Детская календарная обрядность

Радуница празднуется веселее Масленицы, что дает ощущение беспрерывности жизни. И даже в самом названии праздника мы слышим слово рад и в то же время род! Радуницу также называли Родуницей или Родуницами. Родуницы или Роженицы – это Богини, находящиеся при Боге Роде. Ведь недаром наши предки говаривали в этот день: «Приложи печу к Радонице». Печь, печа – образные названия женского лона. И приложить печу к Радунице можно прочитать как «Приложи лоно к Роду». Таким образом, речь в этой присказке идет и том, что это самое время для любви. Если учесть, что православная Пасха справляется в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия, то выходит, что Радуница отмечается на второй неделе после этого полнолуния. Если полнолуние связано с моментом, когда женский организм очищается, то есть когда у женщины наступает время регул, то вторая неделя после полнолуния – это самое хорошее время для зачинания ребенка. Вот и получается, что приложить печу к Радунице означает любиться. А если учесть, что за два дня до этого праздновалась Красная Горка, то грех будет в этот день не веселиться и не поминать предков и Бога Рода.

Вознесение

В этот день обычно ходили в поле. Могли ходить и дети. Хозяйка снаряжала отправляющихся в поле детей и молодежь вареными крашеными яйцами. Также с собой брали из дома специально приготовленную яичницу. Во время угощения яичницей ребята подкидывали яйца вверх, чтобы рожь была высокой.

Также на нивах ели ячменные блины. После трапезы маленьких детей тянули за уши вверх и спрашивали: «Видишь Москву?» – и приговаривали: «Расти рожь большая, вот этакая».

Дети также прятались в посевах ржи, ложились на землю и спрашивали у родителей: «Видать меня?», на что им отвечали: «Нет, не видать!» Делалось это для того, чтобы хлеба росли лучше и больше. Как дети еще подрасти должны, так и ржи еще поспевать нужно.

В это день выпекали специальное печенье лесенки. Дети шли в поле с лесенками и яичницей, отобедав ими, они катались по ржи и приговаривали: «Рожка, рожка, хватись за Христовы ножки». Это приговаривали для того, чтобы рожь была высокой.

Обряд похороны кукушечки

Во главе процессии с кукушкой шли мальчик и девочка, изображавшие жениха и невесту. Брачную пару изображали также две куклы: одна из которых — кукушка — была одета в свадебный женский костюм, а другая – кукун – в мужской.

Семик

Женский праздник: «Алилей! Семик, Троица! Семик, Богородица!»

Девушки-подростки, готовые по своим физиологическим функциям стать матерьми, принимали участие в обрядах Семика. Это был девичий праздник. По своим функциям этот праздник сходен с праздником Красной Горки.

День поминовения заложных покойников (умерших не своей смертью). В этот день их разрешалось хоронить. Единственный день в году, когда их души радуются.

В этот день девушки и даже женщины, боясь прогневить русалок, чтобы они не ис­портили скотины, не работают, называя этот четверг велик день для русалок. В этот день разрешалось заниматься плетением и вязанием. Сплетенные ветки деревьев предназначались для раскачивания русалок, что способствовало росту растительности.

Завивание, закручивание берез означало зарождение, а развитие, распускание, раскручивание, что происходило на Троицу и совершалось обязательно – преумножение!

Время от Масленицы до Семика – время закрепления брачных пар. Как земля уже к этому времени готова к плодоношению, но еще не плодоносит, так и молодые пары готовы к деторождению.

К Семику созревала рожь. Крестьяне ее величали. На протяжении Зеленых святок постоянно происходит обращение ко всем умершим. Тема смерти напрямую связана с темой засевания и посадки семян. Кстати в самом названии праздника – Семик мы слышим слово семя. Также это отражено в загадке: «Покойник, покойник умер во вторник, пришел поп кадить, а он в окошко глядить» (Семя). Положенное в землю семя умирает, а через некоторое время дает всходы и приносит урожай. Умершие родители также способствуют росту хорошего урожая.

В этот день не только девушки да бабоньки кумятся, но и девочки тоже.

Вот текст песни, которую пели девочки, кумясь около березки:

«Вью, вью я венок! Завивайся, березонька.

Вью, вью я венок! Завивайся, кудрявая.

Вью, вью я венок! Мы покумимся, кумушка,

Вью, вью я венок! Поцелуемся, голубушка.

