «танки водили», то есть ходили рядом, взявшись за ру­ки, и пели:

«Ржица-матушка колосилася,

Во ржи свинушка поросилася.

Семьдесят поросят, да все свиночки,

Все свиночки, да все пестренькие,

Хвостики у них востренькие».

Дети вторили молодежи:

«Солнце, солнце,

Выблесни в оконце,

Дай овсу рост,

Чтобы до небес дорос,

Матушка-рожь

Чтобы встала стеной сплошь!»

19 июня

Ларион-пропольник. Прополки. Полотушки.

В этот день обязательно устраивали прополку грядок в огородах. Матери на особицу звали своих дочерей, чтобы те себе из грядок красоту повыдергивали. Странно звучит «красоту повыдергивать». А вот выдернешь из грядки травку мяты и приобретешь уверенность в своей красоте, сделаешь настой из хвоща, и он поможет волосам приобрести шелковистость. И огороду на пользу – без сорняков расти — трудились в этот день девочки и девушки и себе на красоту на здоровье.

Идет подготовка к покосу, и второй раз вспахиваются поля, оставленные на пар. Большая часть пара идет под озимую рожь, остальная будет засеваться весной яровым хлебом. Если зарядили дожди, ребятишки обращаются к солнышку:

«Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка, Колоколнышка!»

2 июля

Зосима-пчельник

Проходя мимо ульев в эту пору, дети припевают, приговари­вают:

«Рой, гуди,

В поля иди!

С полей иди

Медок неси!»

Подобные приговорки использовали с целью договора. Ведь не за горами время, когда придется медок пробовать. А первым медком и объесться можно. Так вот, чтобы животику плохо не стало, ребенок заранее договаривается с тем, что он собирается в будущем отведать. Отношения с телом у ребенка еще не отрегулированы, что такое «перебор» или «достаточно», он еще плохо знает. Чтобы еда прижилась в организме ребенка и никуда не убежала, ребятенок договаривался с ней заранее. Таким образом, ребенок учился договариваться с миром и не терять базового доверия к миру. Ведь когда ребенок маленький, его кормит мама и после того, как ребенок покушал, она его выкладывала животиком на свое плечико, чтобы он срыгнул и пища, вошедшая в него, прижилась в нем. Подросший ребенок самостоятельно учится регулировать процессы пищеварения, происходящие в его организме.

Чтобы не держать обидок на мир, все нужно проговаривать. Отсюда такое огромное количество всевозможных приговорок у крестьянских ребятишек.

Ульи

От приговорок переходили к играм. Двое ребят стоят неподвижно они «ульи». Все другие участники игры ходят вокруг них и поют:

«Пчелки яровые, крылья золотые,

Что вы сидите, на полет не летите?

Аль вас солнышком печет?

Аль вас дождичком сечет?

Летите за горы высокие,

За леса зеленые».

Пропев песню, все разбегаются, а «ульи» начинают изоб­ражать «пчел» и бегут за ними. Кого они поймают и пожуж­жат в уши, тот считается «ужаленным» и в игре не участвует. «Пчелы» ловят оставшихся детей.

Благодаря подобной игре дети в защищенных условиях прорабатывали страх быть ужаленным пчелой. И несмотря на то, что в последующем им может быть придется быть ужаленными или они уже были ужаленными, это будет не так страшно, потому что страх, полученный от укуса и возможность получения укуса проживались в ходе игры.

Собирают в это время ребятишки пахучий и душистый липовый цвет. А потом из липового цвета чаек для своих бабушек и дедушек готовят. И внучатам радость и старикам – сладость.

На сенокос в это время специально с грудными детьми выезжали, чтобы грудные детки впитали в себя запах скошенных трав, ведь именно в это время травы впитывают в себя всю силу солнца.

Баба-Яга

Дети играли в игру «Баба Яга».

Рисуется круг, в середину которого становится один из играющих – «Баба Яга». В руках у нее ветка – «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят:

«Баба Ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала.

