Детская календарная обрядность

В жребии человек непосредственно обращается к высшим силам17. Именно у них он выспрашивает свою судьбу, узнает свою долю. В этой ситуации человек снимает с себя ответственность и переносит ее на те силы, к которым обращается. Обычай становится нормой жизни, и люди забывают, откуда он пошел, что породило его. Необходимость выбора старшего для проведения охоты, когда на единственного обладателя копья все племя должно было выгнать зверя, мясом которого будут питаться долгое время, требовало правильного решения. От успеха охоты зависела жизнь будущих носителей традиции. Уповать на волю бога? «На бога надейся, а сам не плошай!» Как же сделать правильный выбор? В разуме — бросить жребий. Кто дальше кинет, тот и будет владеть копьем. Дальше и точнее бросил во время испытания — больше шансов повторить этот результат во время охоты. И результат охоты подтверждает правильность жребия. Итак, если рассматривать многие, дошедшие до нас способы жеребьевки, можно проследить, что своими корнями они упираются в здравый смысл, позволяющий очевидно для всех присутствующих, установить лучшего, заслуживающего большей доли (получить большую долю во время дележки убитого зверя больше шансов у того, кто этого зверя убил). Так обычай бросать жребий входит в быт выживших племен, и только по истечении тысячелетий этот обычай начинает распространяться на все явления жизни, без учета специфики сильно изменившегося уклада жизни. Теперь то, что было понятно и очевидно племени первобытных охотников, становится непонятным человеку, выросшему в современном сложноинтегрированном обществе.

Человек принимает жребий, как свою судьбу, и соглашается выполнять ее по доброй воле. Жребий является здесь способом выражения божественного волеизъявления — свободного явления бога миру: природа воспринималась как бог, и ее законы были правильными, справедливыми, таким образом, в жребии бог демонстрировал свой закон людям.

Любое действие, связанное с жеребьевкой включает в себя понятие счета, даже если числа не произносятся. При жеребьевке всегда идет договор о том, кому достанется первому или кто будет первым делать свой выбор, то есть возникает определенная последовательность, порядок, в котором подразумевается цифровой ряд. Как правило, цифры от 1 до 5 используются в «считалках-числовках». В самом ее начале, в ходе произнесения считалки цифровой ряд может использоваться целиком от 1 до 10.

«Раз, два, три- «Раз, два, три, четыре,

стара баба ты. пять, шесть семь, восемь-

Раз, два, три, четыре, пять- ходит баба с длинным носом,

стара баба ты опять. а за нею дед

Раз, 2, 3, 4, 5, 6, 7- Сколько деду лет?

стара баба ты совсем. Говори поскорей,

Раз, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10- не задерживай людей».

бабу старую повесить».

Таким образом, дети произнесением чисел обуславливают свои законы.

Счет необходим для установления порядка. Соглашаясь с последовательностью раскрытия числового ряда, мы соглашаемся с правильностью раскрытия мироустройства, заключенного в числовом ряду, и далее — с правильностью установленных нами правил игры. Идет обряд согласия.

В словарной статье В. Даля «Числа» приводится значение слова «числено» в вятском диалекте: «Говори числено, вят. порядком, правильно, законно, верно». Таким образом, само понятие числа связано было в крестьянском мировоззрении с понятиями закона, договора, порядка.

«Разом, двазом,

трикузиком…»

«Азы, двазы,

тринзы, волынзы…»

«Ранзы, дванзы,

тринзы, инзы…»

В традиционной культуре числа могли использоваться в ситуациях, которым придавалось космическое значение. Тем самым числа становились образом мира и отсюда средством для его периодического восстановления, например, после разрушения.

С помощью чисел всякий раз, когда это было нужно, воспроизводилась структура космоса и правила ориентации в нем человека. Таким образом, произнося счет от начала до конца (от 1 до 10) в начале игры, ребенок словесно воспроизводил «структуру космоса», тем самым, определяя ход своей дальнейшей деятельности, устанавливая свой порядок и закон.

