«Славянские приметы на каждый день: Современный комментарий»

0357-a.800x600А.И.Корзухин «Девичник» (1889)

Мои дорогие читатели!

Вглядитесь, пожалуйста, в картину, которая изображена перед Вами.

Вгляделись? А теперь послушайте…

Давным-давно существовал на Руси свадебный обряд, одной из частей которого было очищение-омовение перед свадьбой — парение в русской баньке — смывание с девицы-невесты девичьих гульб, а следовательно, подготовка к обряжению девицы в молодую жену, будущую мать семейства. Это был очень светлый, радостный и праздничный обряд. Наверное, Вы уже ощутили теплоту разливающегося по всей окрестности солнца, которое, озаряя кроны деревьев, проникает своими лучами и ласкает каждое Божье создание и всякое Божественное творение.

…Девушка-невеста только что вышла из бани, она идет по направлению к дому. Девичьи глаза опущены долу, голова покрыта белым платком, она находится в молитвенном состоянии, словно бы и не со своими подружками. Подружки знают об этом и не создают ей помех в ее пространстве. Они ограждают девушку от возможных невзгод. Подружка невесты с красивыми распущенными волосами, что является символом незамужней женщины, в ярком розовом одеянии, символизирующем рассвет и рождение новой жизни, метет перед девицей путь. Это тот новый путь семейной жизни, на который ее подружка вот-вот вступит. Напротив метущей девушки — женщина с коромыслом, ведрами и ковшом, прибивает водой пыль, которая поднимается от того, что подружка невесты метет-очищает перед последней путь. Как водичка к земле пыль прибивает, так чтобы и все жизненные невзгоды к земле прибивались да в прах превращались. Девушка и женщина, по одной диагонали, творят бытийный образ жизни будущей молодой женщины.

Девушка с заплетенной косой, что также является символом незамужней женщины, в ярко красном переднике, держащая в руках венок с лентой и бубенцами, окружает будущую молодую женщину весельем, чтобы жизнь ее была радостной и веселой. Она символизирует собой Красно Солнышко, которое светит ярко в дневное время суток. Напротив нее, по другую сторону девушки-невесты, — женщина в бело-синем одеянии, мать семейства, также держащая в правой руке венок с бубенцами, символизирует собой среброликую Луну. Так девицу-красавицу окружает Вселенная, просыпающаяся на восходе с лучами солнца и засыпающая на западе в лунном сиянии. Таким образом, женщина и девушка, держащие в руках венки с бубенцами, и находящиеся в другой диагонали творят образ принятия будущей молодой женщины в космическое бытие. Обе пары, каждая из которых состоит из девушки и женщины, образуют крест, который являет собой символ человека и его огненного воплощения. Если все четыре конечные точки креста соединить воедино, то получится круг, колесо или хоровод, которым катилась по земле Русь.

На пороге бани стоит полуобнаженная девушка, символизирующая собой Светлый Дух. Баня — место, где, как правило, появляется на свет новая жизнь, рождается ребенок. И девушка-невеста в это время перерождается в женщину, то есть она умирает в одном качестве и рождается в другом качестве. Девушка на пороге бани — это берегинюшка, охраняющая девицу-невесту от всевозможных неприятностей. Ведь девушка-невеста только-только прошла обряд очищения и всякое может случиться на ее новом пути. Чтобы неприятностей не произошло, Светлый Дух-Кума-Девица присматривает и в то же время провожает свою куму-сестрицу в другую жизнь, жизнь семейную.

Богато одетая женщина со сковородой в левой руке и ухватом в правой руке ходит против солнца, навстречу ему, тем самым закрывая от посторонних пространство посвящения. Женщина дает звоны, тем самым призывая ветры – природные силы, которые бы оградили будущую семью от всевозможных жизненных невзгод. Сковорода в левой руке – символ женского начала, ухват в правой руке – символ мужского начала. Поодаль, от происходящего посвящения, женщина, символизирующая мир-общину, развешивает белье, то есть занимается повседневными бытовыми делами. Она наблюдает за разворачивающимися событиями и в то же самое время не забывает про свою работу.