А потом и говорит:

«У меня нога болит»

Пошла она на улицу,

Раздавила курицу.

Пошла на базар,

Раздавила самовар.

И раздавила зайку.

Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Если кто-нибудь из играющих приподнимет запятнанного и вернет в круг, то становится Бабой Ягой.

«В коршуна»

Играющие становятся в круг, ведут хоровод и поют:

«Коршун, коршун, колесом,

Твои дети за селом.

Пить, есть просят.

Работать не могут.

Я их накормила,

Я их напоила,

Спать уложила,

Рогожкой накрыла».

В середине круга сидит «коршун» и копает землю. Его спрашивают:

Коршун, коршун, что делаешь?

Ямочку рою.

Зачем тебе ямочка?

— Копеечку ищу.

— Зачем тебе копеечка?

Иголочку да ниточку купить.

Зачем тебе иголочка да ниточка?

Мешочек шить.

— Зачем тебе мешочек?

— Камешки класть.

  • Зачем тебе камешки?

  • В твоих детей ширкать-бросать!

  • Что мои дети тебе помешали?

  • У меня был вот такой большой сад, а твоя лошадка с жеребеночком перепрыгнула его».

Все разбегаются в стороны, а «коршун» старается кого-ни­будь поймать. Пойманный становится «коршуном», и игра на­чинается снова.

Произнося последнюю строчку, «коршун» старается переключить внимание ребенка, усыпить его бдительность чтобы поймать, а цель ребенка быть в состоянии здесь и сейчас и вовремя убежать и не поддаться на хитрости коршуна.

«В смолу»

Мальчики и девочки берутся за руки, образуя круг. В сере­дину входят двое или трое из играющих и стоят, другие хо­дят вокруг них и кричат:

«Смола, смолися,

Бочка, крепися.

Крепка смола дедова,

Крепче и не было.

Пропили, проели

Дедову казну на меду,

А бабкину на вине.

Стук, стук у ворот».

При этих словах дети останавливаются. Стоящие в середине спрашивают:

Кто там?

Поп Федот.

Зачем пришел?

За смолою.

На что тебе смола?

Бочку смолить.

На что бочка?

Пиво варить.

На что пиво?

Сына женить.

Какого?

Один из стоящих указывает на какого-нибудь мальчика, называя его по имени и отчеству. «А девушка какая?» спрашивают его. Он говорит имя и отчество невесты. После этого игра начинается снова и называют другую пару и т. д.

Благодаря таким играм ребятишки могли проработать проблему стеснения, связанную с влюбленностью. Ведь неизвестно, как не в игре отнесутся к тому, что ребенок маленький, а ему уже кто-то нравится. А в игре не страшно быть влюбленным и не страшно признаваться в этом.

3 июля

Мефодий-перепелятник

 

После дождя дети идут в такое место, где раздается звуч­ное эхо и громко кричат:

«Гнилая колода, гнилая колода,

Чи будет завтра погода?

Когда будет отгукни-ись!

А не будетзаикни-ись!»

Если отголосок немойнепогода продолжится. Звучное эхо предвещает вёдро. Так дети совершали свои незатейливые гадания.

Вообще дожди в эту пору очень нужны, и взрослые говорят:

«Просите, дети, дождя до Ивана Купалы, а после Ивана я и сам упрошу».

Дети охотно откликаются и выкрикивают:

«Водица, водица,

Студеная быстрица,

Обеги вокруг,

Напои наш луг!»

«Туча ты, туча,

Пролейся дождем,

Мы давно тебя ждем!

Дождик ты, дождик,

Поливай весь день

На наш ячмень,

Поливай ты рожь,

Чтобы хлеб был хорош,

Поливай ты овес,

Чтоб сам-сорок принес!»

Идя по дороге и поднимая ногами пыль, ребятишки, призывая дождь, приговаривали:

Эх, пыль бы к земле прибить, да нечем бить!

Сейчас бы дождичка-мокропогодничка!

Пролить бы дождю толщиной с вожжу!

— Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя

С небесной кручи!

