Приметы. Часть вторая.

Эпиграф:
Благословите, братцы, старину сказать,
С обычаев, поверьев, предрассудков,
Сняв маску старины,
На правду указать.

babushkiny_skazki._1867Время.
Минуты. Дни. Недели. Месяцы.

Эпиграфы:
Праздники памятны, а будни забывчивы.
Примечай будни, а праздники сами придут.

Названия будничных и праздничных дней в крестьянских представлениях было связано мифологическим и языческим осознаванием окружающего мира.
Праздники могли называться: святыми (Святки), светлыми (Светлое Христово Воскресенье), чистыми (Чистый четверг, Чистый понедельник), благими; злыми, погаными, вредными, некрещеными, кривыми (Святки, Русальи святки, кривой четверг на Троицкой неделе), пустыми (дни, когда нет луны), напрасными.
Могли быть также молодыми и старыми; куцыми и хромыми, безумными (бешеными) и глупыми; гнилыми (время безлунья, предшествующее нарождению нового месяца) и глухими (глухой вторник – вторник на первой неделе Великого Поста). А также мертвыми и веселыми, крепкими и тяжкими, богатыми или щедрыми (Богатая кутья или Щедрая) и бедными; крутыми и ленивыми, толстыми (жирными) и голодными (Голодная кутья); сухими («на сухую пятницу», Навская Троица, четверг на Троицкой неделе) и мокрыми («после дождичка в четверг, на сухую пятницу»); огневыми и водяными, градовыми, громовыми (четверги между Пасхой и Вознесением, Ильин день) и ветряными. Могли обозначаться по цвету, например, Пестрая неделя (четвертая неделя после Святок – время мясоеда); Красная Горка (первое воскресенье после Пасхи), Красная неделя (Пасхальная неделя); Белая неделя (Молочная, Масленица); Зеленая неделя (Троицкая, Русальи Святки). Дни могли обозначаться по названию растения: Цветочное воскресенье, Иван-Травник, Кленовая суббота. Дни могли быть волчьими, лисьими, птичьими, медвежьими, соловьиными. Могли обозначаться по степени родства: Покров-батюшка, Масленица – семикова племянница.

Время рождения

Месяц
Лучшее время для родов — весна и осень.
Дети, рожденные в мае, бывают болезненны.
Мартовский ребенок – недолговечен.
«Летне-весеннее дитя» будет веселая жизнь, «зимнее дитя» будет холодно к людям, «осеннее дитя» будет суровым.
Тот, кто родился осенью, не мог прививать плодовые деревья. Это делал тот, кто родился весной, так как осенью деревья не плодоносят. А тот, кто родился весной, даст дополнительный заряд цветению деревьев.

Праздничные и будничные дни
Близнецы появляются в результате из зачатия в канун дней поминовения.
Легче всего родить на Пасхе.
Родится в ночь на великий праздник — будет урод или слабоумный.
Ребенок, рожденный в день святого Наума (14 декабря) будет мудрым, на Благовещенье (7 апреля) — дурноват, но больше несчастлив, калека или слабоумный.
Если муж и жена будут работать в Троицу или Вознесение, то у них родится шестипалое или семипалое дитя.
Ребенок, родившийся в гнилые дни, останется бесплодным, бездетным.

День недели
Родится в ночь на понедельник — быть ведуном, чтобы это воплотилось, то по понедельникам ничего нельзя есть. Те, кто родился в понедельник, все приметы, в которые он верит должен прочитывать и исполнять наоборот; во вторник – быть счастливым, в среду — ни то ни сё, в четверг — не доживет до старости, будет богат; в пятницу – быть пьянице, в субботу – быть счастливому, может видеть нечистую силу; на воскресенье — сладострастен, влюбчивый и похотливый, будет счастливым.
Если близнецы родятся в четное число, то судьба их будет счастливой, если в нечетное число родится мальчик и девочка, то один из них обязательно умрет.

Время суток
Наиболее удобным временем для рождения ребенка считается утро. Дитя, рожденное в час, близкий к полуночи будет несчастным.
Если ребенок родится ночью, он будет счастлив и богат; спокойным, соней.
Если ребенок родится после полудня, то будет недолговечен.
Тот, кто родится на молодой месяц, будет всегда молодо выглядеть.
Тот, кто рождается в опасный час – полночь, полдень – им предназначено быть разбойниками, преступниками, так как они родились вне времени, вне закона.

Существовал запрет на супружеские отношения во вторник, четверг, субботу, иначе появятся на свет немые, уроды, больные дети.

В поминальные дни нельзя было иметь супружеских отношений, иначе ребенок родится немым или калекой.

Свадебное время

Гадание На картах

А.Г. Венецианов. «Гаданье на картах». 1842

С 14 октября и до начала Успенского поста, который начинается 27(28) ноября. С Крещения (19 января) и до Масленицы.
На Пестрой неделе (четвертая неделя после Святок) старались не устраивать свадьбы. На Пестрой жениться – с бедой породниться.
Или Пестрая неделя та, которая предшествует Масленице. Пестрота – это признак перемежения постных дней со скоромными днями. Пестрой неделе предшествовала Сплошная неделя, когда в течение всей недели ели только постную пищу. И жениться на Пестрой неделе или выходить замуж, значит, иметь жизнь пеструю.
Избегали устраивать свадьбы во вторник.

Високосный год

29 февраля день Преподобного Кассиана Римлянина.
День Касьяна немилостивого.

Один раз в четыре года бывает високосный год, в течение которого можно было ожидать всяких неприятностей и бед: неурожая, болезней, падежа скота, засухи, семейных раздоров, войн.
Касьянов день бывает только в високосном году. Касьян-завистник, Касьян-злопамятный, Касьян-скупой, Касьян-немило­сердный, Касьян-корыстник, Касьян-остудный.
Касьян на что ни взглянет — все вянет: Касьян на народ — народу тяжело. Зинул Касьян на крестьян – беда. Касьян на скот взглянет — скот валится, дохнет, на дерево — дерево сохнет. Касьян на траву — трава сохнет.

Один раз в четыре года бывает високосный год, в течение которого можно было ожидать всяких неприятностей и бед: неурожая, болезней, падежа скота, засухи, семейных раздоров, войн.
Так как раньше Новый год отмечали 1 марта, то 29 февраля является очень насыщенным днем. То есть это канун Нового года до 1492 г. День соотносимый со временем Святок, которому присущи хаотичность, стихийность, опасность, то есть все признаки перехода от старого времени к новому. Отсюда столько предостерегающих примет. Граница празднования Нового года 1 марта сохранилась в дне Св. Касьяна. Это как в Святки переход от Святых вечеров к Страшным вечерам через Васильев вечер.
29 февраля советуют даже из дома не выходить, особенно опасно выходить до солнечного восхода. Лучше всего спать до обеда, чтобы проспать опасное время.