Около бани, справа, расположились богато разодетые женщины. Их четверо, что символизирует собой четыре стороны света, четыре времени года, четыре времени суток. Женщины – Реченицы-Суженицы. Они стары и мудры, как Мир, они знают о Мире все, они нарекают человеку судьбу. После того, как они провели для девушки-невесты обряд посвящения, обряд впрыгивания в понёву1, они отдыхают, но в то же самое время наблюдают за происходящими событиями. Перед столом, за которым празднуют Суженицы-Реченицы, на земле лежит перевернутая скамейка, пустой бочоночек и чуть поодаль лежит розга. Обряд проводился следующим образом: девушка ходит по скамейки вперед и назад, перед ней держат раскрытую понёву, в которую она должна впрыгнуть. Ходя по скамейке, девушка повторяет: «Хочу — вскачу, хочу – не вскачу!» В том случае, если девушка отказывалась впрыгивать в понёву, ее замужество откладывалось еще на год. После того, как девушка впрыгивала в понёву, пути назад в девичество у нее не было, то есть перед ней открывался только один путь — путь в замужество. Перевернутая скамейка указывает на то, что возврат в девичество невозможен. Но зачем же розга? Для охлёстывания как самой девушки, так и бочоночка, лежащего на земле. Пустой бочоночек символизирует сразу несколько вещей: 1. Сейчас пустой, но вскоре должен наполниться. Девица пока не беременна, но после замужества вскоре забеременеет; 2. Чтобы процесс зачатия произошел наименее безболезненно, чтобы девушка не боялась ни своего тела, ни тела своего мужа, чтобы как бочоночек под мужа катилась, ее охлёстывали, тем самым правили ее тело в тех местах, где за время ее жизни образовались омертвевшие участки тела — скляни. 3. Бочоночек – символ веселой, сытой и радостной жизни. Как бочоночек катится, так, чтобы и девушка по жизни катилась, не встречая на своем пути ни невзгод, ни преград.

Теперь, дорогие читатели, Вы, наверное, поняли, почему именно эту картину я выбрала для иллюстрации обложки данной книги. Если Ваше любопытство не ослабло и Вам не терпится продолжить чтение книги, то я пожелаю Вам всего самого хорошего. И главное, чтобы Вы получили свой интерес или приобрели свою выгоду, как говорили на Руси, от чтения этой книги.

Вступительная статья

«Не очень верим, но примечаем и соблюдаем!»

Без дела вера мертва (нема) перед Богом.
Веру к делу применяй, а дело к вере.
Всякому поверью есть корень и основание.
Что подворье, то поверье; что двор, то говор; что келья, то мельня.

 

«В лесу родились, под кустом крестились, вокруг дерева венчались, пенькам молятся» или «Живут в лесу, молятся колесу», – так говорили про древних славян, живущих в единении с природой, молящихся солнцу и деревьям. Сейчас эти выражения звучат как насмешка над образом жизни нашего предка. Человек издревле описывал мир, окружающий его, и закреплял эти описания в былинах, поверьях, приметах, песнях и сказках.

В последнее время на экране телевизора во многих популярных передачах нередко поднимается вопрос о том, почему человек верит или не верит в приметы. На мой взгляд, в первую козочередь речь должна идти не о вере или неверии, а о том, что современный человек считает для себя приметой, а что нет! Ведь в сознании многих наших современников понятие примета, поверье, суеверие не имеют принципиальных различий и связаны с далеким образом жизни нашего предка. Путаница в понятиях сложилась уже к концу XVI века, в результате гонения на языческую народную культуру («язык» – народ, земля с одноплеменным населением своим, с одинаковой речью2), когда все, что не соответствовало церковным канонам, объявлялось «суеверием» — «пустой верой» и подвергалось гонениям.

Такое отношение к приметам в сознании современного человека, живущего в России, особенно сильно было закреплено за годы Советской Власти. При социалистическом строе, в течение 85 лет, в сознание населения активно внедрялось атеистическое мировоззрение, когда даже вера в Бога могла навлечь на человека множество неприятностей, а приметы и поверья назывались предрассудками и поднимались на смех, вера в приметы считалась зазорной. Вслушайтесь: само слово «предрассудок» несет в себе смысл чего-то неразумного, недоразвитого, слабоумного, чему еще только предстоит стать разумом. Если исходить из такой логики, а именно ее и насаждали, то в приметы и поверья верят только дети или дураки! Как тут не вспомнить слова Л.И. Брежнева: «У нас нет инакомыслящих, у нас есть душевнобольные!»

К тому же образ жизни городского жителя за последние 50 лет так сильно изменился, что большинство молодых людей совсем не знакомы с образом жизни деревенского крестьянина. Им не понятен уклад деревенской жизни, картина мира, отношение ко времени и пространству крестьянского жителя, его самоощущение в этом мирозданье. Тем более что за годы советской власти, благодаря всеобщей коллективизации, изменилась и сама деревенская жизнь. Возможно, настала пора поменять свою точку зрения и отказаться от общепринятого и бытующего мнения о том, что приметы и поверья были не более чем суевериями и предрассудками.