Считалку также, как и сказку, загадку, задачу, можно отнести к специальным числовым текстам. Исходя из того, что в числовых кодах сокрыты образы устройства мира, Вселенной, можно предположить, что ребенок, произнося эти цифры, неосознанно заучивает картину мира, законы окружающего его мира и законы Вселенной, принятые в его среде. Игры, считалки, песни, танцы — обучали этим законам. В традиционной культуре трансляция культуры происходит с помощью образцов. Такой культуре невозможно научиться, ее можно только выучить, запомнить наизусть.

Помимо считалок, загадок, к специальным числовым текстам можно отнести и народные задачи, решить которые невозможно, не зная ответа заранее или не имея знаний окружающего мира. Знание такого рода текстов (считалок, загадок, задач) повышает статус ребенка среди сверстников. Следовательно, знание считалок, загадок, задач позволяет ребенку быть принятым в детское сообщество. (Происходит социализация и адаптация ребенка в социуме).

Действие в игре одновременно может разворачиваться в двух измерениях — космическом и земном. Интересно построение считалок: в начале идет счет («раскрытие космической модели мира»), затем разворачивается действие, знакомое ребенку. В начале был сотворен мир, а потом человек стал участником происходящих в этом мире, на земле, действий. Возможно, знание подобных текстов позволяет быть творцом своего мира.

Счет18 – считать, устанавливать число, определить число, количество чего-либо. Счет не обманет. Вся правда в счете. Слова: сосчитывать, счет, считать, считывать, сличать в толковом словаре В.Даля объединены в одной словарной статье. Таким образом, слова считывать и сличать выступают в качестве синонимов. Все остальные слова являются однокоренными. Одно из названий русских считалок – личилки; польских — выличанки; украинских – личеты. На основе наличия одного и того же корня лик-//лич- в словах сличать и личилка и того, что слова сличать и считывать19 являются синонимами, можно предположить, что считалка выполняет функцию считывания, сличения явного мира с не явным миром, отражения действительного мира и запечатления его в определенных словесных и числовых кодах, игровых действиях. Цифровой ряд в языке (и сам язык) можно рассматривать одним из кодов проявленного мира. Тот, кто сосчитан, тот стал явным для этого мира.

При помощи слов ребенок из не явленного творит явленный мир, в который он перейдет после произнесения считалки. Под образом неявленного мира следует понимать совокупность впечатлений, хранящихся в памяти в виде образов, которые при необходимости становятся обликами. Под понятием творение явленного мира следует понимать процесс воплощения «образов» в конкретный предмет, вещь, действие. В игровой ситуации результатом могут выступать действия, которые совершают играющие. Для того, чтобы мир, созданный в сознании стал явным, необходимо обусловить его, то есть выразить в слове. Для этого ребенок проговаривает словами свои образы и закрепляет их действиями (не только словесными, но и физическими).

В ходе счета происходит договор ребенка с высшими силами о принятии им той доли, которой его наделили на предстоящую игру.

Известна детская игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем». Танец=пра-язык: дети еще не умеют говорить, не знают слов, а уже пляшут, своими движениями показывая, что они собираются делать. Как договориться о совместном действии без языка? С помощью движений. Образец поведения закрепляется в поколениях. Если результат положительный, то стоит ли задумываться над изобретением чего-то нового? Образец переходит в мышление.

Следовательно, закреплялись только те образцы, которые обеспечивали продолжение жизни.

Обычай узнавания своей доли передается из поколения в поколение. В обрядовой жизни взрослых людей этот обычай наиболее ярко запечатлен в святочных гаданиях.

Договор дает возможность человеку достичь желаемого и справедливого результата. Договариваясь, люди предъявляют свои условия друг другу. Они закрепляют свой договор в слове, принимают словесное обязательство. Заключение договора – это один из обрядов. Очень важно, чтобы договор устраивал обе стороны, то есть был двусторонним. В таком случае можно гарантировать его соблюдение. Наиболее распространенным заключением договора было рукобитье20, которое сопровождалось присловьем: «Ну что? По рукам?» В детских играх такой обряд отразился в зачине игры. Когда ребенок хочет играть, он сжимает кулачек, выставляя большой палец вверх, и произносит: «Тай, тай, налетай, кто в такую-то игру играй…» Дети, которые хотят присоединиться к игре, подходят и захватывают большой пальчик руки зачинщика своей ладошкой, в свою очередь выставляя свой большой пальчик, и, таким образом, ходят все вместе по двору, произнося: «Тай, тай, налетай…», до тех пор, пока, аналогичным способом, к ним не присоединится достаточное для игры количество детей. Получается живая цепочка кулачков, нанизанных на большие пальчики друг друга. Таким образом, закрепляется договор согласия на предстоящую игру. Потом они рядятся, договариваются о соблюдении правил. В результате соглашений и договоров они творят свой собственный мир, закрепляя его каким-либо словом или обрядом. Вышеприведенный пример заключает в себе и действие и слово.