Существует несколько легенд, объясняющих причину такого отношения к святому Касьяну.
Сначала Касьян был светлым ангелом, и Бог не таил от него своих замыслов, но однажды Касьян поддался на соблазны сатаны и рассказал ему о Божьих замыслах. Потом Касьян раскаялся, и Бог внял мольбам его, но из осторожности не стал вновь приближать его к себе, а приставил к нему ангела-хранителя, которому и приказал заковать Касьяна в цепи и бить его по три года тяжелым молотом в лоб, а на четвертом отпускать на волю.
Другая легенда гласит, что Касьян и Никола Чудотворец шли по дороге, а навстречу им попался мужичок, который обратился к ним за помощью поднять телегу. Касьян отказал мужику в помощи, так как не захотел испачкать своей ризы и предстать в грязном перед Богом. Никола Чудотворец помог мужику, за это Бог определили Касьяну быть именинником один раз в четыре года, а Николе Чудотворцу — два раза в год.
Самой популярной легендой является следующая. Касьян три года в свои именины был пьян и только на четвертый год унялся и праздновал своего ангела в трезвом виде, поэтому ему и положено быть именинником только один раз в четыре года.
Касьяну подчинены все ветры, которые он держит на двадцати цепях под двадцатью замками.

Святому Касьяну три четверга празднуют: На Семицкой неделе, на Масляной и на Святой. Четверток на Троицкой неделе Касьяну, чтобы не перекосил.

Дни недели

Мужские — понедельник, вторник, четверг
Женские — среда, пятница, суббота
Четные дни — счастливые, а нечетные – несчастливые, но может быть и наоборот.
В понедельник, среду и пятницу лучше никакого дела не начинать.
Понедельник, среда, пятница – постные дни.
Сажать овощи полагалось в женские дни.

Легкие дни: вторник, суббота.
Тяжелые дни: понедельник, пятница.

Понедельник

Неделя раньше называлась седьмицей, а последний день носил название неделя! Неделе, времени неделания, отдыха, радости и веселья. А после недели шел понедельник — день после неделитрудный день, не тяжелый и черный как принято его воспринимать сейчас, а именно трудный, соотносящийся с понятием труда, т.к. в этот день приступали к работе. Чтобы был праздник, нужно работать. Праздник – это время, когда человек находится в состоянии праздности. Но с другой стороны праздник – это пра-сдень (день — денница правая, рабочая рука; сделать) — то, что предшествует деланию, работе, творению. Это день пратворения: когда еще ничего нет, и все еще можно создать заново! Через быт и будни каждого дня человек переходил в праздник.

Понедельник – похмельник, поминки по воскресенью.
Как понедельник проведешь, так и вся неделя пройдет.
В понедельник нельзя менять белье, иначе тело будет чесаться до следующей смены. Также нельзя менять белье в первый день трехдневных праздников (Рождества, Пасхи, Троицы), иначе появятся блохи.
В понедельник не следует давать денег взаймы, выезжать из дома, есть мясное.
Чихнешь в понедельник натощак – к подарку.
Гадание на каждый понедельник
Берется веточка ельника, кладется в изголовье на ночь, при этом говорится: «Ложусь на понедельник, кладу в сголовье ельник, приснись мне тот, кто думает обо мне». Кто в эту ночь приснится, тот и любит.

Вторник

Вторник – легкий день, нейтральный день.
Нельзя обрезать ногти во вторник и четверг, иначе заусенцы будут.
Чихнешь во вторник натощак – к приезжим.
Глухой вторник – вторник на первой неделе Великого Поста, в этот день нельзя работать.

Среда

Постный день
Чихнешь в среду натощак – к вестям.
В среду нельзя прясть.
Если женщина расчесывает волосы в среду (или пятницу), то может возникнуть болезнь волос.
Среде покровительствовала Богиня Макошь, а при принятии Христианства покровительницей пятницы стала святая Анастасия.

Четверг

Четверг – Перунов день. Четверг мокрый, а пятница сырая.
В четверг капусту не сажают, а то всю черви источат. Чихнешь в четверг натощак – к похвале.
Первую запашку земли следует начинать во вторник или четверг.
Четверги между Пасхой и вознесением – громовые дни, в них запрещалось прясть, ткать, работать в поле.
Водогаданием занимались в четверг или понедельник.

Гадание у колодцаВ.-А.А.Голике «Гадание. Сцена у колодца» (1839)

Пятница

Постный день.
Пятница — тяжелый день (по другим приметам, — легкий).
Пятница — день почитания предков, поэтому запрещалось прясть, иначе можно глаза родителям зашить.
В пятницу нельзя мыть и стирать и шить, чтобы не оскорбить Святую Параскеву. Покровительница пятницы богиня Макошь наделяет человека хорошим урожаем или несчастной долей. Она наделяет каждого в соответствии с его долей, хранит удачу в кошелке и кошелке. Образ Макоши трансформировавшаяся со временем в образ святой Параскевы-пятницы, день в честь которой празднуется 10 ноября. Также день Святой Пятницы празднуется в Ильинскую пятницу – последнюю пятницу перед 2 августа.
В пятницу не купали детей, чтобы Параскеву-Пятницу не забрызгать. (Нет смысла купать детей перед субботой – традиционным банным днем).
Мужчины в пятницу не пахали, чтобы не запылить глаза Святой Параскеве.
Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.
Ни в коем случае нельзя расчесывать волосы.
Пятница – самый удачный торговый день. К этому дню приурочивали открытие ярмарок и базаров.
Чихнешь в пятницу натощак – к свиданию.
Сон с пятницы на субботу непременно сбудется.

Гадание на пятницу

Когда ложатся спать, говорят: «Четверг со средой, вторник с понедельником, воскресенье с субботой, пятница одна, и я млада одна лежу, я в Сионских горах, три ангела в головах: один видит, другой скажет, а третий судьбу покажет».

Или говорят: «Четверг со средой, вторник с понедельником, воскресенье с субботой, пятница одна, и я млада одна лежу, я в Сионских горах, три спасителя в головах, первый слышит, второй видит, третий правду говорит. Сип прекрасный, разгадай мне сон неясный: купить ли, продать ли, найти ли, потерять ли, украдут или пропадет?» Загадывают на желаемое. Если сон будет, то исполнится (значит, к прибыли), а если не будет, то не исполнится (к убытку).