Сам факт существования такого количества всевозможных примет и поверий заставляет задуматься и взглянуть на них с иной стороны. Если наши предки в течение многих столетий создавали, бережно хранили и передавали приметы и поверья, то, значит, в этом была жизненная необходимость.

Теперь, спросим себя: «Существуют ли люди, не верящие в приметы вообще?» Возможно, некоторые не верят в примету, связанную с черной кошкой, но ведь с течением жизни у каждого вырабатывается свой набор примет. Присмотритесь и прислушайтесь к себе, и Вы точно обнаружите целый ряд интересных наблюдений! Например, Вы, выходя из дома, встретили человека, и в этот день в Вашей жизни произошло что-то очень приятное. Вы не обратили на этот факт внимания, но в следующий раз, когда Вы опять встретили того же человека и у Вас произошло что-то очень хорошее, Вы уже задумались и, вероятно, связали два этих факта: встреча с человеком и приятное событие. Вот у Вас и родилась примета на Вашу собственную удачу. То есть Вы подметили событие, произошедшее в окружающем Вас мире, и создали свою собственную примету. Безусловно, можно не обратить внимания на такую мелочь, не заметить, но из таких мелочей и складывается вся наша жизнь! А не обращать внимания на мелочи, значит, не обращать внимания на свою собственную жизнь.

Вслушайтесь и всмотритесь: «со – бытие» – это не что иное, как факт Вашего совместного бытия с Миром, окружающим Вас, Вы живете в нем, действуете в нем, значит, и Вы и Мир – действительны, Вы — существуете! При этом Ваши действия направлены на удовлетворение Ваших жизненных нужд, если бы Вы их не удовлетворили, то сейчас некому было бы читать эти строки. Раз Вы живы и читаете их, значит, Вы добились успеха и получили необходимое для продолжения жизни. Ваши действия и условия, в которых Вы их производили, становятся значимыми, и Вы это отмечаете, примечаете, и запоминаете. Задумывались ли Вы над этим?..

Приведу другой пример. Если человек родился в понедельник, то понедельник для него будет являться благоприятным днем, несмотря на то, что в представлении других людей этот день связан со всевозможными трудностями и неудачами. И с психологической точки зрения это правильно. Если человек родился, то он явился в этот день миру. А раз он явился миру, то и мир явился ему. При этом каждый про себя знает, что он хороший. «А если я, хороший, явился в мир, то и мир должен явиться мне добрым и хорошим!» Как известно, действительность приобретает то значение, какое мы ей придаем. Поэтому в сознании человека четко фиксируется представление, что день своего собственного рождения не может приносить неудачу. Таким образом, общепринятые приметы на этот день для человека, родившегося в понедельник, сбываться не будут. Но в четные дни (вторник, четверг, по общепринятым представлениям, — эти дни благополучны и удачны) для него будут сбываться плохие приметы. Таким образом, в сознании человека будет происходить корректировка своей собственной жизни при планировании будущих событий и принятии решений, определяющих его дальнейшую судьбу.

Хотя, возможен и другой подход: если ребенку с детства внушать, что он родился в нехороший день и плохой час, тогда и день собственного рождения может стать днем всяких невзгод и напастей!

Но как момент прихода в этот мир может быть плохим или хорошим? Этот момент произошел и уже от человека зависит, как прочитать все те знаки, которые сопутствовали его рождению: шел ли дождь, светило ли солнце, гремел ли гром. Толкования дают люди, и каждый человек в состоянии совершить свой собственный выбор: придерживаться этих толкований или давать свои собственные и тем самым целиком и полностью отвечать за свою жизнь, не перенося ответственность на другого человека!

На любом этапе своего жизненного пути каждый из нас вынужден принимать то, что ему говорят. В раннем детстве такое поведение считается разумным. Ведь маленький ребенок очень часто не может и не должен (по мнению большинства взрослых людей) иметь своего собственного взгляда на происходящие события, он должен слушать то, что ему говорят старшие люди. Но почему мы должны верить в то, что нам говорят другие? Для того, чтобы выжить в том мире людей, среди которых приходится жить? Человек не может жить полноценной жизнью вне общества. Хотим мы этого или нет, но нам приходится считаться с обществом и выполнять его предписания, договариваться с людьми. Когда человек входит (рождается) в этот мир, уже все установлено, и ему необходимо согласиться и принять то, что уже есть. У ребенка нет ни знаний, ни достаточных сил, ни социального опыта устанавливать свои законы и порядки. Ребенок не дееспособен, он во многом зависим от взрослого человека. Но ребенок взрослеет, его взгляды меняются и зачастую очень сильно отличаются от взглядов старшего поколения, многие общепринятые нормы перестают его устраивать. Но он продолжает слышать от старших людей, в особенности от родителей: «Послушай, я был молодым, а ты никогда не был старым, поэтому делай так-то и так-то». Но теперь молодые могут им ответить: «Ты никогда не был молодым в мире, где молод я, и никогда им не будешь».