Вью, вью я венок!»

А вот текст семицкой песенки, которую пели девочки во время завивания веток березы и бросания их в воду:

«По лугам, по лугам

Разливалася вода,

Расстилалася трава, —

Трава шелковая,

Перешелковая,

И вся мятая,

В пучки первязатая,

В воду побросатая»

Вселенские панихиды в Семик проходили также на местах массовых погребений. Здесь же или неподалеку устраивались (после панихиды) праздничные гуляния, ярмарки, где главным образом продавали свистульки и детские игрушки. Устраивались детские катания глиняных шариков – прообраз катания пасхальных яичек.

Делали куклу «Семика» и «Семичихи». Во главе ватаги подростков и детей обходили все дома в деревне, выпрашивая крупу, яйца, муку, сметану – продукты творения мира, приговаривая: «Подайте на семичка два яичка». Символика плодородия и если учесть, что идет время зачатия детей, то и устраивались в это время детские катания шариков, символов яичек, которые в свою очередь символизируют миры. Недаром на Радуницу приговаривали: «Приложу печу к Радунице». Отсюда и радость, ведь поминание предков – это поминание Бога Рода.

В обрядовой трапезе, посвященной кумлению, могли участвовать и дети.

Троица

Троицкая неделя (неделя после Троицы)

Три (число) – число, связанное в традиционной культуре с образом великой Тройственной Богини. Она (задолго до христианства) едина в трех лицах – дева, мать и старуха. Вероятно, с приходом христианства, которое старалось на этапе начального становления не вступать в конфронтацию с предыдущей традицией – языческие образы и праздники получали христианские названия, таким образом возникла христианская Троица. Это подтверждает тот факт, что раннехристианские общины вместо Бога-Отца изображали Богоматерь, позже произошло полное замещение женского образа мужским.

Символизировала собой образ божественной семьи: Богинюшки-Матери, Бога-Отца и бога-Сына. Это нашло отражение в следующих выражениях: «Благослови, Троица! Богородица!»

Этот праздник считался на Руси исключительно девичьим.

Дети обходили дома с троицкой закличкой и благопожеланиями: «Уж ты кумушка, да ты голубушка».

Девушки рядились русалками в течение всей недели и ходили по деревне. Они ходили задворками, прятались в конопле. Повстречав ребенка, они старались напугать его. Иногда они специально выслеживали маленьких детей и подобно настоящим русалкам, трясли их.

Это очень важный момент и очень хорошая проработка тела. Когда человека, который находится в замутненном состоянии сознания и начинаешь трясти, то у него происходит потеря всяких ориентиров, ему становится весело, он приходит в себя, потому что при тряске из него выходит то, что ему мешает. (Недаром шаманы совершают огромное количество всевозможных плясок перед тем, как вершить какое-либо действие. Шаманы таким образом очищаются от всевозможных помех и приходят в состояние целостности). Таким образом, происходит целение человека, то есть приведение его в целостность. Также русалки имели взаимосвязь с лихорадками. И если ребенка протрясла русалка, то это является оберегом от трясучки, то есть болезни лихорадки. Где русалка прошлась, там лихорадке делать нечего. Дело в том, что в течение последних веков человеку стало присуще подобный взгляд: слишком долго хорошо быть не может, должно обязательно быть плохо! Так вот, чтобы не было плохо в реальной жизни, например, не заболеть, лучше пройти проработку в обрядовой форме. Подвергаясь тряске, ребенок, таким образом, приносил Богам добровольную тайную жертву, так называемую, краду. С течением времени, это слово приобрело совершенно другое значение – кража – и в современном мире обозначает не добровольную тайную отдачу, а тайное похищение.

С ребенком это действие проделывали в целях профилактики. Подобное действие позволяет ребенку избавиться от слов, ненароком сказанных матерью: «Я из тебя всю душу вытрясу!», — и застрявших в ребенке в виде проклятия. Так вот чтобы из него в действительности никто душу не вытряс, девушки, переодетые в русалок, трясли ребятишек. Подобное действие соотносится с поркой, которую проводили по субботам перед праздником воскресения. И благодаря порке, тряске вытряхивали и выбивали из детей гадов, нелюдей или, как по-другому их называли в традиции, бесов.