Пятница 13

Возможно, настало время пересмотреть сложившуюся точку зрения на число 13 и день недели пятницу.
Нечасто выпадает 13 число на пятницу. 13 число да еще и пятница с давних пор считаются на Руси плохим днем. В этот день просыпать соль или перейти дорогу после того, как ее перебежала кошка, считалось очень плохим предзнаменованием. 13 стало символом чертовой дюжины. Также отрицательную окраску это число получает в связи с Христианской традицией: 12 апостолов со Христом и 13 – Иуда, предавший его.
Но если обратиться к более ранней традиции, то можно увидеть, что до X в. н.э. на Руси придерживались лунного календаря, то есть женского и начинали праздновать Новый год не 1 января (по солнечному календарю), а в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. А в лунном календаре не 12 месяцев, а 13. Частично отголоски этой традиции сохранились с принятием юлианского календаря, когда Новый год стали отмечать 1 марта. Но Юлианский календарь насчитывал 12 месяцев, то есть отражал цикл солнца.
Пятница – всегда почиталась на Руси женским днем, днем Святой Параскевы-пятницы, прообразом которой выступает богиня Макошь (богиня судьбы, матерь Коша, вечного жребия, Кощея бессмертного). В астрологическом календаре пятница – день, посвященный Богине любви, Венере.
Такое отношение к числу и дню получило развитие в эпоху Среденвековья, когда возникли гонения на ведьм, когда окончательно произошла смена календаря, с женского (лунного) на мужской (солнечный).

Суббота

Суббота — не хороший день — вдовий день (по другим приметам, — легкий день, можно начинать дела).
По субботам собирали долги.
По субботам ходили в баню.
Чихнешь в субботу натощак – к исполнению желаний.
На Руси шестой день недели раньше назывался шесток и был посвящен омовению и телесному очищению, перед нерабочим днем воскресеньем.
Помимо названия шесток, день недели суббота, в скоморошьем языке, имел также название агнец и был днем огненных обрядов всех Богов. (Шесток, в быту крестьянина, — это припечник, припечек, площадка перед русскою печкой, между устьем и топкой, куда в левый заулок загребают жар, а посередине иногда разводится огонек). В седьмой день – день недеяния – Боги приходили в гости к людям и среди них проводили этот день. Праздник – радостное состояние, состояние божественности. С течением времени приходы стали сокращаться и основными стали два периода в году: Святки (с Рождества до Крещения) и дни празднования Ивана Купалы. Слово Гость мы слышим в имени Бога Радогост.

Воскресенье

В воскресенье нельзя работать. В воскресенье можно работать только в доме, в хлеву, нельзя печь, но если приходится, то обязательно надо посолить; можно работать в хлеву. Так как в воскресенье общаются с миром умерших и с миром Богов, границы открыты, а соленая пища – это пища живых людей.
Воскресенье – хороший день для любых начинаний.
В воскресенье можно начинать какое-либо дело, но только символически.
В воскресенье грех мыться – болеть будешь
Чихнешь в воскресенье натощак – к гостям.

Время суток

Опасно спать в полдень и на закате дня, иначе нечистая сила наведет на человека крепкий сон. (Также опасно спать во время рождения ребенка, свадьбы и похорон; на Рождество, Пасху, Юрьев день, Троицу)

Нельзя ходить в баню после захода солнца, баянник может задушить или содрать кожу.
Полдень, полночь и весь период между восходом и заходом солнца – время водяного. Ночью старались не ходить около воды, так как после заката вода отдыхает и тревожить ее нельзя.

Не ешь до обедни, а то невеста щедрой будет.

Вечером голову чесать – будет болеть.

Когда солнце зайдет, нового хлеба не начинай есть, а то нищета одолеет.

Заговоры произносились на утренней или вечерней заре. Утром обращались к востоку, а вечером – к западу.

Пустые дни – время безлуния. В такие дни не сеют, не сажают, не случают скот, не покупают скот, не заготавливают урожай, не отправляются в дальнюю дорогу. А то как день пуст, так и в доме пустота будет.
Одним из интересных фактов было сжатие и растягивание времени в обрядах.
Пример сжатия времени.
Кудельница — праздник, который мог быть приурочен к празднованию октябрьской Параскевы, и ноябрьской тоже. Этот праздник длился около недели, начинался тканьем обыденной пелены, то есть, вытканной в один день. Такие обыденные вещи, «новины», белые некрашеные холсты, изготовлялись женщинами селения в один день или одну ночь как средство защиты во время различных стихийных бедствий. В назначенный день, до восхода солнца, девушки со всего села собирались в одну избу, захватив с собой по горстке льна. Они пряли, сновали и ткали, сохраняя глубокое молча­ние. Когда холст был изготовлен, девушки несли его над голо­вой, обойдя так все село. Выходили все жители селения, разжи­гали костер из щепок, принесенных из каждого дома. Все про­ходили под холстом через огонь, перенося детей и больных, затем холст тут же сжигали.

Здесь можно видеть основные этапы творения мира: время – назначенный день и час – до восхода солнца; пространство – изба как уже освоенное место, ставшее центром мира; выбор материала и его количество – горсть, т.е. ровно столько, сколько можно взять за один раз; поведение – молчание, тишина. Процесс ткания нового холста можно соотнести с процессом творения нового мира. И проходя под полотном, люди переходят из старого мира, где царствует болезнь, в новый мир, оставив невзгоды в том мире.

Пример растягивания времени.
Например, в Сочельник начинали делать скамеечку и продолжали ее делать в течение года, ударяя топором по одному разу каждый день. С помощью такой скамеечки на Пасху или Рождество в церкви можно было распознать ведьму.

Топор – мужское орудие производства. Несмотря на то, что в примете не говорится, кто конкретно делал скамеечку, с полной уверенностью можно сказать, что подобным занятием в данной ситуации мог заниматься только мужчина. Солнце — символ мужского начала, луна — символ женского начала. С приходом на Русь Христианства произошла смена культов с лунного — женского, на солнечный — мужской. Учитывая тот факт, что в течение года, то есть в течение одного полного солнечного цикла (12 месяцев), создавалась эта скамеечка мужчиной, то есть жрецом солнечного культа, то ведьма – жрица лунного культа, — вставшая на такую скамеечку, могла почувствовать себя неуютно. В примете не говорится прямо о том, что ведьму узнавали, сказано, что ведьму «можно было узнать». Здесь, вероятнее всего, речь идет о молодой женщине, которая еще не умеет держать состояние и находиться в себе вне зависимости от происходящих вокруг нее событий. Также необходимо учитывать тот факт, что узнавание ведьмы происходило во время «мужских» праздников, посвященных культу солнца: Рождества и Пасхи. И действо это происходило в церкви – культовом здания Христианской религии. Для выявления могли всех женщин деревни поставить на такую скамеечку.
Сравните сходную примету: В течение Великого поста, длящегося семь недель, изготовляли специальный стульчик, а в пасхальную ночь, придя на гору, куда слетались ведьмы, садились на него, чтобы увидеть их.