Что же делать в этом случае? Как изменить ситуацию? Во-первых, пересмотреть то, что хорошо известно и знакомо с малых лет, так как за это время маленький ребенок превратился во взрослого человека, который приобрел свой собственный жизненный опыт и свою точку зрения на происходящие вокруг него события. Взрослому дееспособному человеку нет нужды опираться на старые взгляды и установки, он может сам решать, что принимать, а что нет, во что верить, а во что нет. Во-вторых, отменить старые договора и заключить новые с самим собой, с миром людей и с миром природы.

Таким образом, если в детском возрасте ребенок вынужден принимать то, что ему сказали, то когда он взрослеет, у него появляется возможность пересмотреть хорошо знакомые установки и решить для себя, продолжать дальше принимать их или же изменить свой взгляд на происходящие события.

С течением времени, у каждого человека вырабатывается свое собственное отношение к приметам, обусловленное культурными условиями той страны и местности, где этот человек живет, своим опытом и своим собственным прочтением этого мира.

На определенных возрастных отрезках каждый человек занимается переосмыслением и переоценкой своих собственных взглядов и ценностей. Целью такой работы является нахождение причин или смысла своего поведения. Для успешного проведения этой работы человеку необходимо, кроме личного опыта, иметь в своем распоряжении и набор знаний, принятых за образец в его культуре. При этом, чем дольше они проверены во временном отрезке времени, то с большей уверенностью их можно использовать для сравнения с правильностью своего мировоззрения и основанного на нем поведения. В круг таких знаний в традиционной русской культуре входили приметы и поверья.

Что происходило в традиционной культуре? Например, существовала примета, что если ткать или прясть в пятницу, можно навлечь беду на своих близких. Пятница – это день, посвященный Богине Макоши, ткущей людские судьбы. И каждая женщина выполняла негласный договор: не ткала и не пряла в эти дни, чтобы сохранять равновесие в жизни своей семьи и в жизни общины. Если же ей приходилось выполнять какие-то запрещенные действия в пятницу, то после этого она совершала очистительные обряды. В мире крестьян все было установлено и каждое действие было закреплено за конкретным днем.

В современном мире человеку очень сложно найти точку опоры.

Только с 60-70 годов ХХ века в мире стал возрастать интерес среди народов к своим традиционным культурам. «Международные конфликты, опасность ядерной войны, экологические угрозы и т.п. сопровождаются чувствами страха, неуверенности и пр. Человек испытывает «шок будущего» (Тоффлер, 2001). Люди стремятся преодолеть оторванность от своих корней, склонны смотреть назад и вглубь, искать защиту в стабильных ценностях предков. Поэтому именно межпоколенные стабильные общности, прежде всего этносы, приобретают столь существенное значение в жизни современного человека.

В настоящее время возрастание роли этнических и культурных факторов, этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества на рубеже веков. Интерес к своим корням проявляется в самых разных формах – от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков загадочной народной души до стремления создать или восстановить свою национальную государственность. А когда эти законные интересы сталкиваются с интересами других народов, возникает ситуация межэтнической напряженности, открытых межэтнических конфликтов и кровопролитных войн.

Одна из психологических причин возрастания роли культуры в жизни народов – поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией, вызывающем чувство беспокойства и тревоги нестабильном мире. Вторая психологическая причина – это интенсификация контактов между культурами, как непосредственных (трудовая миграция, туризм, эмиграция), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации – от спутникового ТВ до «Интернет». Это то, что в современной науке называют «глобализацией», основными характеристиками которой являются: новые технологии, приведшие к разительным переменам в самом характере, объеме и скорости передачи информации, а также международные путешествия, ставшие частью образа жизни миллионов людей»3.

Особую значимость понятие народа или народности приобретает в эпоху радикальных социальных преобразований, приводящих к социальной нестабильности.

Когда окружающий мир перестает быть понятным, начинается поиск групп, которые помогли бы восстановить его целостность и упорядоченность, защитили бы от трудностей пореформенной жизни.

Но для того, чтобы человек мог успешно приспособиться к быстро меняющимся условиям окружающей среды, ему необходимо определиться в реальном социуме, так как среда обитания современного человека – это общество. Поэтому одной из существенных проблем современного общества является проблема перехода личности из одного социального статуса в другой.