Игра для ребенка – это жизнь «понарошку», проживание какой-либо ситуации «понарошку». Проживание – это процесс. Получение каких-либо определенных навыков – это результат. Рассмотрим слово понарошку. Однокоренные слова: нарочно, наречно, нарок, нарекать. Здесь явно просматривается корень -рек / -реч. Синонимом этого слова является слово говорить. Таким образом, зная то, что в игре все понарошку, то есть нарочно, предварительно оговорено, дети могут свободно заключать договора, которые необходимо соблюдать во время игры, и которые могут отличаться от правил взрослых. «То – не игра, что взаправду пошла», — гласит пословица. Договариваясь между собой, дети передают свои законы, свои правила и порядки.

Игра для ребенка – заранее оговоренная, а значит ожидаемая ситуация. Создание своих законов и правил в ходе игры, заключение договоров перед игрой – это предостережение от несправедливой игры. Договора являются залогом успешного хода и окончания игры. Добиться игры по справедливости можно благодаря установлению законов. Следовательно, законы должны быть такими, чтобы никому не было обидно. Ведь если ребенок обидится, то он не будет играть с обидчиками, и, находясь в обиде, может разрушить всю игру. Считалка является первым или одним из первых договоров на игру. Ей может предшествовать непосредственный договор, который был рассмотрен выше.

Вероятнее всего в считалках сохранились рудименты старых обрядов, выполняемых взрослыми, которые в свою очередь проживают дети в игровой форме.

«Первенчики, другенчики,

Летели голубенчики,

По Волге росе,

По Поповой полосе,

Тут чашка, орешки,

Медок, солодок,

Выйди вон, королек.

…По пусту, по насту,

По лебедю крыласту

Сверстень, перстень,

Сокол, воробей,

Дуб, крюк, крест

…По кусту, по насту,

Свистень, перстень,

Колокол, палка.

Жужжалка, солянка,

Сокол, полетай…»

Словарный состав отражает названия предметов из быта охотников, мастеровых: сверстень – уровень (строительный), сокол – птица, а также каменщицкий поднос, солянка – еда и солончаковое растение, иногда для подманивания сохатых, изюбров; медок, солодок, палка – снасти для звероловов и птицеловов.

Рыбаки рассказывают о разных обычаях при артельном быте. Существовали сложные чинные порядки. Приглашение нового атамана в рыболовецкую артель было похоже на пьесу народного театра. От этой старины осталось немногое, например, обычаи при распределении рыболовецких мест. В обиход вошли урочища для рыбной ловли под названиями: Медведь, Сосна, Вязовый корень. Рыбаки решают распределять «тони» (места ловли) по справедливости, положась на судьбу. В шапку складываются условные предметы (еще и теперь в играх их называют фантами): гвоздик, сучек, железка, травка, камешек. Встряхивают шапку, произносят присказку, вроде: «Тоню тяну, рыбу ловлю». Называют: «Медведь. – Кому? – Получай. – Далее: Сосна? Вязовый корень. Тебе, Родион? — Ступай вон».

Также существовал рыболовецкий обряд разделения улова. Выбирался тот, кто будет указывать долю, ему завязывали глаза или поворачивали спиной к улову (слепой случай, слепая Богиня Фемида), и он указывал имя того, кто участвовал в жребии. Получивший свой жребий выходил, и в дальнейшей жеребъевке он не принимал участия.

Эти отрывки обрядных слов, в которых внушительное, заветное мешается с шуткой, доходят до детей и влияют на складывание стихов:

«…Прело, горело

осиново полено,

за море летело,

стали пену бити,

колотити,

стали спрашивати:

чашка, ложка,

медок, сахарок».