Отдельные дни

5 марта
День преподобного Льва, епископа Катанского
На Льва Ка­танского нельзя глядеть на падающие звезды с неба:
Худая примета заляжет на душу того, кто завидит падающую звезду — она предвещает худое.
Кто в этот день заболеет, может уме­реть. Для того, чтобы узнать умрет человек или нет, ему под мышки кладут по ломтю хлеба и замечают: если к утру хлеб засохнет, то больной непременно умрет.

8 апреля
Собор Архангела Гавриила.
Все, что ни родится на день Гавриила, — уродливо, неспоро.

15 мая
День святого Афанасия, патриарха Александрийского.
Афа­насий теплый — барыш-день, именно в этот день стара­лись что-то выгодно продать, тогда весь год с бары­шом будешь.

9 июня
День святой Федоры.
День Федоры-избосоры. «На Федору не вы­носи из избы сору!».
В этот день деревенские хозяйки не метут избы, чтобы не быть худу, так как под веником всегда живет домовой.

11 июня
День мученицы Феодосии Тирской,
Федосьин день считался несчастливым.
День святой Федосьи стоит один всех понедельников. Ведь 12 июня – змеевик, день, когда змеи празднуют свои свадьбы.

По древним преданиям, девушкам, рожденным с 4 по 12 июня, предназначено идти в невесты к змею-царю. Девушка, рожденная в этот день, чтобы не попасть под власть змея, надевала красные одежды, повязывала на голову белый платок да в руки брала святого Георгия образок. До их пор в народе сохранилось поверье, что 15 января семигодовалый петух неожиданно начинает чернеть пером, перелетает в хлев и откладывает в навозе яйцо. 4 июня вылепится из этого яйца царь змей Василиск. И с 4 по 12 июня будет выбирать змей себе невесту-красавицу, а 12 июня поведет свою змеиную свадьбу. Январь – время нарождения Солнышка, а июнь – время летнего солнцестояния, самый пик свечения Солнца и время его умирания. А змей является ни чем иным как символом Солнца. Ведь недаром Егорий, к которому обращаются девушки-невесты за спасением, слывет в народе Божиим посолом, который держит в руках золотые ключи и открывает ими водные ключи. И проливаются воды на землю, не давая ярому весенне-летнему Солнцу спалить молодую растительность и Землю-Матушку.
Также надо заметить, что этот день и праздник Ивана Купалы разделяет 26 дней – почти что лунный цикл. А перед большими праздниками, которые знаменуют собой жизненный цикл, месяц до и месяц после являются структурирующими. Это периоды, когда творится и создается образа жизни в будущем. А так как 11 июня выпадает на самое начало этого процесса, то и относиться к нему следует очень внимательно и осторожно.

9 июля
День преподобного Давида, епископа Иоанна.
Кто хочет занять день­ги, тот должен в день Давида-земляничника положить травы земляники в карман и смело идти к ростовщику — отказа не будет.

18 сентября
День пророка Захарии и святой Елисаветы.
На Заха­рия и Елисавету охотно посещают ведунов и знахарок.
День, предшествующий Рождеству Пресвятой Богородицы, праздник которой празднуется 21 сентября.

КолдуньяМ.П. Клодт «Колдунья» (1891)

13 октября
День священномученика Григория.
В этот день обычно поселяне сжигали свои соломенные постели, молодухи изношенные за лето лапти. Все это делается от призора недоброго глаза и для того, чтобы «прибавить ходу зиме». Детей же купа­ли на пороге из решета во избежание будущих болезней.

10 ноября
День преподобной Параскевы.
В пятницу нельзя прясть, а шить мож­но.
Кто в пятницу много смеется, тот в старости много будет плакать. За нарушение запретов, связанных с пятницей и с пряжей, Параскева-Пятница сурово нака­зывает.

18 декабря
День преподобного Саввы Освященного.
На Савву нельзя ругать­ся тому хозяину, у которого есть лошадь.
Кто ругается, у того (под тем) конь спотыкается.

Время перехода

Святки 7-19 января
Русальи Святки (неделя Всех Святых) – 7-я неделя после Пасхи и 7 июля — день Ивана Купалы
Это периоды, когда время поворачивается наничь, и стираются границы между миром живых и миром умерших предков. Это время, когда Боги и Святые спускаются на землю веселиться и тешиться вместе с людьми.
В рождественские Святки каждый незнакомец может оказаться Богом, пришедшим в гости к людям. Это время разгула природных сил.

Время открытия и закрытия земли

7 апреля
Благовещенье
В этот день земля открывается, и из Вырея прилетают птицы.
27 сентября
Воздвиженье
Земля начинает сдвигаться. Земля-матушка закрывается. Птицы улетают назад в Вырей.

Дни божат (домашних, лесных богов и др.)

3 декабря
День преподобного Григория, святого Прокла.
Проклы — проклинали нечисть под землей, чтобы не выхо­дила.

19 декабря
День святого Николая.
Николай зимний.
В этот день приносили жертву водяному.

15 января
День Святого Сильвестра.
В связи с тем, что день Св. Сильвестра выпадал на время страшных вечеров, когда все природные и человеческие силы предавались разгулу, считалось возможным подхватить болезнь, которую может наслать колдун. Болезнь соотносилась с образами 12 лихорадок-лихоманок, каждая из которых имела свое имя, отражающее в себе одно из проявлений какой-либо болезни: Трясея, Огнея, Глядея, Аваркуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Ломея, Дремлея, Дрехлея, Ветрея, Смутница, Зябухя. Поэтому в этот день было принято заговаривать лихоманку. Повивальные бабки справляли в этот день обряд смывания лихоманок.
Бабушки-повитухи использовали при этом четверговую соль, золу из семи печей, земляной уголь, выкапываемый на Иванов день из-под чернобыльника, также могли специально скрутить 12 куколок по числу лихорадок и прикрепить их к потолку. Затем повивальная бабушка обмывала приготовленным снадобьем прито­лок, вытирая его чистым полотенцем.
Обряд смывания оканчивался подарками и угощениями, символизирующими задабривание лихорадок на целый год.
Обряд изгнания лихорадок, воплощающих в себе всевозможные болезни, проводили в самом начале года, чтобы в наступающем году избавить всю семью от возможных болезней. После выполнения этого об­ряда твердо верили, что уже на целый год останутся спокойными от посещения «лихоманок», так как «Сели­верстов день гонит лихоманок-сестер за 77 верст».

16 января
День пророка Малахии, мученика Гордия.
Было на Руси такое поверье, что в этот день голодные ведьмы, возвращаясь с гулянья, задаивали коров. На Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти. Поселяне, чтобы избежать такой беды, привязывали над воротами сальную свечу, которая отпугивала ведьм. На Малахию хлев метелка­ми обмахивай.