В решении данной проблемы современному человеку могли бы пригодиться знания, накопленные традиционной культурой, сформированной нашими предками и проверенный многотысячелетним опытом, так как несмотря на тысячелетнее «окультуривание», современный человек все еще находится на стадии первобытно- «мифологического» мышления.

В условиях общинно-родового строя существовали обряды перехо­да (инициации), которыми отмечались моменты изменения социального статуса человека от рождения до смерти. Инициации это не только обряды, способствующие переходу из одного социального статуса в другой, но и характерный для первобытных культур инсти­тут социализации, основная задача которого состояла в формировании нового социального статуса у нового полноправного члена общины. Осо­бенность подлинного обряда перехода состояла в том, что он был обращен к человеку в его телесной, духовной и социальной целостности. И итогом такого обряда должна была стать полная смена социального статуса. Подобные обряды-переходы необходимы любой возрастной группе, так как они позволяют на всех уровнях ощутить человеку переход из одного половозрастного статуса в другой, а также прожить этот переход в конкретно установленное время.

Кроме получения нового социального статуса человек в процессе инициации приобщался к преданиям, обрядам и обычаям, необходимым для успешного самоотождествления себя с конкретным народом.

Современному человеку, проживающему в России, очень сложно самоотождествлять себя с русским человеком, так как в 1917 году он стал не русским человеком, а советским человеком, проживающим в советском государстве, которое за годы своего существования не смогло создать собственной культуры, а тем более сохранить старой.

И даже в таких условиях человек может найти точку опоры и ответы на многие беспокоящие его вопросы, а для этого необходимо обратиться к своим собственным истокам и своей собственной культуре. Осознание себя представи­телем конкретного народа позволяет человеку отождествлять себя со своим народом и обособить от других народов и народностей.

Приметы и поверья являются составной частью нашей культуры. Почему существовало такое количество малых устных жанров? В чем же состоит разница между приметами, поверьями и суевериями?

Приметы, то, что примечается и фиксируется в течение долгого времени. Это то, что можно проверить, самостоятельно пронаблюдав. Примета основывается на наблюдении, а поверье основывается на глубокой вере в то, что если так делать, то обязательно и результат будет предсказуем. Поверье – это ответ на возникающий вопрос. В основе любого поверья лежит глубокая вера, которая не должна требовать никакого другого объяснения, кроме того, что так делали наши праотцы, а до них Боги и так завещано нам. Если у человека возникал вопрос, то в примете или поверье человек мог найти ответ, и этого ответа человек и должен был придерживаться. Отсюда отношение к обряду как четко зафиксированной последовательности действий, так как выполнение необходимо для поддержания или восстановления равновесия сил в мире природы и в мире людей. Поверье, как правило, связано с выполнением каких-то обрядовых действий. Таким образом, происходит обращение к первоакту, первотворению, ко времени первопредков, ко временам Оно, ко временам Начала всех Начал, к In illo tempore (т.е. в то время).

Французский исследователь Мирча Элиаде в книге «Аспекты мифа» начинает свой рассказ о традиционном или мифологическом мышлении с выдержек из этнографических и древнеиндийских сочинений, раскрывая его суть следующими словами: «Члены племени кай (Новая Гвинея) отказывались как-либо менять свой образ жизни и особенности своей трудовой деятельности, объясняя это, говорили: “Так поступали немусы (мифические предки), и мы делаем так”. Мы находим точно такое же оправдание в молитве, которая сопровождает тибетский ритуал: “Как нам было завещано от начала сотворения мира, так и мы должны совершать жертвоприношения <…>. Как наши предки поступали во времена прошедшие, так и мы должны поступать сегодня”. Такое же оправдание приводится и индусскими теологами. “Мы должны делать так, как боги делали во времена “начала всех начал” <…> “Так поступали Боги, как теперь поступают люди”»4.

Следовательно, в картине мира наших предков закреплялись только те образцы поведения, которые обеспечивали продолжение жизни.

Слово приметы включает в себя корень мет, благодаря которому мы легко можем образовать однокоренные слова: метить, отмечать, ставить метку, или подобрать сходные по смыслу слова и словосочетания: обозначать границу, некий предел, то есть создавать границы своего мира, делать окружающий мир узнаваемым на основе примет. Поэтому сны разгадывали, гадания распознавали. Приметы, поверья, гадания служили границами воспринимаемого мира. Люди прочитывали мир во всех его проявлениях.

Часто ли вы гадаете? С наибольшей вероятностью человек ответит: «Нет. Никогда не гадал» или: «Пробовал пару раз», «Иногда на Рождество».