«Вождение колоска»

К празднованию Троицы был приурочен обряд «вождение колоска». Для этого выбирали маленькую девочку, которой могло быть лет 12, красиво ее одевали, украшали лентами и передавая из рук в руки несли из села в поле. Девушки попарно схватывались за руки, делая квадрат, пары становились одна за другой. Когда девочка проходила все пары, то задняя пара перебегала и становилась вперед. При этом пели песню-заклинание. Иногда девочка шла сама, иногда по разложенным на земле поленьям. Когда подходили к полю, девочка срывала пучок колосьев и убегала в село, где бросала этот пучок колосьев около церкви.

«Похороны кукушечки»

Девушки совершают обряд кумования — крещение кукушки. Кукушкавещая птица, олицетворяет богиню жизни Живу. Девушки и молодицы вместе со старшей женщиной собирались втайне от мужчин и шили наряд для Живы. Наутро они шли в лес искать траву кукушкины слезки (любку двулистную). Они вырывали стебельки с корнем и обряжали в приготовленные наряды. Получалась куколка кукушечка. Девушки свивали ветки стоящих рядом берез в колыбельку, набрасывали туда платок, а на него клали кукушечку. Уходя домой, девушки забирали кукушечку с собой на счастье. А молодухи по корням кукушечки узнавали, кто родится: длинный корень предвещает мальчика, круглый девочку.

Во избежание кукушкиной доли проводили девицы обряд похороны кукушечки. Творили, ладили он куклу-кукушку, отыгрывали кукушкину долю, чтобы не стала кукушкина доля их долей. Корень травы кукушкины слезки обладает особенной силой и может влиять на души людей. Поэтому не девушки вырывали эту травку, а делали это старые женщины. Девицы-красавицы только песни пели. Крещеная кукушечка до окончания празднеств качалась на сплетенных ветках. Пропевая песни помнили, что кукушку с ветки на ветку за ними перелетает и присутствует на всех девичьих встречах. Прощались с кукушечкой тоже не особицу. Укладывали куклу-кукушечку на березовый венок. Опускали куклу-кукушечку в реку с прощальной песней:

«Кукушечка ряба,

Ты лети со двора!

Взвилась кукушечка,

Взвилась рябушечка,

Через лес полетела,

Во все стороны глядела.

Прощай, прощай, кукушечка,

Прощай, прощай, рябушечка –

До новых берез,

До новых гроз,

До красной зари,

До новой травы!»

Всесвятское воскресенье

(воскресенье после Троицы)

Проводы Костромы – весенне-летний обряд.

Одним из вариантов обряда «проводы Косторомы» являлась детская игра, в которой участвовали только девочки. Над спящей или больной Костромой, которую изображала одна из участниц, лежащая на коленях у подруги, происходил диалог: «Жива ль, Кострома?» – «Жива». Как только объявлялось, что Кострома «умерла», девочки стаскивали ее за руки и за ноги на землю. Кострома вскакивала, бросалась на собравшихся, которые с криком: «Зеленые глаза!» разбегались. Также Кострома могла подойти к любому участнику и, ударив его, сказать: «Пеките блины, поминайте меня».

Кострома – костер – костра – то, что от обмолота остается. Кострома использовалась как слово, заменяющее название весны. Происходили проводы весны, встреча лета.

Троицкая березка

Обряд шествия с троицкой березкой. Березку могли нести девушки, а под обряженную березку забиралась девочка, славившаяся веселым характером и умением петь да плясать. Девочка брала березку за ствол, и создавалось впечатление, что березка сама двигается. Во время обхода девочку с березкой поддерживали две взрослых девушки. В других местах для ношения березки приглашали мальчика и парней. Также мальчики могли держать в руках специально приготовленные женщинами кушанья, пока шел обход по деревне с березкой: яичницу, пироги, рыбники, курники, лепешки. Потом женщины отдельно ото всех отправлялись трапезничать в лес.

У домов, где росли маленькие дети, у специально срубленных накануне Троицы березок и поставленных около дома, сплетали нижние ветви в виде гнезда. В этом гнезде хозяйка после троицкой обедни оставляла ребятам яичницу, которую они тут же съедали.

В Троицу без венка старались на улицу не появляться. Все от мала до велика ходили в венках.

Проводы русалок

Ряженую русалку постоянно догоняли дети и, хватая за рубашку, за руку, просили: «Русалка, русалка! Пощекочи меня!» или: «Не щекочи меня!»