31 января
День св. отцов Афанасия и Кирилла Алек­сандрийских.
Афанасий – ломонос, береги нос.
На Афанасия знахари выгоняют ведьм.
Только на Афанасьевские морозы можно угнать ведьм, потому, что в эти дни ведьмы летают на шабаш и там теряют память от излишнего веселья.

10 февраля
День Святого Григория Богослова
Ефрем Сирин, запечник, прибаутник, сверчковый заступник.
Именины домового.
В Ефремов день домовой глумится на дворах: для него ставят кашу на загнетке.
На Ефрема Сирина домового закармливают. Оставляя ему еду, говорят: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку», «Хозяинушка, батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води», «Дедушка-соседушка, люби мою скотинку», «Домовишко-дедушка, всех пои, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко».
В одних местах считали, что в доме хозяйни­чает домовой, а на дворе — дворовый, в других же такого раз­деления обязанностей не проводили, отдавая и избу, и двор, все дворовые строения во власть одного домового.
Домовой обычно воспринимался как рачительный, забот­ливый хозяин, помогающий трудолюбивой, дружной семье; тех, кто плохо вел хозяйство, не заботился о чистоте и по­рядке, ленился, он пугал, по-своему вредничал, пытался проучить. Рассказывали, что домовой, кото­рый живет в ладу с хозяевами избы, обязательно предупре­дит о могущем случиться несчастье: он стонет, плачет под печкой или в переднем углу подпола и непременно ба­сом — ух, ух, к худу. При переходе в новый дом приглашали с собой своего домового: «Домовой, домо­вой, не оставайся тут, а иди с нашей семьей».
Также домовой бесится и перед Петровым днем (12 июля).

16 февраля
День святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, Власия. Симеон и Анна – расчинай починки
К лошади в этот день привязывали кнут, рукави­цы, онучи. Все это делалось для того, чтобы домовой не смел дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин.

18 февраля
День святых Агафии. Макара и Феодосия
В этот день, чтобы избавиться от нечистой силы, окуривали дом чертополохом, закрывали трубы крепко-накрепко, замазывали их глиной, на загнетках покуривали чертополохом; никто не спал ночью от малого до большого, так как в этот день вылетают из ада нечистые духи в виде птиц и заглядывают в трубы.

1 марта
День мучеников Памфила, Валента, Павла.
Мариамна. Маремьяна праведная. Маремьяна-Кикимора.
В народном месяцеслове Праведница Мариамна превратилась в Маремьяну-Кикимору. Народ представлял Кикимору очень по-разно­му: женой домового или лешего, хозяйкой избы — ма­ленькой, сухой, уродливой, старой; или девкой с белым лицом, черными глазами и длинными черными волоса­ми. Иногда она помогает хозяевам, предупреждает их о беде, но иногда сама вредит по мелочам.

10 марта
День святого Тарасия, архиепископа Константинопольского.
Тарас-кумошник.
Тарас — бессонный, нельзя спать днем. Тарас-кумошник. С Тарасия не спят днем, а то кумоха нападает, Тарас — не опрокинь на матрац. На­ступает вешняя дрема, сон валит слабых средь бела дня со всех сторон. Другие считали, что опасно спать вечером: Кто спит под вечер, тот наспит кумоху.
Кумоха — так на­зывали лихорадку, появляющуюся в конце февраля. Живет кумоха в дремучем лесу, в непокрытой избе, живет она не одна, а с сестрами. Всех сестер счетом двенадцать. Ростом и дородством сестра в сестру. Что взглянешь на одну, то увидишь и на другой. Нет при­мет, по чему опознать сестру от сестры. Над всеми над ними наибольшая старшая сестра; она-то посылает своих сестер в мир людей знобить, грешное тело му­чить, белы кости крушить. Страждущие кумохою выходят на то место, где будто поселилась в них кумо­ха, осыпают вокруг себя ячневою крупою и, расклани­ваясь на все стороны, говорят: «Прости, сторона, мать-сыра земля! Вот тебе кумоха!» Снова раскланиваются на все четыре стороны и идут домой с уверенностью, что они непременно будут здоровы.
И еще за великую беду считали, если в этот день сорвется с крючьев дверь избяная.

17 марта
День Герасима Грачевника
В этот день изгоняли из дому кикимор. Изгнание могло сопровождаться следующим приговором: «Ах, ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют».

7 апреля
Благовещенье
В это время окуривали углы избы освященным маком, чтобы избавиться от домового, который портил скот. Говорили: «Домовой, домовой, иди домой, это хата моя».

12 апреля
Преподобного Иоанна, описателя лествицы.
На Иоанна Лествичника домовой бесится. Весь год радеет о добре, а тут своих не узнает, готов избу сокрушить. По старому стилю этот день приходился на 30 марта, которое предшествовало 1 апреля, – дню пробуждения домового. Вероятно, он готовился к пробуждению. Собак перекусает, лошадей забьет под ясли, у коров отобьет охоту сено есть. Одни говорят: старая шкура с домового слазит, больно ему. Другие — жениться на ведьме хочет. Третьи: это ему расправа от нечистой си­лы за все доброе, что человеку сделал.

14 апреля
День преподобной Марии Египетской, святого Евфимин
Суздальского.
День Марии Египетской по старому стилю приходился на 1апреля.
В этот день просыпается домовой, и поэтому можно и нужно обманывать друг друга.

16 апреля
День преподобного Никиты.
Никита-водопол.
В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить водяного дедушку, так как в это время водяной просыпается от зимней спячки. Рыбаки угощали водяного, утапливая чужую лошадь: «Вот те­бе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью». Для этого случая покупали у цыган самую не­годную лошадь. Когда же рыболовы задобрят его доб­рым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет не­водов и бредней. В Клечальную субботу (субботу перед Троицей) также усмиряли водяного дедушку, который, встревоженный и огорченный появлением русалок, в полночь начинал поднимать воду из берегов так высо­ко, как будто бы гора вырастала из воды. Поселяне раскладывали по берегам огни и пели песни, тогда водяной смирялся, и вода входила в свои берега. Говорили, что там, где не предпринимали таких мер, случалось несчастье. В этот день русалки бегали по полю, пели песни, а могли поймать человека и защеко­тать его насмерть. Поэтому вечером поселяне тоже со­бирались на полях, тоже пели песни, а с наступлением ночи, бегая с помелом, прогоняли русалок. После чего на рассвете купались в реке, не боясь русалок. В не­которых местах «провожали русалку»: девушку, наря­женную русалкой, вели в поле, толкали в жито и стара­лись поскорее убежать от нее в деревню.