А верите ли Вы в гадания? Не каждый сразу сможет ответить на этот вопрос однозначно. Но приглядитесь к самому себе, прислушайтесь к самому себе и, возможно, Вы вспомните, как, например, переходя дорогу и в очередной раз куда-то очень торопясь, Вы загадали: «Успею перейти дорогу до того, как загорится красный сигнал светофора, значит, …» Думаю, что у каждого человека хоть раз был такой или подобный случай, а возможно и не раз, и не два. Я привела только один пример, но очень хорошо знаю, что подобных примеров существует множество. Так что это как ни гадания? Только подобные гадания человек создает для себя сам, а в традиционной культуре все было уже установлено и ничего самому придумывать было не надо, нужно было только вовремя воспользоваться накопленными до него знаниями.

Мы потомки тех людей, уклад жизни которых был проверен веками. Родители многих из нас еще в 50-е годы XX века жили в деревне. Общественные отношения, формирующие наше представление об окружающем мире, меняются, в отличие от быта, очень медленно. Следовательно, несмотря на разительное отличие в бытовых условиях, наши представления об окружающем мире и отношениях между людьми очень сходны с представлениями наших предков, несмотря на то, что нередко мы замечаем это только на интуитивном уровне.

Несмотря на то, что жизнь современной крестьянской деревни разительно отличается от жизни крестьянской деревни прошлого века, до сих пор в некоторых местах, где заканчивается граница деревни, можно встретить перекладину, которая символизирует собой закрытие границ одного пространства и открытие границ другого пространства. Как правило, закрывалось культурное пространство деревни и открывалось дикое пространство леса или поля. Таким образом, мы можем видеть знак отсоединения от «своего» пространства и включения того, кто идет, в «чужое» пространство. «Нельзя, чтобы дорога в лесу или нигде заканчивалась», — учили меня деревенские жители.

TerinusВ римской мифологии существовал бог Терминус – охранитель межей и пограничных межевых знаков. Кстати, от имени этого Бога происходит и слово термин. Ведь именно термины позволяют определить, к какому научному сообществу принадлежит тот или другой человек. Приметы – это своеобразные опоры, которые позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире.

Уклад крестьянской жизни, закрепленный веками, давал возможность наблюдать за предметами и вещами, в связи с чем возникало желание проникнуть за суть вещей.

Когда-то два понятия слово и дело обозначались одним и тем же языковым элементом. «Он де Богу не молился», «Он мол Богу не молился». В чем же заключается их подобие?

Де происходит от формы дети, что равнозначно говорить: дети=деяти=действовать=делать=говорить. Мол=молва=молитва=разговор. В просторечье частицы де и мол можно заменить словом говорят: «Богу, говорят, он не молился». То есть делать и молвить когда-то были равнозначными словами. Но с течением времени произошел процесс расподобления, разделения и размежевания этих понятий. Сказано=сделано! То, что сказано, высказано, будет сделано, то есть явлено в действии.

В сказках все что говорится, то и делается. Многие герои сказок общаются с миром напрямую – сказано-сделано – заключил договор и получил от мира то, что пожелал. Недаром эта присказка «сказано-сделано» так часто употребляется в сказках, а с другой стороны: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается!» Потому и не скоро, ведь для того, чтобы получить то, что хочешь именно ты, нужно проделать весь тот путь, который описан в сказке. Но дело в том, что образ мира и картина мира современного человека очень сильно изменились по сравнению с крестьянскими. Поэтому большинство сказочных образов и действий непонятно современному человеку. Прежде, чем увидеть, что в сказке представлен образ того, как достигнуть желаемого, современному человеку нужно проникнуть в суть мировоззрения крестьянина и расшифровать сказочные символы.

Почему сейчас приметы крестьянского мира могут не работать? Потому что произошла смена образного ряда. Образы одной культуры сменились образами другой культуры. Но генетическая память не дает нам возможности забыть про черную кошку или женщину с пустым ведром. С другой стороны, образный ряд городской культуры вырабатывает свою систему ценностей и свои приметы.

Казалось бы, если у человека есть система ценностей, исходя из которой он будет намечать свои жизненные цели и достигать их, а приметы будут помогать ему, то у него не должно быть особых проблем.

Но в любой момент человека подстерегает опасность подмены цели через подмену образов. Ведь примету можно прочитать не однозначно, а посредством нескольких толкований. И если один из образов окажется наиболее сильным и западет в мышление человека, то через некоторое время он и начнет работать. Например, когда кто-то умирал, а кто-то хотел отомстить семье покойного, то на ворота вывешивали дохлую кошку. При этом происходила подмена цели: родственники вместо того, чтобы оплакивать покойника, думали о дохлой кошке, которая отвлекла их внимание. При этом, чем больше стараешься не думать о дохлой кошке, тем больше думается о ней, так как при этом надо не только держать в своем сознании образ этой кошки, но еще и запрет думать о ней – двойная работа! До покойника ли?