И по сей день существует примета, что духов видят только дети и животные. А почему? Если человек, будучи ребенком, видел русалку, значит, он мог это видеть. Почему же, будучи уже взрослым, он ее не видит? Духи – это очень озорные и веселые обманщики, которые могут очень серьезно «подставить». Малыш очень любит Карлсона, но ведь когда варенье съедает Карлсон, то попадает Малышу. До какого-то времени можно потерпеть, но потом это надоедает и принимается решение: «Лучше я не буду видеть этих духов, хоть с ними весело и забавно, от них очень много хлопот. А лишний раз не хочется, чтобы родители наказывали!» Взрослые предпочитают не видеть духов. Вот и происходит постепенное сужение человека: Божественность теряется и остается только «футляр». А есть ли в нем человек?

Отдельные дни

Нельзя в пятницу купаться и купать детей, чтобы ребенок не сохнул. Если ребенка все-таки искупали в пятницу, то для того, чтобы он не заболел и на него не напал «сушец», прибегают к следующему обряду: мать отдает своего ребенка посторонней женщине, та подходит с ним к окну и продает за грош матери. Мать, взяв своего ребенка через окно, платит деньги. Этот грош, получившая его женщина должна истратить в пользу св. Параскевы Пятницы. С одной стороны, мать получает «новое» дитя, а значит без болезней, а с другой стороны, таким образом грош как доля или часть св. Параскеве, которая в дальнейшем будет охранять это дитя. А если находиться в разуме, то какой смысл это делать в пятницу, если в субботу банный день?

Жизнь ребенка изо дня в день была очень насыщена всевозможными обрядами. И несмотря на повторяемость, это не было скучно, мутно и серо. Почему же это выглядит так сейчас? Страхи, лень, нежелание не дают возможность человеку заглянуть за пленку обыденности и увидеть чудеса! Мы сами лишили себя праздника!

Приметы, поверья и обряды девочек

Гаданье на ромашке

Сорвать ромашку (лучше, чтобы было побольше лепестков) и постепенно отрывать лепесточки, при чем на отрывание каждого лепестка должно приходиться какое-либо слово из следующего присловья:

«Любит — не любит,

плюнет — поцелует,

к сердцу прижмет – к черту пошлет».

Это присловье девочка должна произносить, пока не будут оборваны все лепестки. На какое слово выпадет последний лепесток, того и следует ожидать от мальчика, на которого гадают.

Как научиться плясать

Если девочка хотела научиться плясать, то это нужно было делать непременно одной. Для этого девочка шла в черную баню или в хлев. Когда девочка шла в хлев, то она пела:

«Дедушка сарай,

Научи меня плясать!

Здесь никто меня не видит,

Одне овцы глядят!»

Если же плясать вдвоем, то толку быть не может.

Надо есть хлебные горбушки, чтобы грудь росла. Или: Нельзя есть хлебные горбушки, иначе выйдешь замуж за горбатого.

По заду бить, нельзя женихов отобьешь.

Шпильки подбирать нельзя, женихов теряешь, бери сама.

Приметы, поверья и обряды мальчиков

Мужская потенция

В самый разгар лета мальчишки ловят воробьев, считая, что в это время они отъелись и у них много жиру, убивают их, добывают жир и смазывают им penis’ы, полагая, что после этого они расти будут лучше.

Рыбалка

Когда копают червей для предстоящей рыбалки, необходимо свистеть, чтобы улов удался.

Свадебный чин

Блюдник – свадебный чин. Блюдник – это мальчик, едущий в поезде кучером со свахой, которая едет одна и в одну лошадь. Блюдник – тот, который блюдет, охраняет, который является блюстителем закона и порядка. В данном случае, сваха, едущая одна в легкой повозке, запряженной в одну лошадь, символизирует собой жизнь легкую и безтягостную. Задача свахи связать, свить две половинки (девушку и парня) в одно целое. Семья еще не образована, поэтому задача свахи до конца не выполнена. Вот и необходимо, чтобы сваху охраняли. А мальчику, который в этот момент за кучера, самому через некоторое время семью создавать, вот и постигает он азы управления. Учится пребывать в состоянии разума.