Можно сравнить приведенную считалку с описанием мифа о Пахтанье Богами Океана для получения Амриты – напитка бессмертия в «Махабхарате», в главе «О том, как добыли амриту». Прослеживается взаимосвязь между образом Индры Громовержца и словами считалки «прело, горело, осиново полено…», а также процессом пахтанья богами океана и словами «стали пену бити, колотити».

Такие образы как «петелка, иголка», «ниточка, иголочка» «ножницы скрыпенцы», «шильце, мотовильце» указывают на сохранение рудиментов ткацкого дела, прядения в детских считалках.

В считалке «Шла кукушка мимо сети…» усматривает ее связь с северными рыболовецкими обрядами.

1)«Шла кукушка мимо сети, 2) «Шла кукушка мимо сети,

А за нею – малы дети. Ей поймали злые дети,

Кук! Закричали:

Небо, звезды, луг. Ку-ку-мак!

Кук! Мак! Разжимай один кулак!»

Выходи, один кулак».

Ребенок отражает в своей деятельности то, что видит вокруг себя. Наблюдая и участвуя в обрядовой жизни, обучаясь обычаям взрослых, у него возникает желание создать свои обычаи, свои обряды в кругу своих же сверстников. На мой взгляд, в процессе игры одновременно реализуется и феномен передачи игровых правил, законов, и феномен собственного творчества.

В игре ребенок учится узнавать мир. В игре обучаться легче. Играя, ребенок не думает, что он обучается, а, тем более, работает. И с каждым разом, с каждой последующей игрой ребенок только совершенствует свои навыки. В каждой игре существуют свои законы, о которых дети договариваются в самом начале игры.

С одной стороны, игровые законы – неписаные законы. Они могут передаваться детьми из уст в уста. Таким образом, ребенок является хранителем древних обычаев, законов, обрядов.

С другой стороны, и в ходе игры дети продолжают создавать свои законы и свои обряды. С течением времени может изменяться словесный ряд, но суть и форма остаются неизменными. Таким образом, у детей появляются свои обычаи, выраженные в игровых законах. Нарушение обычая влечет за собой разрушение сложившегося уклада уже устроенного мира, а, следовательно, за нарушением должно последовать наказание. Также неумение, неловкость подлежат наказанию. Зачастую результатом игры может являться наказание за проигрыш.

Не всегда для ребенка достаточно одного наказания. Будучи наказанным один, два, три раза ребенок начинает осознавать свою ответственность. Он учится отвечать за тот поступок, который совершил. Именно по этой причине в игре должно быть все предусмотрено. При установлении законов предусматривают возможность их нарушения. Закон обуславливает наказание для нарушителя закона. Нарушение не может быть не замечено, и наказание выполняет роль противовеса, приводящего сложившуюся ситуацию в состояние первоначального равновесия. В каждой игре ребенок обучается какому-то определенному действию. Итогом игровой деятельности ребенка становится умение управлять окружающим его миром. Управление – способ достижения желаемого. Игра дает возможность научиться управлению в кругу своих сверстников в защищенных условиях.

Одной из причин сохранения игровых обычаев является условие их справедливости. Каждый ребенок очень внимательно следит за тем, как другой выполняет установленные правила. Дети требуют друг от друга беспрекословного выполнения игровых законов, чтобы никому не было обидно. Где закон, там обида. Слову закон в русском языке предшествовало слово покон 21. Покон – то, что идет от самого начала, то есть от сотворения мира. Закон, покон, конец, начало 22 – однокоренные слова, имеющие в своей основе индоевропейский корень —kon //-ken. Понятие кон связано с такими понятиями как граница, край. В играх слова с таким корнем сохранились, например, в игровой приговорке: «Кто по городу не ходит, тот четыре кона водит». Слово кон в современных играх может заменяться на слова: раз, партия, очередь, черед; тебе начинать. Тот образ, который не знаком ребенку постепенно вытесняется узнаваемым образом. На место непонятного образа предмета, вещи или явления приходит тот образ, который ребенок сам видел и может описать.