Вот и получается, что хотел плакать по покойному, а увидел кошку и сразу забыл про то, что собирался делать — произошла подмена цели.

В течение жизни у любого человека накапливается множество таких «кошек», которые уводят наше сознание в сторону, не дают возможности сосредоточиться и увидеть свои истинные цели. В связи с этим в народе и возникло выражение «обрезать всех кошек», то есть убрать все подмененные цели и идти к своим собственным целям. Можно привести еще множество примеров наглядно подтверждавших народную мудрость и убеждающую человека действовать в соответствии с представлениями традиционной культуры.

С другой стороны, у человека традиционной культуры не было причины не доверять тому, что говорили предки. Ведь они так жили веками, значит нужно просто воспользоваться всеми теми знаниями, которые они передают. А как срезать кошек наши предки знали.

В последние годы выходит большое количество всевозможных книг, в которых и приметы и поверья названы суевериями, но ведь не зря у народа существовало несколько слов для всех этих явлений устного народного творчества. Слово суеверие сейчас читается, как пустая вера или же наоборот – святая вера. Суя, всуе обозначает и понятие святости. Например, может существовать примета, что если кошка перешла дорогу, то …, и это будет примета, основанная на личном наблюдении. Такое наблюдение, став приметой, может мобилизовать человека на определенные действия для изменения ситуации (например, трижды плюнуть через левое плечо), и данные действия помогут человеку успешно разрешить данную проблему. При этом человек, сообразуясь с ситуацией, вправе сам выбирать модели поведения. А вот суеверие будет заключаться в том, что кошка может повлиять на судьбу человека, который увидел, как она переходит дорогу. В этом случае человек, слепо веря в предопределенность судьбы, либо ничего не предпринимает из-за бесполезности борьбы с иррациональными силами, либо должен беспрекословно выполнять предписанные в таких случаях ритуалы, как бы нелепы, неуместны и небезопасны были бы они в этот момент.

Есть ли однозначный подход и однозначный ответ в прочтении примет? Вряд ли! Есть несколько вариантов, и каждый волен выбирать. Скорее всего, проблема заключается в том, что человек выберет и какое решения он примет. И это решение будет определять дальнейшую жизнь человека.

Теперь стоит ответить на вопрос, зачем нужно было такое количество примет и поверий. Тем более, что одна и та же примета могла толковаться совершенно по-разному в деревнях, находящихся в 5-6 верстах друг от друга.

Приметы являлись частью картины мира именно этого конкретного сообщества, и следование этим приметам позволяло определить принадлежность человека к той или иной группе. А нужно это было для того, чтобы определить, с кем ты общаешься: со своим или с чужим. Так как для того, чтобы делать совместное дело, необходимо удостовериться в том, что другой человек – свой, и картина мира у него такая же, тогда, в результате совместного творения, можно получить желаемый результат.

Надеюсь, что книга, которую Вы, уважаемые читатели, держите в своих руках, поможет Вам окунуться в истоки национальной культуры и ощутить чувство национальной гордости за богатейшее наследие собственного народа. А, возможно, и найти точку опоры внутри себя, чтобы самостоятельно оценивать происходящие вокруг Вас события.

К читателю

Иногда Вы можете подумать, что многие приметы повторяются или речь в них идет об одном и том же, но в каждой примете есть своя особенность, даже если одна примета похожа на другую. И за счет кажущегося повторения Вы можете увидеть, как происходит постепенный охват и задействование всех сфер жизни человека и всех ее проявлений. И благодаря такому кажущемуся повторению и однообразию, творится полный и единый образ того, что человек желал получить. Ведь в примете уже заложен результат твоих будущих действий.

Обряды выступают в качестве предостерегающих средств. Крестьянин не ждал лета, чтобы узнать, какой будет урожай, чтобы потом при неблагоприятном исходе горевать о неудаче, он с зимы готовился к лету, предпринимая охранительные меры, которые выражались в обрядовой практике. Все делали заранее: договоры, угощение, кормление, закармливание. Большинство обрядов носит профилактический (предупредительный) характер.

Надо уточнить, что далеко не все приметы записаны целиком и полностью, поэтому в комментариях я выдвигаю некоторые свои предположения, касательно времени или места действия.

Многие поверья связаны с гаданием и узнаванием, вызнаванием того, что же произойдет в будущем. Но всегда есть несколько вариантов, то есть ответы заведомо известны, необходимо, выбрать один единственный.