4 мая
День священномученика Ианнуария,
святого мученика Прокла.
Проклятие нечистой силы. В этот день было в обычае проклинать нечистую силу. Проклятия выкликали обычно старые люди за околицей, становясь лицом к западу. Злая нечисть отступала, а люди ограж­дались от нее на всю весну и целое лето. Особенно оберегали от нее скот.

22 мая
День святого Николая.
Никола вешний.
В этот день приносили жертву водяному, задабривали его.

6 июля
День мученицы Агрипины.
Аграфена-лютые коренья. Аграфены-купальницы.
В канун Ивана Купалы можно увидеть лесового хозяина и заключить с ним договор.

2 августа
День Ильи Пророка
Праздник лешего. В этот день открываются волчьи норы, звери и гады бродят на свободе.

4 сентября
День мученика Агафоника, святого Афанасия.
Агафон-огуменник. На Агафона леший из лесу в поле выходит раскидывать снопы по гумнам, развязы­вает их и всячески тешатся. Поселяне стерегли гумна: собираясь в ночное, надевали тулуп навыворот, голову обвязывали полотен­цем, для обороны брали кочергу. Так караулили они снопы от потехи лешего.
Видом своим леший напоминает человека, может принять облик знакомого, родственника. Но если внимательно приглядеться, можно узнать его: на нём почти всегда красный кушак, левая пола кафтана за правую, а не наоборот, как все обычно носят; обувь перепутана – правый лапоть надет на левую ногу, левый – на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, как угли. Леший может быть ростом с березу, а может – с пень.

27 сентября
Воздвиженье
В этот день нельзя топить дом, иначе овинник, который в этот день празднует свои именины, сожжет его или убьет хозяина. Также нельзя топить дом 6 октября (День Феклы-Заревницы), 14 октября (на Покров).
Также в этот день леший под землю проваливается, где и проводит всю зиму.

28 сентября
День мученика Никиты, преподобного Филофея.
Никита-гусятник.
Крестьяне на Никиту задабривают водяного, бросая ему гуся без головы, а голову относят домой, для счета домового.

7 октября
День Феклы-заревницы.
День овинника-именинника
С этого дня начинали топить овины. Овин в этот день отдыхал, а овинного, его хозяина и молотильщиков угощали кашей и пирогами.

8 октября
День Сергия Радонежского.
Ежегодно осенью, в Сергиев день крестьяне приносят овинному угощение: «Овин-именинник», — говорят, и спешат справить именины. Хозяин дома берет с собою пирог и петуха, и направляется с ними к имениннику. Придя к овину, он кладет на окно пирог, кланяется и говорит:
«Овин-овин, постой подольше, а ты, овинный, будь добер и ласков». Отломив от пирога кусок, часть сам съедает, другую оставляет имениннику. После этого хозяин кладет на порог овина петуха и отрубает ему голову, а кровью кропит весь овин, что больше всего по вкусу имениннику.
Оставив голову, петуха уносит домой: хозяйка сварит петуха, и потом, за обедом, вся семья съест его вместе с остатками именинного пирога. Такой хозяин может рассчитывать, что овин простоит год благополучно, и никакого несчастья не будет. Но плохо тому хозяину, который не справляет именин овинного: тот терпит год, два, иногда пять, но потом осердится и отомстит.

14 октября
Покров Пресвятой Богородицы
Праздник гуменника, духа-хозяина, обитающего на гумне.
В этот день ему ставят ведро пива на току1 и оставляют на несколько дней.

17 октября
День священномученика Иерофея, святого Гурия.
Ерофей. Ерофеев день. Усиление холодов. На Ерофея в лес не ходили: леший бе­сится. На Ерофея буйствуют лешие: они дурят в лесах, бродят, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают де­ревья, гоняют зверей, в полянах вырывают землю на семь пядей и загоняют зверей пот норам. Из глубокой старины передава­лось поверье, что в этот день леший, чуя лютую зиму, с летом прощается и что, сердясь, лесной хозяин выво­рачивает с корнем дубы, гнет к земле березки, загоняет зверей в нору, на полянах вырывает землю на семь пядей, пугает птиц и случайного прохожего.
Всю ночь на Ерофея и весь день лешие безобразничают, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю и появляются на ней вновь, когда она оттает весной. После Ерофеева дня перестают бродить по лесу лешие.

15 ноября
День мучеников Акиндина и Пигасия.
Разводя огонь в овине, вспоминали про овинника, гуменника, рижника.
Вообще овинника крестьянами почитается так же, как и домового. Поставив новый овин, крестьянин приходит в него, кланяется всем четырем углам, и каждый раз приговаривает: «Хозяинушка, батюшка (или царь овинный), побереги мой овинец, чтобы моему овинцу стоять, а тебе на здоровье».
Только топить овины не­льзя накануне больших праздников и в сильный ветер.
Овинные живут в подлазах, где раз­водят огонь, когда сушат хлеб. Живут они тихо, в ладу с лешими и домовыми, последних всегда пускают в овин, если те лишаются, по случаю пожара, избы или двора, в которых они раньше жили, а вот с банными другой раз и дерутся. Овинные не обижают своих хозяев, если увидят с их стороны к себе уважение, иначе они дадут знать.

27 ноября
День святого апостола Филиппа,
Начало Рождественского поста.
На Филиппово заговенье принято было выносить на двор закуску домовому, чтобы водился скот.

28 ноября
День мучеников Гурия, Самона и Авива.
Преподобного Паисия Величковского.
С этого дня все нечистые убегают с земли, боясь морозов и зимы. По народным приметам, зима приезжает на пегой кобыле и разгоняет всех нечистых.
09072Pelevin_Molodaja_Mat` И.А. Пелевин «Молодая мать» (1864).

Рождение. Крещение

Эпиграф:
Родясь, не видал, и умру — не увижу.
Родится человек на смерть, а умрет на живот.
Он Бога не знает, а Бог его любит (младенец)
Родишься в чистом поле, а умрешь в темном лесе.

На Руси существовали периоды, когда зачатие ребенка считалось опасным и запретным. Вот основной перечень таких периодов:
Запрет на супружеские отношения приходился на дни Великого поста, Рождественского поста (27-28 ноября – 7 января); Святок (7 января – 19 января); в Петров пост (со второго понедельника после Троицы и до 12 июля); в Успенский пост (14-28 августа); в канун Рождества Пресвятой Богородицы (20 сентября); в канун дня и в день Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября); в канун Покрова Пресвятой Богородицы (13 октября); в Масленицу; на протяжении всей Пасхальной недели; в канун Сретенья Господня (15 февраля); в канун Благовещения Пресвятой Богородицы (6 апреля); в канун дня Святой Троицы и в день Святой Троицы; в мае месяце.

Кто родится: девочка или мальчик

Если беременная женщина кормит медведя хлебом из рук, и он рыкнет, то родится девочка, а если молчит, то будет мальчик.