«Конаться сев., вост. Кончаться, оканчиваться; // биться, конать, в значении просить, кучиться, кланяться, добиваться чего, докучать просьбами; // считаться, жеребьеваться, глотаться, меряться по палке или по веревке, метать жеребий, означать кого для выхода счетом, в играх; решать очередь по жеребию; // тягаться, меряться силой, смб. коновиться, каз. кониться. // Считаться конами в бабки. За ладью хватайся, а Богу конайся, арханг. Торговаться одному, а конаться всем, от обычая, не перебивать друг у друга цены, а когда приторговано, метать жеребий. Первечики, другечики, лебеди по насту, кустик, свистик, свинка, полянка, шишел, вышел, он, Родивон, пошел вон! конанье. Первончики, другончики, на желобе, на колоде, ставка, пленка, сучек, каблучек, заяц, месяц, вырвал травку, положил на лавку, кто взял? Ты! То же»23. Исходя из определения, которое приводит В. Даль видно, что конанье, метание жребия, счет, считалка являются синонимическими понятиями.

Каждое из вышеперечисленных понятий связано с выбором доли. Таким образом, они объединены по своей функции.

Помимо считалки в игре присутствует немалое количество игровых законов, тесно взаимосвязанных со считалкой. Обратимся к их рассмотрению.

Начало игры:

1.В игре не плакать.

2.Раз, два – начинается игра.

В игру вступает «вода»:

1.Раз, два, три, четыре, пять,

Я иду играть. Кто не спрятался,

Я не виновата. Кто за мной стоит,

Тот в огне горит.

Передышка:

1. Три-четыре, я на перерыве

2. Четыре-четыре, я на перерыве

3. Шишки-шишки, я на передышке

Начало игры после перерыва:

1.Пять-пять, мы идем играть опять

На тот случай, если «вода» плохо водит:

  1. Кто по городу не ходит,

Тот четыре кона (раза) водит.

  1. Каши можешь не варить,

А по городу ходить

Помощь одного играющего другому в присутствии «воды»:

  1. Топор, топор, сиди, как вор,

И не выглядывай во двор

2. Пила, пила, лети, как стрела

Когда ребенок не хочет больше играть:

  1. Семь-семь, я вышел насовсем

При нечаянной ошибке:

  1. За нечаянно бьют отчаянно

После драки:

1. Взявшись за мизинчики, дети произносят: «Мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться».

Из небольшого количества приведенных здесь игровых правил видно, что ребенок старается запечатлеть в слове каждое свое действие. Все игровые присловья произносятся ребенком вслух. Каждое физическое движение или действие ему необходимо сопроводить словом. Таким образом, ребенок постоянно ведет беседу со всеми участниками игры. Он предупреждает о своих действиях. Благодаря использованию игровых правил, дети могут оградить себя от несправедливых притязаний со стороны других играющих детей. Одновременно ребенок ведет разговор и с окружающим его миром. Значит, он сливается в этот момент со всем окружающим его миром. В случае нежелания ребенка общаться с миром он прекращает разговаривать с ним. Он принимает решение обидеться на окружающий его мир и не разговаривать с ним. Например, ребенок обиделся на кого-то из окружающих и говорит: «Я больше не буду с тобой разговаривать». (Здесь людей и природу можно рассматривать как проявления окружающего мира). Следовательно, в этот момент ребенок по собственному желанию решает выключиться из общего хода действий. Но и такие ситуации в играх предусмотрены. В начале игры дети обязательно договариваются не плакать и не обижаться. «Чур, не обижаться!» «Чур, не плакать!» Произнося имя к Боа Чура, дети обращаются к Богу Роду за покровительством.

Почему эти игровые присловья оказывают такое действие? В чем заключается их сила? Во-первых, в сущности своей они справедливы. Дети очень хорошо различают справедливые законы и несправедливые законы. Во-вторых, очень важна форма выражения, то, как будет произнесено это правило. Игровые присловья очень сходны с пословицами и поговорками. Для разрешения какой-либо ситуации человек зачастую обращается к пословицам и поговоркам. В пословицах и поговорках отражены законы человеческого общежития. Эти законы проверены и утверждены предыдущими поколениями. Следовательно, они имеют силу. Такие игровые законы позволяют ребенку узнать правила и законы и приобрести навыки.

Игровые правила — это закрепленные законы общежития, которые помогают очень быстро разрешить ситуацию. Они дают возможность играющим беспрепятственно перейти к следующим действиям. Именно поэтому они должны быть ритмизованными, подобно считалке. Они передают действие, которое ребенок собирается совершить. Считалка раскрывает этот мир в движении.