В древнюю эпоху люди умели видеть и слышать сквозь пленку обличий и обыденности этого мира, видеть то, что находится за очевидными вещами. На это указывают кобения волхвов. Кобь, кобение — волхование по приметам и встречам, гадания по полету птиц. До сих пор в русском языке сохранилось выражение: «Ну что ты все кобенишься (выкобениваешься)!». Но употребляется теперь это выражение совершенно в другом значении. Так произошла подмена одного образа другим. А кобенились раньше волхвы, то есть совершали определенные телесные действия во время волхования. Ведь для того, чтобы прозреть речь Бога, а тем более по полету птицы, или по многим другим предметам, вещам и явлениям этого мира, нужно было обладать внутренней тишиной и чистотой, высокой созерцательностью. Требовалось время для осознания происходящего, для обдумывания, пересмотра прожитого и увиденного. Для этого и переходили в праздность, то есть впадали в Божественное недеяние, чтобы не просто слышать Богов, а принимать их в себе, так как тело человека есть Храм Божий.

Нужно быть в разуме, чтобы увидеть мир. В разуме происходит слияние человека с миром. Для того, чтобы получить ответ, нужно сначала задать вопрос, и всегда будет важна формулировка, чтобы получить нужный ответ. Примета возникает в связи с тем, что человек задает вопрос. И когда человек получает ответ, ему его нужно правильно прочитать. Принятие ответа происходит исходя из того, что уже человек знает, какие представления об окружающем мире им накоплены. Сначала человек ощущает, потом воспринимает, а затем представляет. На основе восприятия человек строит свои представления в соответствии с теми знаниями, которые он уже получил.

Существуют бытовые приметы и мифологические. Например, существует примета, что ласточка перед дождем летает очень низко. Возникает вопрос почему? Дело в том, что мошкара, которой питается ласточка, перед дождем старается спрятаться под листьями деревьев, поэтому спускается поближе к земле. И чтобы ласточке добыть себе пропитание, ей приходится опускаться ниже. Подобные приметы можно объяснить, исходя из конкретных знаний об окружающем мире. А вот мифологические приметы требуют объяснения через вхождение в традиционную картину мира, в культуру. И знания о культуре передавались на посвящениях, когда новое поколение было готово воспринять эти знания.

Уважаемые читатели, особое Ваше внимание хочу обратить на то, что книга требует последовательного прочтения от начала и до конца. Во-первых, Вы сможете получить наиболее целостную картину, а во-вторых, толкование некоторых примет подобно друг другу. Поэтому в самой первой части книги я сосредотачиваюсь на раскрытии техники прочтения примет.

Возможно, кому-то эта книга может показаться очень ненаучной. Но в мои задачи и не входило давать научную картину мира. Я попыталась описать картину мира традиционного крестьянина, которая представляла собой единую целостность и стройную систему мировоззрения.

Открывается книга разделом, который посвящен времени, а заканчивается разделом о праздниках и днях к ним относящихся, приуроченных к различным календарным датам. Такая структура книги не случайна: сквозь череду будних дней мы переходим в праздничное состояние, гадая каждый миг своего бытия.

Уважаемые читатели, в первой части книги будет предложен очень подробный и обстоятельный комментарий к большинству примет, за исключением совершенно «прозрачных» примет. Что же касается нескольких последних разделов книги, то в них я укажу основные направления, и у Вас, таким образом, будет возможность попробовать себя в качестве толкователя. Большинство примет очень сходно. И только на первый взгляд совершенно, казалось бы, разные приметы могут быть истолкованы в одном ключе. Ведь все приметы основаны на наблюдениях, а наблюдаем мы с Вами каждое мгновение. Желаю Вам успеха, и я уверена, что у Вас все получится.

Я благодарю всех тех, кто помогал мне в оформлении книги: Ксению Головину, Алесю Юсковец, Дину Кисляк, Ирину Козлову и Анастасию Козлову, Ольгу Миронову и Валерия Миронова, Ольгу Сисько, Аллу Качурину, Елену Козлову, Маргариту Штерн и Алексея Штерн.

И особенную благодарность я выражаю Юрию Михайловичу Кузьменкову, который в течение долгого времени консультировал меня по вопросам этнопсихологии.


1 Понёва – лоскут, которым обертывались крестьянки вокруг бедер, заместо юбки или же сама юбка.

2 Даль В. Толковый Словарь Живого Великорусского Языка: В 4тт. Т.4. – СПб.; М., 1882 – С. 674

3 Стефаненко Т.Г. Социальная психология в культурно-исторической перспективе // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. — М., 2002 . — С. 30.

4 Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 1995. – С. 17.

Читать дальше…