Чтобы пошел дождь дети пели, закликая его:

«Иди, иди, дождь,

На бабину рожь,

На дедово сено,

Чтоб оно сопрело».

Чтобы вызвать дождь, дети обращались к улитке:

«Улитка, улитка,

высуни рога:

Дам тебе пирога»

Или:

«Слизень-близень,

Выпусти рога,

Дам пирога и кувшин молока.

Как не выкажешь рога,

Пестом зашибу,

В острог посажу».

После того, так улитка выкажет рожки начинался дождик. Здесь же можно вспомнить другую примету: Улитка высовывает рожки перед дождем.

Когда долго не было дождя во время засухи, то дети ловили лягушку, убивали ее, обряжали ее в одежду, клали в картонный гробик, голосили по ней и закапывали у криницы, выводя на земле крест. Все это делалось для вызывания дождя. Вместо лягушки могло быть какое-нибудь другое маленькое животное или насекомое.

Чтобы дождик прекратился дети пели:

«Дождик, дождик, перестань,

Я поеду на Ердань,

Богу молитья, Христу поклониться.

Я у Бога сирота,

Открываю ворота,

Ключиком, замочиком,

Шелковым платочиком».

Или:

«Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошко!

Твои детки плачут,

На лавочке скачут!

«Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Колоколнышко!»

Во время слепого дождика (дождь идет, когда светит солнце; его также называют грибным дождиком) дети поют:

«Дождик идет,

Солнце светит,

Баба Яга

Масло сбивает».

Во время теплых обильных летних дождей дети голышом бегали во дворах для того, чтобы лучше расти.

6 июля

Аграфена Купальница

В этот день в некоторых местах бывают общие купанья, сопровождаемые песнями.

В воде, прежде чем нырнуть, каждый говорил:

«Пройду бобром

По воде плавком,

Трижды окунусь-

Словно белый гусь».

или:

«Гребу бобром

По воде плавком,

Трижды окунусь,

Да не захлебнусь.

Нырком пройду,

Из-под воды вон уйду».

Тот, кому в уши попала вода, наклонив голову, скакал на одной ноге, приговаривая:

«Вылейся, водичка,

Да по рукавичку:

Под пень,

Под колоду,

К лягушкам, к болоту».

Особенно радовались купанию дети: пытаясь столкнуть один другого в воду. Перед нырянием дети говорили:

«Троица велела,

Богородица велела,

Трижды окунуться –

Нырком пройти

И из-под воды вон уйти».

Заговор на удачное купание, произносимый детьми:

«Андрей Святой,

Дай мне брод,

Чтоб не знать напасти,

Не попасть черту в пасть,

Чтоб быть святым.

К руке родной

Не плакать родным,

Омута не знать,

Ямы не видать,

По косе идти.

К матери веди,

Поставит тебе она

Ведро крутизна,

Ведро росицы

И холстицы мерицу.

Прости меня, коль

Сказал не за себя».

А так говорили дети, находившиеся в омраченном состоянии сознания.

«Апостол Андрюша,

Возьми мою душу,

Не бери мое тело,

Оставь его мамке».

Заговор на купание, который должна произносить мать, когда ее ре­бенок входил в воду:

«На Реке-Реченьке

Дева Омутовая

Мыла ножки белые,

Плечико красное.

Рожь яреная,

Заливало лицо белое.

Речка-Реченька,

Пусть же мои деточки

Воду не замутят,

Рожь не нарушат,

О Деве помнят.

Речка-Реченька,

Верни домой деточек,

Дам тебе холстину

Полный омутин».

Рожь кормилица, без нее никто не может жить, а в речке нужно жить. Рожь сажали по берегам рек, так как реки разливались. Холстина самое дорогое, что у женщины было. Отсюда и такие обещания деве омутовой.

Игры в горелки были приурочены к этому времени.