Дети проигрывают один и тот же обряд для того, чтобы их мир был для них узнаваем. (То же имеет отношения и к кукольному театру Петрушки. Петрушка – перчаточная кукла. Это один из традиционных персонажей кукольных представлений, которые на Руси издавна устраивались скоморохами. Как правило, это происходило на ярмарках, базарах, во дворах. Празднования Вербной недели не обходились без театра Петрушки. Петрушка также имел название Петр Иванович Уксусов или Ванька Рататуй. С течением времени Петрушка превратился чуть ли не в единственного персонажа русского народного кукольного театра. Образ Петрушки – образ вечного возрождения и движения вверх. Несмотря на то, что в конце каждого представления собака, черт или кто-то другой уносили Петрушку вниз за ширму, что символизировало собой смерть, в следующем представлении он появлялся вновь такой же веселый и жизнерадостный. Интересен тот факт, что нижний край ширмы, за который в конце представления уносили Петрушку, назывался «грядкой». Как известно, в земляную грядку сажают семена, которые в будущем прорастают и дают урожай. Демонстрация представлений Петрушки на Вербной неделе напрямую связана с мировоззренческим аспектом сельскохозяйственной культуры русских крестьян. Весна – время воскрешения и возрождения природы и для того, чтобы этот процесс происходил более успешно, люди подобными действиями способствовали ему. Петрушка, как и сельдерей, улучшает мужскую потенцию. Существует мнение, что первоначально Петрушка ассоциировался с Богом Родом и представлял собой тряпичную куклу, символически напоминающую фаллос (горб спереди и сзади – мошонка, а длинный нос – уд (отсюда – нельзя показывать «нос» пятерней, выражение «оставить с носом»)). Одна из задач Рода – наказывать нарушителей, попирающих установленные законы и обычаи, восстанавливать справедливость, защищать обиженных и учить дураков. Поэтому так важен неизменный репертуар Петрушки: он был надежной защитой устоев и обычаев общины).

Считалка сопровождается обязательным прикосновением руки считающего к груди, плечу, лбу всех участников игры. Это подтверждающее действие еще раз помогает ребенку убедиться в присутствии игроков. А также определить наличие всех игроков. Можно предположить, что прикосновение носит так же функцию признания другого человека своим. Тактильный контакт может продолжаться в течение всей игры, например «В прятки».

Когда в игре «В прятки» «вода» предупреждает о том, что он идет искать, он находится около пятна24. Пятном может выступать дерево, условленная дощечка в заборе, шест и др. Ребенок только тогда будет считаться найденным, когда «вода» сначала дотронется до него, а потом — до пятна. Прикасаясь к пятну, ребенок должен произнести имя запятнанного игрока и сказать слово «запятнан». Все это должно произноситься вслух очень громко, чтобы другие тоже слышали. Почему необходимо дотронуться сначала до играющего, а потом до пятна? Чтобы еще раз убедиться в присутствии игрока после того, как он на некоторое время выпал из поля зрения «воды». «Вода» еще раз определяет его наличие в игре, подтверждая это повторным прикосновением. Также «вода» закрепляет присутствие игрока с его проигрышем. Первое прикосновение происходит в момент счета.

С течением времени одни образы замещаются другими. Дети «обряжают» свой мир в те образы, которые ими уже прожиты и хорошо усвоены.

Раньше каждому деревенскому ребенку были хорошо знакомы предметы плотницкого, ткацкого ремесел; охотничьего, рыболовецкого промыслов. Слова: болван, баклешка, шильце, мотовильце, тоня не вызывали недоумения. Распределение рыболовецких тоней или охотничьих мест сменяется выбором новых материальных ценностей, например, выбором машин в считалке:

«Чайка, волга, жигули

Выбирай себе ключи».

Даже в этом коротком двустишии сохранен принцип жеребьевки, сохранена ситуация выбора. А что тебе выпадет, какова твоя доля, известно одному Богу.

На данном этапе исследования вопроса о происхождении считалок сложно установить какие-либо промежуточные жанры между первожанром (предполагается, что это был приговор при обряде жеребьевки) и современным жанром считалкой.

Установить точную временную последовательность развития жанра в устной традиции очень сложно на этом этапе изучения, в отличие от литературной традиции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11