Общие поверья

Чтобы избавиться от бородавок, необходимо дождаться лунной ночи и когда будет литься лунный свет, нужно водить рукой по лунному свету, чтобы бородавки попадали в него. Ведь дети очень любят летом врать в руки лягушек, от которых и заводятся бородавки.

Чтобы зимой не болело горло, необходимо сосать сосульки, но именно такие, которые будут желтого цвета.

Нельзя опиваться березовым соком, иначе ноги отнимутся.

Маленьким детям нельзя смотреть, как испражняются собаки и кошки, иначе, когда они вырастут, у них будет плохое зрение.

Если смотришь, как испражняется собака или кошка, то в кармане нужно держать кукиш, чтобы на глазу не выскочил писяк.

Нельзя, чтобы переступали через голову, расти не будешь. Если уж переступил кто-то, то нужно, чтобы он переступил обратно.

Нельзя наступать на земляные трещины, иначе обязательно провалишься.

Если дорогу перешел черный кот, то нужно подержаться за пуговицу.

Громовая стрелка

Найти чертов палец – к удаче. Чертов палец или громовая стрелка образуется от удара молнии в песчаную почву. Громовая стрелка обменивает у мышки детский молочный зуб на зуб костяной. Громовая стрелка забирает у мышки молочный зуб, а отдает мышке для ребенка костяной зубик. А мышки потом раздают костяные зубы детям. Недаром после того, как у ребенка выпал молочный зуб, нужно перебросить его через печь и сказать: «Мышка, мышка, на тебе зуб жиляной, а мне дай костяной!» или трижды произнести эти слова, стоя перед подпольем, после чего бросить туда молочный зуб, что называлось хоронить зуб в подполье. Детям не разрешали зализывать пустое место.

Проходить сквозь воротца, образованные столбом и его деревянной подпоркой, например под телеграфными столбами, нельзя, иначе голова болеть будет или несчастье случится.

У того, кто ходит в одной обувке, не в паре обуви, умрет мать или отец.

Нельзя убивать гусениц, так как они приносят счастье.

Считалка. Гадалка. Жеребьевка

Считалка – жанр детского фольклора, рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия, задача которой – распределить роли в предстоящей игре. Как и другие виды фольклора, считалка имеет в основе песни и игры, сопровождавшие древние обряды.

Понятие «считалка» появилось в научных исследованиях, благодаря собиранию и изучению произведений этого жанра. Но даже сами исследователи не могут прийти к единому решению, как же называть этот жанр. В народе понятие «считалка» использовалось наряду с другими ее названиями. Считалка также могла называться песенкой, счетом, сговором, жеребьевкой, счеточками, читками, гадалкой, ворожиткой, пересчетом, конаньем и т.д. В современных исследованиях, посвященных этому жанру, используются, как правило, понятия считалка и жеребьевка.

Для осознания феномена считалки, на мой взгляд, необходимо рассмотреть ее в контексте таких понятий как жребий, счет, обычай, обряд, игра. Перейдем к рассмотрению понятия жребий.

Понятие жребия является корневым для установления истоков происхождения считалки и понимания ее значения в жизни ребенка. Обратимся к определению понятия жребий13, которое предложено в словаре В. Даля.

«Жеребий – кусочек, отрубочек, отрезок, частица крошеного, рубленого; иверень, отломок.// Такой же отрезок с меткою для метанья и решенья судьбою, счастьем чего-либо спорного. От этого метать жребий, определять посредством жребия долю или судьбу.// Участок, доля, пай, доставшийся в наделе по жребию.//Рок, судьба, участь, доля, счастье. Местами название жеребья перешло на участок земли, доставшийся мужику по жребию»14. Очень точно отражено это понятие в пословицах и поговорках. Каждому свой жребий. От жребия не уйдешь. Жеребий сыщет. Жеребий – святое дело, бесспорное. Жеребий – Божий суд.

Источником происхождения считалки, на мой взгляд, являются заговоры (приговоры), которые произносились в ходе жеребьевки.