Когда сова в вечерние сумерки до полуночи прокричит: «Ку-га! Ку-га!» вблизи дома молодухи, то это означает, что молодуха беременна и скоро у нее родится ребенок. Когда же сова прокричит: «Пи-и-лип! Пи-и-лип!», — то это означает, что молодуха беременна мальчиком и родственники, поздравляя ее, говорят, что у нее скоро родится «Пилипка!»

Сова – символ Божественной мудрости, и она является рупором той души, которая из того мира (мира навного) выкликает себе в этом мире (мире явном) половинку. То есть душа выкликает себе пару. Заметьте, что сова кричит в вечерние сумерки – это время, когда границы между миром Богов и миром живых людей размыты. В этом мире беременная женщина может соотнести услышанный ею звук с криком совы, потому что человеку свойственно облекать незнакомые образы в хорошо знакомые для него. Если же одна душа из того мира выкликает себе другую, то если кличет женская душа, то в этом мире должна воплотиться мужская душа, поэтому звук «пи-и-лип» соотносится с рождением мальчика, а если кличет мужская душа, то в этом мире должна воплотиться женская душа, поэтому звук «ку-га» соотносится с образом девочки.

Чтобы родился мальчик, мужчина должен начинать супружеский акт с правого боку или должен ложиться спать по правую руку жены.

Правая сторона связана с мужским началом, а левая – с женским. И для того, чтобы творить образ будущего мальчика, необходимо было активизировать все, что связано с мужским началом, то же относится и к творению образа девочки, только для этого необходимо было активизировать все, что связано с женским началом.
Почему левая сторона является символом образа женщины, а правая – символом образа мужчины? Дело в том, что человек в своей жизни ориентируется по солнцу. В самом слове ориентация уже заложен вектор направления человека: ориент — восток. Если человек встанет лицом к востоку, то по левую его руку окажется Север, а по правую — Юг. Север – холод, темнота. Юг – тепло, много солнца и света. Так как символом мужчины является солнце, то и правая сторона будет ассоциироваться с мужским началом. Солнце освещает земной мир, а Луна освещает мир ушедших предков (по-другому мир Богов). Луна – холодное светило. Отсюда связь женщины с левой стороной. Если вспомнить сказки, особенно северных народов, то мы увидим, что на севере живут самые старые Боги: Дед Мороз, Зима-Матушка, Снегурочка. Из северной страны Гренландии приходит Санта-Клаус, святой Николай или, как его звали на Руси, Николо2, то есть Несолнышко.
Самые древние культы сохранились на севере, там же живут и самые сильные колдуньи.
Таким образом получается, что пантеон Богов очень четко расписан по горизонту, ведь недаром древний славянин кланялся на все четыре стороны света.
Весна – восток — утро года – детство человека
Лето – юг – день года — зрелость человека
Осень – запад — вечер года – старость человека
Зима – север – ночь года – смерть человека.
А после смерти опять наступает жизнь: жизнь-смерть-жизнь!

Кто хочет детей иметь мужского пола, тот должен во время супружеского акта стараться напирать в правую сторону женщины.

То есть необходимо активизировать мужское начало и в теле женщины.
В качестве добавления к предыдущим приметам: физиологи обратили внимание на тот факт, что все необходимые для жизни человека соединения в организме человека существуют в виде левозакрученных спиралей. Именно потому в мире культуры, «левосторонняя» связь женщины с природой получает отрицательный оттенок, что мужчина больше тяготеет к миру культуры, то есть к миру возделанного. А в мире несколько последних тысячелетий царит патриархат. Именно в связи с этим после замужества женщина убирала свои волосы в косы и под платок, так как распущенные волосы – знак связующей женской силы с миром природы.

После совершения супружеского акта женщина ложится на некоторое время на правый бок, чтобы родился мальчик. На левый бок женщина ложилась, если хотели, чтобы родилась девочка.

Приведу интерпретацию, которая стала распространенной после того, как патриархат сменил матриархат: Правая сторона тела – наиболее активная сторона, наиболее действенная. И все, что связано с действием, связано с мужским деятельным началом, левая сторона тела, как правило, наиболее пассивна, бездвижна, а пассивность связана с женским проявлением. Мужчина задает движение, а женщина этому движению дает жизнь.
Но при матриархате образ женщины воплощал собой деятельное начало, так как именно женщина пускает в этот мир новую жизнь. Мужчина – это пассивное начало, это Бог Майтрейя3, который самодостаточен и в котором уже все есть. Женщина принимает в себя его потенцию, и в дальнейшем развитие новой жизни происходит в лоне женщины.

Если хотели девочку, то во время полового акта мужчина должен находиться слева от женщины.

Помимо того, что задействуется левая сторона, здесь еще важно и местонахождение мужчины. Важно не только направление действия во время полового акта, но и положение самого тела женщины и мужчины по отношению друг к другу. Это важно потому, что происходит творение образа младенца желаемого пола, а для этого обращается внимание на каждую деталь: положение тела, направление действий мужчины, действия женщины после полового акта.

Если во время полового акта женщина держит правое яйцо мужа, то будет мальчик.

Для того, чтобы родить младенца определенного пола старались задействовать все части тела, относящиеся, в данном случае, к творению образа мальчика. Выше речь шла о сторонах тела, теперь Вы можете видеть, что мало задействовать просто одну сторону, правый бок, необходимо активизировать все части тела этой стороны

Чтобы произвести мальчика, во время совершения супружеского акта кладут под голову шапки.

Шапка – головной убор, который носили мужчины, женщины носили платки, кокошники, повойники. И здесь также мы видим активизацию мужского начла, но уже не на телесном уровне, а посредством вещей, принадлежащие мужчине.

Если во время совокупления надевать на голову мужа шапку, или повязывать его бабьим платком, то в первом случае будет мальчик и девочка — во втором.

Здесь же не просто шапка или платок кладутся под подушки. А надеваются на голову одному из будущих родителей, также на голову надевается платок или шапка в зависимости от того, какого пола должен быть будущий младенец!

Если хотели девочку, женщина клала на время полового акта под подушку прялочку, выструганную из лучинок, если мальчика, под подушку засовывали топор.

Прялочка – предмет, который использовала женщина для выпрядения нити, а топор – это мужское орудие труда. Здесь происходит расширение творимого образа за счет перехода на предметы обихода: женские или мужские.
Прялка на девичьих посиделках символизировала девичий терем, в который парень не имел права войти. Он мог сесть только слева от прялки.

Если под кроватью супругов лежит камень, то родится мальчик, черепок битой посуды – девочка.