«Горелки»

Обычно в такую игру играли поздно вечером и чаще всего за околицей. Сначала выбирают горящего — воду (также он имел название: разлучник, одинокий, холостой, огарыш, горел­ка). Вода становится впереди всех, на расстоянии 80-160 см от остальных участников игры горящих. Ему строго запре­щается оглядываться назад или смотреть в сторону. Позади него выстраиваются вереницей, попарно, одна пара за другой, осталь­ные игроки, причем пара преимущественно составляется из мальчика и девочки. Затем кто-нибудь один из горящих или все хором распевают:

«Гори, гори масло!

Гори, гори ясно!

Чтобы не по­гасло!

Взглянь на небо,

Там птички летают!»

В это время вода должен взглянуть на небо, а задняя пара отделяется от других, разъединяется, один направо, другой налево, сначала идут шагом, обходя стоящих попарно, а поравнявшись с водой бегут со всех ног вперед, стараясь соединиться и схватиться за руки, между тем вода не только мешает этому, но старается поймать кого-нибудь из них или даже просто ударить — прикоснуться ладонью, что признается равносильным изловлению. Смотря по тому, кто теперь составил новую пару опять старая пара или вода с кем-либо из бежавших, эта пара становится впереди всех и ловит следующую заднюю пару.

Основной момент заключался во взаимоотношениях между горящим и тем, кто стоит в паре с девушкой. Если горящий, опередив своего соперника, настигал бегущую от него девушку, то тот, кто оставался без пары, сам становился горящим-холостым и должен был в свою очередь разлучить какую-либо пару, чаще всего ту, с которой он был ранее, между тем как бывший горящий защищал свое право остаться в паре. В этой игре принимали участие не только дети, но и взрослые

Горящий – это тот, кто любит, горит страстью.

«Горю на камушке»

Игра велась большей частью между девочками.

Одна из играющих садится на камень, пень или колоду, остальные размещаются на некотором расстоянии от нее. Та, которая сидит на камне, говорит:

«Горю, горю на камушке,

то меня любит, то и выручит».

Кто успеет прежде других добежать и поцеловать горящую, тот и выиграл.

Между играющими и тем, кто горит, происходили диалоги. Например:

Горящий (вода): Горю, горю жарко, Горю, горю ясно!

Кто-либо из играющих (обычно те, кому предстоит бежать): О ком горишь? (или: Чего горишь?)

Горящий: Хочу красну девицу!

Кто-либо из играющих: Какую?

Горящий: Тебя молодую!

Бывало, что кто-то из стариков, присматривающих за молодыми, сделает замечание девушке да та и посчитает замечание несправедливым и чтобы в себе эту обиду не таскать, просили девушки ввечеру:

«Красное лето,

Зеленый покос,

Упади, быль-небыль,

С моих волос!»

Древнеславянский брак имел две формы: 1. брак-умыкание (похищение) и 2. брак купля-продажа, брак за выкуп – «вено». Недаром в игровой форме подружки невесты до сих пор требуют у жениха выкуп за нее.

В двух детских играх «Горелки» и «Горю на камушке» сохранили в себе основные элементы двух типов брака.

Интересен тот факт, что эти игры были приурочены именно ко дню Ивана Купалы, за которым следует день Святых Петра и Февронии, покровителей влюбленных. И дети в форме игр не просто проигрывали элементы будущих брачных взаимоотношений, но и таким образом приобщались к миру взрослых, но на том уровне, который подходил именно им. В жизни нередко возникают ситуации любовных треугольников даже среди детей и как было разумно прожить эту ситуацию в игровой форме и, возможно, раз и навсегда разрешить эту проблему. Ну а если не разрешить, то приобрести такой образец поведения, который бы позволял найти правильный выход из сложившейся ситуации. Ведь несомненно в игре образовывались пары, когда девочка нравилась мальчику, а она выбирала другого и оказывалась с ним в паре. А тот третий мог оказаться горящим и разлучить приходящийся ему не по душе союз.

И обряд купания и игра в горелки связаны с двумя стихиями: водной и огненной, которым и поклоняются в день Ивана Купалы. И дети причащались и огнем, и водой также как и взрослые.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11