При жеребьевке могла произноситься формула (может быть, и обрядовая формула) договора участников обряда. Например, при бросании «морского» до сих пор используют формулу: «Раз, два, три», — после чего происходит «выбрасывание» пальцев. В другой жеребьевке используется следующая формула: «Камень, ножницы, бумага и колодец, и ведро, огонь»15. Последний образ этой жеребьевки можно сравнить с подобным образом в другом игровом правиле, которое произносит «вода» во время игры в прятки, когда идет водить: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать, кто не спрятался, я не виновата. Кто за мной стоит, тот в огне горит». Отмечу, что слово «огонь» зачастую уже не употребляется играющими. (Также подобные приговоры можно соотнести с играми «котел» или «классы», где последний «класс» может носить название рай, ад, котел, огонь). Вероятно, корни этих присловий следует искать в архаической культуре крестьян, связанной с подсечным земледелием, обрядом выжигания.

Например 13 апреля наши предки чествовали родовое огнище. Нет огня, да огнище знать. Огнище – место, на котором огнищане вырубали деревья, чтобы выстроить себе жилище. А ветки да кору, оставшиеся после вырубки деревьев, крестьяне сжигали, убирая за собой весь сор да мусор. Не пристало в грязи жить! На хлебную ниву крестьяне приносили горящие головешки, разводили огонь, через который хозяин проносил сохи и бороны. «Держись крепче сохи и бороны», — говаривали наши предки. В старину была специальная соха, которая так и называлась огнищевой. Была эта соха с прямыми сошниками. В этот день хозяин-пахарь просил у сошеньки: «Матушка-сошка, золотые рожки, зыбь земельку! Когда же хозяин и его старший сын поднимали борону, то приговаривали: Меж сохой да меж бороной уроди нам, Господи, хлебушек прибылой!» Мужчин, родившихся в этот день, называли огнищанами, а женщин – огнищанками.

В научных работах, посвященных считалке, присутствует мнение о том, что в считалке заложен принцип дифференциации. На мой взгляд, считалка не разделяла и не разделяет играющих. С одной стороны, считалка объединяет детей в группы, благодаря наличию в ней счета. С другой, она определяла и определяет законы того сообщества, в котором ее использовали и используют. Считалка помогает прийти к единому согласию, к единому видению мира на момент игры. Она обосновывает правильность жребия, узаконивает его.

Считалка и жеребьевка – способы узнавания своей доли. Посредником между играющими и высшими силами выступает тот человек, которого выбирают считающим. Выпавший жребий определял роли в игре и судьбу игроков во время игры.

Считалка — это «врата» в мир игры, это заклинание при переходе. После произнесения его мы попадаем в новый мир, и у нас появляются новые судьбы, обусловленные жребием. Необходимо различать считалку-заклинание (слово), произносимое вслух, и обряд считалки-жеребъевки (действие). Мы создаем обряд для того, чтобы включить в договор весь мир. Суть обряда — перенос внутреннего мира на мир внешний, слияние человека с миром. Договор может заключаться даже в тот момент, когда дети выбирают место для игры.

Существует три вида расположения играющих во время счета: круг, полукруг, шеренга. Когда дети замыкаются в круг, они обособляются от окружающего мира, они создают свой мир в уже существующем мире. Когда же они выстраиваются в полукруг или шеренгу, они принимают линию горизонта, они неосознанно включают окружающий мир в свой мир и наоборот. Ребенку договор с окружающим миром необходим для постоянного контакта и содействия с ним.

Считалка и жеребъевка — это обряд творения мира игры. После того, как считалка будет закончена, круг замкнется, так как конец считалки знаменует начало игры. Родился новый мир со своими правилами, в котором живут игроки. Они обусловлены жребием на определенные роли, но они не разделены. Мир един, и то, что они оказались по разные стороны, не значит, что они разъединены, это – «понарошку», «мы так договорились только на время игры».

Узнавание своей доли на предстоящую игру происходило, благодаря обращению к высшим силам16. Высшие силы одновременно могли являться и защитниками, и свидетелями, и наделяющими долей.

Вот например, зырянская считалка:

«Первый дан, другой дан,

Села баба на баран,

Стой, баба, не беги!

Отдай баба пироги

С луком, с перцем,

С собачьм сердцем!

Вышел, вышел

Девятый вон

На убогий дом!»

Вероятно, образ бабы, которая упоминается в считалке, и является той золотой бабой, которую боготворили зыряне до принятия христианства.

Возможно, считалка, восходит к некоему первообряду наделения человека долей. Может быть, современная считалка и жеребьевка связаны с жеребьевками первобытных охотников, относящихся к доязыковой ситуации и отражающиеся в самом духе считалок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11