Камень – символ мужского начала, а черепок – символ женского начала. Женщина от камня и забеременеть могла, так как камни воспринимались такими же живыми существами. Поэтому на камне женщине сидеть запрещалось. На свадьбе специально старались разбить горшок на более мелкие части с пожеланием, чтобы девочек было столько же, сколько и черепушек. Или же разбивали горшок с таким приговором: «Сколько черепков – столько пареньков, сколько черепушек – столько и девчушек». Черепки побольше соотносились с образами мальчиков, а маленькие черепушки – с образом девочек, что не замедлили отразить и в языке.

Чтобы родился мальчик, сразу после совокупления женщина должна съесть сырой петушиный гребень.

Петушиный гребень также связан с символикой мужского начала и является символом мужского полового органа.

Муж должен перекатиться через свою жену; муж и жена после полового акта не должны отворачиваться друг от друга; супружеский акт необходимо совершить в то время, когда к нему имеет сильное влечение жена; необходимо иметь дело с женщиной под праздник; ни тот, ни другой из супругов во время совершения акта не должны смеяться; совокупление должно быть неожиданным для жены.

Эта примета дает ответ на вопрос о том, как зачинать мальчиков. Те действия, которые указаны в этой примете, необходимо исполнять как минимум в течение недели. Для того, чтобы родился мальчик, у мужчины должно быть «слабое» семя. Достигалось это следующим путем. Каждый день мужчина работал до полного изнеможения. После того, как мужчина проработал столько времени да еще исполнил супружеские отношения, организм его сильно ослаблен. Перекатывание через жену – это еще одно дополнительное действие со стороны мужчины, требующее физического напряжения. Если же после полового акта супруги не отворачиваются друг от друга, а засыпают, находясь в положении лицом друг к другу, то сон ни мужчины, ни женщины, не будет спокойным. Такой сон будет не глубоким и тревожным, следовательно, мужчина не сможет восстановить свои силы за ночь. Подобные действия после полового акта и изнурительная работа в течение недели позволяли в будущем женщине родить мальчика.
На микробиологическом уровне это связано с X-Y-хромосомным набором у женщин и X-X-хромосомным набором у мужчин.

Если девушка будет есть горбушки, то у нее в замужестве родятся сыновья.

Горбушка по своей форме соотносится с формой полового мужского органа. Форма некоторых продуктов также учитывалась при творении образа будущего ребенка. Вы видите, что задействован не только телесный уровень, мир вещей, мир орудий женского и мужского производств, но также включаются в образ творения и продукты питания. (У девочек и девушек существовали другие приметы, связанные с хлебными горбушками. Надо есть хлебные горбушки, чтобы грудь росла. Или: Нельзя есть хлебные горбушки, иначе выйдешь замуж за горбатого)

Если ребенок пошевелится в правом боку, то будет мальчик; если в левом, то девочка.

Здесь Вы видите прочтение приметы по движению самого плода. Шевеление плода в теле женщине начинается, примерно, на четвертом месяце беременности. До трех месяцев утробы все зародыши в утробе женского пола. Вероятно, здесь речь идет о первом шевелении ребенка в утробе матери.

Чтобы узнать о поле ребенка, нужно сесть на пол, а затем встать и обратить внимание, на какую руку опиралась. Если опиралась на правую, то родится мальчик, если же на левую, то девочка.

Здесь, вероятно, необходимо сделать добавление, что речь идет уже о времени беременности, конкретнее, о том моменте, когда женщина узнала, что она беременна. И женщина узнает о поле будущего ребенка через свои собственные телесные проявления.

Если правая грудь во время беременности полнее, то родится мальчик.

Узнавание о поле ребенка по физическим проявлениям тела в момент беременности.

Чтобы узнать о поле ребенка, можно вынуть из-под наседки яйцо, разбить его и посмотреть. Какого пола зародыш, такого же пола и будет младенец.

Здесь необходимо конкретизировать время, когда именно нужно вытаскивать из-под наседки яйцо. Вероятнее всего это было после того, как женщина узнала, что беременна или после первого шевеления плода в утробе. В предыдущих приметах Вы видели, к каким сферам жизни обращалась будущая мать для того, чтобы узнать пол будущего ребенка. Здесь мы видим обращение к домашней живности, курице, которая соотносится с будущей роженицей.

Чтобы узнать, мальчика или девочку родит женщина, кладут на сундук нож и вилку и накрывают черным платком. Затем беременная садится на сундук: если она сядет на нож, то родит мальчика, если сядет на вилку, то родит девочку.

Это более поздняя примета, так как вилка появилась в крестьянской домашней утвари довольно-таки поздно. Здесь символика определяется по принципу принадлежности к роду. Вилка принадлежит женскому роду, нож – мужскому. И в зависимости от того, на какой из этих предметов сядет беременная того рода и следует ожидать дитя. Вместе вилки могла быть положена и ложка. Каждая сфера крестьянской жизни или быта включается в процесс распознавания пола будущего ребенка.

Спрашивают у беременной, кого она родит — мальчика или девочку, и замечают: если она покраснеет, то родит девочку, если беременная женщина полнеет, то родит девочку. Если она не конфузится, когда ее спрашивают о том, кого она родит, и если живот у нее принимает обо­стряющуюся форму («тычком»), то у нее родится маль­чик.

Краска – символ женщины, она может покрываться краской, также слово краски обозначало женские регулы. Форма живота соотносится с формами половых органов. Заостренный живот – символ мужского полового органа.

Когда беременная почувствует первое движение ребенка в утробе и при этом взглянет и подумает про мужчину, то будет мальчик.

Рождение образа будущего ребенка в момент первого движения ребенка – ответ на вопрос, кто же родится.

Когда какая-нибудь женщина мается родами, и у нее сильно болит спина, то она родит мальчика, и все другие беременные парнями женщины, тоже чувствуют в это время боли в спине; а если женщина беременна девочкой, то у нее и у всех беременных болит живот.

Боли в животе или спине связаны с обменами веществ в организме матери и в организме формирующегося плода. Если обмены веществ у матери и плода сходны, то родиться девочка. В таком случае женщина будет испытывать боли в области живота, потому что ощущает тяжесть. Обмен веществ мальчика и обмен веществ матери различны. Если процессы метаболизма в организме затруднены, что происходит в том случае, если женщина беременная мальчиком, то усиливается нагрузка на почки. Почки не справляются с выводом веществ и начинают болеть. А боль переносится на кожу в области спины, поясницы. Отсюда и боли в спине, когда женщина беременная мальчиком.

Чтобы род не пресекался, новорожденному мальчику клали под подушку зуб от бороны.

Образ бороны в сознании крестьянина соотносился с образом полового акта, так как конструкция бороны — это сочетание зубьев с ячейками, то есть соотнесение элементов бороны с женскими и мужскими половыми органами. Существовали даже специальные обряды катания молодых на бороне. (Борона – символ плодородия и изобилия).

Читать далее…